Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Из жизни » Триумф зомби «28 лет спустя»: как Дэнни Бойл переосмыслил кино о ходячих мертвецах


Триумф зомби «28 лет спустя»: как Дэнни Бойл переосмыслил кино о ходячих мертвецах

27 июнь 2025, Пятница
2
0
Триумф зомби «28 лет спустя»: как Дэнни Бойл переосмыслил кино о ходячих мертвецах
От года к году и от части к части зомби-франшиза Дэнни Бойла набирает скорость и увеличивает временную дистанцию: «28 дней спустя» продолжились «28 неделями спустя», а те превратились в «28 лет спустя». Скорость важна в рамках этой вселенной еще и потому, что проект Дэнни Бойла по оригинальному сценарию Алекса Гарленда предложил аудитории совершенно иной взгляд на истории про ходячих мертвецов. Впервые на экране они стали быстрыми. 
В классических зомби-хоррорах Джорджа А. Ромеро — «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов» — ожившая нечисть выглядела пугающе, но двигалась абсолютно неспешно. Кинематографисты обыгрывали ужас как могли, но, если посмотреть старые фильмы про зомби-апокалипсис, становится очевидно, что от такой угрозы можно было легко убежать — мертвецы никуда не спешили.
«28 дней спустя» вышли в 2002 году — одновременно с «Обителью зла» Пола У.С. Андерсона, экранизацией одноименной видеоигры, где главную роль сыграла Мила Йовович. Не сговариваясь оба проекта представили новый взгляд на ходячих мертвецов — они стали гораздо быстрее. Динамика появилась даже в самом процессе превращения: от медленного омертвления плоти до воскрешения, возвращения хищных инстинктов и скорости охоты за жертвой. Позже такое представление об экранных зомби подхватят все: от шутливого «Добро пожаловать в Zомбилэнд» и социального «Тупика» до неиссякаемых «Ходячих мертвецов».
При этом изначально «28 дней спустя» Дэнни Бойла возникли как дань уважения традициям жанра. Гарленд вдохновлялся творчеством Ромеро и позже неоднократно экранизированным романом писателя-фантаста Джона Уиндема «День триффидов» (на русский язык книгу перевел Аркадий Стругацкий). Роман Уиндема был посвящен триффидам — возникшим в результате мутации хищным растениям, превратившихся в угрозу для человечества.
Тема краха привычного мира стала центральной и в «28 дней спустя». По сюжету, группа «зеленых» активистов проникает в центр исследования приматов и выпускает из секретной научной лаборатории обезьяну, зараженную вирусом неудержимой агрессии. Передающийся через кровь, он распространяется в считанные часы, и за 28 дней вся Великобритания оказывается охвачена неизвестной эпидемией, с которой не в силах справиться ни власти, ни ученые. Отдельные группы выживших прячутся в заброшенных домах, пытаясь дать отпор толпам зомби.
Зритель узнает о случившемся и проживает опыт постапокалипсиса через оптику одного героя — очнувшегося в реанимации лондонца Джима (Киллиан Мерфи, которому разрешили оставить родной ирландский акцент). Последний месяц он провел в бессознательном состоянии, а потому не узнает родной Лондон, погруженный в хаос. Герой бродит по опустевшим улицам мегаполиса, чудом выживая в нападении зомби и знакомясь с другими выжившими счастливчиками, не все из которых безобидны.
Первые фильмы про зомби родились из коллективного страха в разгар Холодной войны. Эти страшилки подспудно отражали угрозу ядерной атаки и уничтожения мира в политической схватке Востока и Запада. «28 дней спустя» возникли на почве угрозы нового тысячелетия — вирусной эпидемии, которых в нулевых было предостаточно: птичий грипп, свиной грипп, атипичная пневмония, лихорадка Марбурга. Еще раньше наводила страх сибирская язва, а спустя десятилетие — лихорадка Эбола.
В начале XXI века казалось, что ключевая угроза для человечества не ядерное оружие, а опасные эпидемии (мировая пандемия COVID-19, случившаяся в 2020 году, только подтвердила эти опасения). Фильм Бойла сумел воплотить это предчувствие в числе первых. Но у проекта был и социальный подтекст: идея так называемого «вируса ярости», которым заражались герои, по мнению режиссера, перекликалась с проблемой повсеместной агрессии внутри общества.
Несмотря на актуальность художественных мотивов фильма, выпустить его на экраны было непросто. Студия Universal, которой питчили проект, отказалась его поддержать, и продюсеры справлялись собственными силами. Бюджет фильма составил скромные $8 млн, которые обернулись мировыми сборами почти в $75 млн, не считая дохода от продажи DVD. Благосклонны к фильму были и критики, похвалившие проект за неожиданную, но удачную смесь хоррора про зомби с умной аллегорией на политическую обстановку в начале нового тысячелетия.
Роль Джима стала большим успехом и для Киллиана Мерфи — прежде нишевого артиста инди-кино. После выхода «28 дней спустя» голливудская индустрия распахнула перед ним двери: «Я стал нарасхват и тогда же познакомился с Кристофером Ноланом, позвавшим меня в «Бэтмен. Начало». Эффект от фильма был огромен вообще и для меня в частности», — рассказывал Мерфи.
 У первой части теперь уже трилогии изначально было несколько концовок: от более оптимистичной до совершенно безнадежной. В разных вариациях финала Джим то спасал других, жертвуя собой, то погибал в больнице, как бы совершая полный цикл — возвращаясь к той точке, с которой для него началась история, то заражался, превращаясь в зомби.
Спустя годы значимость картины только возросла. В 2004 году кабельный телеканал Brave включил ряд сцен фильма в топ «100 самых страшных эпизодов в кино». В 2007-м издание Stylus поместило «28 дней спустя» на вторую строчку рейтинга «Лучших зомби-хорроров всех времен» (вперед лента Бойла пропустила только «Рассвет мертвецов» Ромеро). В 2008 году журнал Empire поставил картину на 456 место в списке «500 величайших фильмов в истории». В 2017-м издание Time Out отметило фильм на 97 строчке рейтинга «100 лучших британских фильмов». А сайт-агрегатор Rotten Tomatoes упоминает «28 дней спустя» в топе лучших зомби-фильмов.
Лента Бойла предвосхитила будущий тренд на зомби-апокалипсисы в кино. В последующее десятилетие один за другим вышли серьезные «Я — легенда», «Война миров Z», ироничное «Операция «Мертвый снег» про зомби-нацистов, сатиричное «Зомби по имени Шон», романтичное «Тепло наших тел», пародийные «Гордость и предубеждение и зомби» и многое другое. Оказалось, что тема неиссякаема и с ней можно работать в разных жанрах. О популярности картины Бойла говорит и тот факт, что она стала объектом для пародий: от «Южного парка» до спешал-эпизода в «Симпсонах», посвященного Хэллоуину.
Новый виток популярности «28 дней спустя» пережили в 2020 году, срезонировав с пандемией коронавируса. Британские СМИ сопровождали публикации об опустевших улицах страны кадрами из фильма, олицетворяющих мир, столкнувшийся с угрозой мировой эпидемии. Эти же референсы прослеживались в общественных дискуссиях о том, насколько пророческим оказалось кино Дэнни Бойла.
К тому моменту у фильма уже вышло продолжение — «28 недель спустя», созданное другим составом авторов. Сценарий написали Роуэн Жоффе, Энрике Лопес Лавинье и Хуан Карлос Фреснадильо. Последний выступил и в качестве режиссера. Дэнни Бойл, занятый тогда на съемках «Пекла», остался в качестве исполнительного продюсера. Именно он рекомендовал в режиссерское кресло вместо себя Фреснадильо, будучи большим поклонником его мистической драмы «Интакто». Сменился и актерский состав: на место Киллиана Мерфи, Наоми Харрис и Брендана Глисона пришли Джереми Реннер, Роуз Бирн и Роберт Карлайл.
События продолжения развивались спустя шесть месяцев с момента распространения вируса. Силы НАТО стараются восстановить порядок и вновь заселить Лондон, поместив его в карантин. Но их планы рушатся, когда выясняется, что вирус до конца не ликвидирован и существуют бессимптомные зараженные, что рискует обернуться новой волной массовой эпидемии.
В поддержку фильма был выпущен графический роман «28 дней спустя: Последствия». Вторая часть получилась чуть менее успешной — при бюджете $15 млн картина заработала в мировом прокате $65 млн. Помимо дохода снизился и рейтинг одобрения критиков. Журналисты хвалили сиквел за удачные сюжетные решения, в целом признавая картину достойной, но ничего принципиально нового лента не предлагала.
Тогда же в 2007 году заговорили о возможном выходе третьего фильма серии: Дэнни Бойл заявлял о готовности вернуться в проект, но Алекс Гарленд отмечал, что из-за сложностей с авторскими правами возродить историю будет непросто. Его слова подтвердились в 2015 году, когда сценарист и постановщик признал, что «28 лет спустя» погрязли в производственной неразберихе: «Скажу вам честно, сценария нет, а правами владеет группа людей, которые просто больше не разговаривают друг с другом. И до тех пор пока они не наладят контакт, говорить о продолжении не имеет смысла».
Однако спустя четыре года Бойл и Гарленд заговорили о проекте в более оптимистичном ключе, подтвердив, что работа над ним возобновлена, и они вместе с Киллианом Мерфи готовы вернуться к истории — актер также числится исполнительным продюсером фильма.
Новая часть франшизы — «28 лет спустя» — стартовала в мировом прокате 20 июня. В конце мая проект уже выиграл несколько наград премии «Золотой трейлер» за видеопромо. Главные роли исполнили Аарон Тейлор-Джонсон, Джоди Комер, Рэйф Файнс, Джек О’Коннелл и Эрин Келлиман. Сюжет строится вокруг жителей Великобритании спустя 28 лет с момента начала эпидемии, сумевших адаптироваться к новым реалиям и жизни среди зараженных. Группа людей обитает на отдаленном острове, но когда некоторые из них вынуждены отправиться на разведку на большую землю, их ждет множестве пугающих открытий о вирусе нового типа и его последствиях.
«28 лет спустя» уже показали неплохой старт в мировом прокате: лента стоимостью $60 млн сумела отбить бюджет в первый же уикенд. Картина заняла вторую строчку рейтинга, пропустив вперед только фильм «Как приручить дракона». Похвалили проект не только зрители, но и критики — на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes у него 89% одобрения от профильных СМИ. Киножурналисты отмечают, что третьей части удалось вдохнуть новую жизнь во франшизу и сделать продолжение не просто динамичным, но актуальным и выполненным со вкусом.
«Гарленд и Бойл вновь возвращают нас в мрачный ад постапокалипсиса и выжимают из своей истории весь доступный максимум»; «стиль и художественные решения могут не всем прийтись по душе, но невозможно не аплодировать тому, с каким знанием дела Дэнни Бойл снял свое кино — в нем одновременно неуютно и захватывающе интересно», — такие оценки дают фильму профильные журналисты. 
Кажется, что, несмотря на все трудности с возвращением к истории и длительный перерыв между выходом фильмов серии, новая часть франшизы удалась. Дэнни Бойл и Алекс Гарленд вновь сделали не просто качественное жанровое кино, но объемную и значимую историю, которая рассказывает о социальных и политических проблемах — с зомби-апокалипсисом на фоне. 
Читайте также
Свадьба века: как в Венеции празднуют бракосочетание Джеффа Безоса и Лорен Санчес
Свадьба века: как в Венеции празднуют бракосочетание Джеффа Безоса и Лорен Санчес
Из жизни
Mike Egerton / PA Images via Getty Images Знакомство Джефф Безос и Лорен Санчес познакомились в 2016 году на премьере фильма «Манчестер у моря», считается, что их объединил общий интерес к авиации — в 2011 году журналистка получила права пилота, а в 2016-м основала компанию, которая занимается аэросъемкой Black Ops Aviation. В 2018 году она сотрудничала с аэрокосмической компанией Безоса Blue Origin. Официально пара вышла в свет только в 2019 году, когда Безос развелся с первой женой Маккензи
Три трека Kizaru запретили к распространению в России из-за пропаганды наркотиков
Три трека Kizaru запретили к распространению в России из-за пропаганды наркотиков
Из жизни
Невский районный суд Санкт-Петербурга признал три трека рэпера Kizaru (настоящее имя Олег Нечипоренко) запрещенными к распространению на территории России. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов города. Административный иск прокуратуры Санкт-Петербурга касался треков «Пакуем», «Что за бизнес » и «Наркос». Эксперты заключили, что в текстах этих песен присутствует пропаганда употребления наркотических средств. Они выявили в текстах треков информацию, формирующую «позитивное отношение к
Анна Винтур покидает пост главного редактора американского Vogue
Анна Винтур покидает пост главного редактора американского Vogue
Из жизни
Главный редактор американского журнала Vogue Анна Винтур занимается поисками нового «руководителя редакционного контента». Об этом сообщает издание Business of Fashion (BoF). По данным издания, Винтур передаст новому руководителю редакционного контента работу над ежедневными операциями журнала, но продолжит, при этом, курировать издание в качестве глобального редакционного директора Vogue и главного директора по контенту в издательстве Condé Nast. Как отмечает BoF, слухи об уходе Анны Винтур с
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив