Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Из жизни » Мифы о дислексии: как живут люди с этой особенностью и почему важно получить диагноз


Мифы о дислексии: как живут люди с этой особенностью и почему важно получить диагноз

02 июнь 2025, Понедельник
5
0
Мифы о дислексии: как живут люди с этой особенностью и почему важно получить диагноз
В каждой пятой семье растет ребенок, которому в начальной школе нужна специальная поддержка взрослых в учебе. По мнению исследователей, большинство отстающих учеников в возрасте 6-11 лет — это дети, которые читают менее бегло и аккуратно, чем их сверстники. При этом в научной литературе не принято делить детей на тех, кто «просто плохо читает», и тех, у кого есть дислексия. 
Термин «дислексия» описывает все сложности с процессом чтения и письма, возникающие несмотря на то, что ребенок регулярно посещает школу или учится дома. Это нейробиологическое состояние, которое передается по наследству. Долгое время считалось, что оно вызвано особенностями визуального восприятия. В XIX веке офтальмологи предполагали, что существует особая «слепота к словам», когда хорошо мыслящий и хорошо видящий ребенок оказывается неспособен правильно распознать буквы, поскольку они «прыгают» у него перед глазами. 
В XXI веке трудности с чтением исследовали с помощью самых новых технологий: функционального МРТ, генетического анализа, айтрекеров и машинного обучения. Современная наука знает, что трудности с чтением не связаны со зрением. Врачи не раз официально заявляли: если у ребенка нет офтальмологического диагноза, не следует связывать его плохое чтение с особенностями зрения. Цветные линзы и шрифты для дислексиков также не дают положительного результата при обучении чтению. 
Дислексия становится следствием врожденных языковых дефицитов. Для того, чтобы расшифровать печатные знаки, перевести их в звуки, слова и предложения, читатель должен хорошо делить поток речи на части, выделять ритмический рисунок фраз, уверенно манипулировать звуками. Большинству детей интуиция помогает верно решать такие задачи практически без обучения. Однако 20% людей лишены этих умений и нуждаются в специальных занятиях. Исследования показывают: если они стартуют рано и идут интенсивно, дети даже с сильной дислексией в 92% случаев догоняют ровесников. 
Эти цифры внушают оптимизм, однако в них сложно поверить. Почему тогда каждый пятый ребенок в начальной школе получает не четверки и пятерки, а тройки? Почему большое количество учеников не справляются с текстовыми задачами по математике из-за того, что не в состоянии их аккуратно прочесть? Что мешает родителям обратиться к специалистам и решить проблему? Дело в том, что ученые сегодня действительно знают, как эффективно улучшить чтение, но большая часть общества по-прежнему живет во власти нейромифов — ложных представлений о работе мозга, сложившихся в XX веке. 

Миф №1: Мозгу надо дозреть до чтения

Вы удивитесь, но наш мозг вообще не приспособлен для чтения. Нет возраста, в котором он вдруг начинает функционировать так, чтобы ребенку было просто читать. В отличие от усвоения речи чтение — это не естественный процесс, требующий перестройки нейронных связей. Однако родители часто откладывают обучение чтению на потом, особенно когда ребенок сопротивляется: отказывается складывать свое имя из магнитной азбуки, прячет книжку, в которой ему предлагают прочесть простое слово, рыдает, когда мама настаивает, чтобы он переписал буквы.
Специалисту такое поведение показывает: типичные способы обучения с ребенком не сработают — его надо учить, но иными, особыми методами. Чем позже начать заниматься, тем больше времени и сил понадобится для того, чтобы ребенок достиг уровня сверстников.
Специалисты советуют учить ребенка читать как можно раньше: нейротипичному занятия не повредят, а у нетипичного позволят вовремя выявить проблемы. В три-четыре года стоит показывать ребенку буквы, в пять лет — тренировать чтение коротких слов, в шесть — от предложений переходить к чтению простых историй.

Миф №2: Ребенок не читает, потому что он аудиал

Утверждение о том, что люди делятся на визуалов, кинестетиков и аудиалов — это миф-зомби. Он до сих пор жив, хотя было доказано, что не существует людей, которые предрасположены к получению информации только из одного канала. 
В целом миф выглядит безобидно: действительно, даже полезно разнообразить педагогические приемы, предлагая получать информацию на слух или наощупь. Он приносит вред, лишь когда оправдывает отказ от книги: под предлогом мифической «аудиальности» взрослые закрывают глаза на неумение ребенка работать с печатным текстом.

Миф №3: Дети ошибаются во время чтения вслух, но про себя читают отлично

У нас нет способов проверить, как ребенок читает про себя. Чтение вслух — это демонстрация компетенции и единственная возможность ее оценить. О хорошем чтении про себя обычно судят на основании удачного пересказа или верных ответов на вопросы, однако вдумчивый ребенок в состоянии по нескольким верно разобранным словам и понятным иллюстрациям восстановить общий контекст истории. 
Поощряя плохо читающего ребенка читать про себя, родители оставляют его без поддержки. Не умея аккуратно расшифровывать печатные знаки, он вынужден угадывать слова и предложения. Чтобы соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок не рассказывает о трудностях, а наоборот, тщательно маскирует их, приучаясь не читать, а имитировать чтение. Лингвисты Лаборатории чтения «Верные слова» разработали скрининг и программу, которые позволяют быстро выявить и вовремя начать корректировать трудности с чтением и письмом. 

Миф №4: Трудности в чтении не видны раньше третьего класса

Для того чтобы выявить трудности с чтением, не обязательно просить ребенка читать. С помощью специальных языковых тестов можно с высокой степенью вероятности предсказать риск развития сложностей с чтением и письмом уже у старших дошкольников. Лонгитюдные (отслеживающие прогресс в чтении одних и тех же детей на протяжении долгого времени) исследования показали: оценка, сделанная в пять-шесть лет на основании умения манипулировать звуками, оказывается очень точной.
Без дополнительных специальных занятий первоклассник, который к концу учебного года показывает низкий результат в чтении, в четвертом классе также читает хуже, чем сверстники. Даже в языках с прозрачной орфографией (русский к ним не относится) 70% таких первоклассников в восьмом классе оказываются отстающими на уроках литературы и языка. Дети приучаются скрывать трудности, додумывая или намеренно «зажевывая» слова. 

Миф №5: Измерение скорости чтения в школах приносит только вред

Скорость чтения, измеренная в правильных словах в минуту, показывает, понадобится ли ребенку помощь, в каком объеме и в течение какого времени. Специалисты могут оценить читательские компетенции с помощью особых тестов, но учителям и родителям нужен простой инструмент, чтобы знать, стоит ли тратить время и силы на дополнительные занятия.
Школы отменяют измерение скорости чтения, чтобы не травмировать ребенка сравнением с одноклассниками. Однако тем самым пятую часть учеников они лишают возможности роста в учебе. Не зная рейтинга ребенка на шкале чтения, учитель не в состоянии отличить нормальное развитие от нетипичного, требующего немедленной реакции взрослых.

Миф №6: Метод скорочтения помогает ребенку читать бегло и аккуратно

Название метода невольно послужило причиной путаницы. На самом деле такой набор техник правильно было бы назвать способом извлекать информацию с большой скоростью. Он был придуман для взрослых людей, читающих быстро и без ошибок. Задания этого типа учат понимать суть текста, просматривая, а не прочитывая его. Они по определению не развивают навыки, необходимые маленькому читателю.
Техники скорочтения крайне вредны для детей, которым чтение дается с трудом. Не умея озвучивать слово буква за буквой, ребенок переходит к узнаванию целых слов, на деле «узнавание» оборачивается угадыванием — привычка, от которой потом чрезвычайно трудно избавиться. 

Миф №7: Развитие внимания и памяти поможет ребенку читать.

У нетипичных читателей действительно чаще, чем в среднем, встречаются дефициты внимания. Около 25% детей с дислексией имеют диагноз СДВГ. Однако трудности в чтении никогда не бывают вызваны этими особенностями. Причина лежит в области восприятия языка, его звучания и грамматики. Тренируясь эффективно работать, несмотря на слабую концентрацию и плохую рабочую память, ребенок учится именно этому — концентрироваться и следовать инструкциям. Это важное умение, но умение читать появляется в ходе совсем других тренировок.

Миф №8: Если ребенок плохо читает, ему нужно больше читать

Выдуманный образ «ленивого ребенка», которому «просто нужно больше стараться», до сих пор возникает в разговорах родителей и учителей. На самом деле при обучении чтению важны не количество минут или страниц, а регулярность и интенсивность занятий. 
Если пятиклассник с трудностями в чтении способен не отвлекаясь читать вслух десять минут в день — это замечательный результат. Главное, чтобы чтение проходило под контролем взрослого и повторялось ежедневно. Детям с трудностями в чтении можно заменять чтение объемных текстов слушанием аудиокниг. 

Миф №9: Дислексия — особенность гениев

У Стива Джобса и Альберта Эйнштейна, по-видимому, была дислексия. Однако среди дислексиков не больше талантливых людей, чем среди хороших читателей. Так, установлено полное отсутствие связи между дислексией и IQ: плохие читатели точно так же, как и хорошие, могут иметь интеллект значительно выше или намного ниже среднего. Родители, которые видят у ребенка «дар дислексии», как правило, закрывают для него многие карьерные пути. Миф о связи плохого чтения с особой креативностью и нестандартным мышлением подталкивает взрослых к развитию у детей творческих навыков в ущерб академическим. 
Читайте также
Владимир Путин поддержал идею создания Всероссийской службы помощи семье
Владимир Путин поддержал идею создания Всероссийской службы помощи семье
Из жизни
Владимир Путин в ходе встречи с детским омбудсменом Марией Львовой-Беловой поддержал ее инициативу о преобразовании Всероссийской инспекции системы профилактики социального сиротства во Всероссийскую службу помощи семье. Об этом сообщается в Telegram-канале Кремля. Во время встречи Львова-Белова представила президенту результаты Всероссийской инспекции системы профилактики социального сиротства, которая была проведена по его поручению во всех 89 субъектах России. Ее целью, как указала детский
Джулия Гарнер сыграет в сериале Netflix о крахе криптобиржи FTX
Джулия Гарнер сыграет в сериале Netflix о крахе криптобиржи FTX
Из жизни
Джулия Гарнер, известная по сериалам «Озарк» и «Изобретая Анну», вошла в актерский состав проекта Netflix о крахе криптобиржи FTX. Об этом сообщает издание Deadline. Сериал Netflix расскажет об основателе FTX Сэме Бэнкмане-Фриде и его подруге и бывшем генеральном директоре компании Alameda Research Кэролайн Эллисон, столкнувшимися с обвинениями в мошенничестве после того, как криптобиржа, которая в начале 2022 года оценивалась в $32 млрд, в ноябре 2022 года потерпела крах. Создатели описывают
Диагнозы ставит TikTok: как медицинские советы из соцсетей и ChatGPT заменяют врачей
Диагнозы ставит TikTok: как медицинские советы из соцсетей и ChatGPT заменяют врачей
Из жизни
Довериться фейку Согласно исследованию, опубликованному в марте 2025 года в научном журнале Plos One, большинство популярных видеороликов в TikTok с хештегом #ADHD не соответствуют диагностическим критериям и медицинским рекомендациям. Исследователи проанализировали 100 самых популярных видео, собравших почти 500 млн просмотров, и выяснили, что менее половины утверждений о симптомах СДВГ совпадают с официальной классификацией заболеваний. Авторы подобного контента часто выдают личные ощущения
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив