Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Из жизни » Цена кадрового дефицита: как закон о целевом обучении повлияет на студентов-медиков


Цена кадрового дефицита: как закон о целевом обучении повлияет на студентов-медиков

17 октябрь 2025, Пятница
1
0

Бюджет — только по договору: свободы выбора не останется

Законопроект о целевом обучении медиков прошел первое чтение в Госдуме 8 октября 2025 года. Это далеко не первая попытка государства перекрыть кадровый дефицит в сфере здравоохранения, она меняет подход и к целевому обучению, и к трудоустройству медицинских работников. 
Если сейчас целевое обучение — это во многом право выбора, то с 1 марта 2026 года для всех бюджетников-медиков оно может стать обязанностью. Помимо этого, недавнее заявление заместителя министра здравоохранения Татьяны Семеновой о равной уголовной ответственности для молодых и опытных врачей, хотя и не является частью законопроекта, идеально вписалось в общий контекст реформы.

Все бюджетники должны стать целевиками

Новый законопроект предлагает обязать всех студентов-медиков, обучающихся на бюджете, заключать договор о целевом обучении уже на первом курсе. Это серьезное изменение: сегодня такое обучение — право студента, закрепленное в статье 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а не обязанность.
Если закон примут, каждый, кто поступит на бюджет после 1 марта 2026 года, должен будет в течение первого курса подписать целевой договор. Эта обязанность распространится и на тех, кто переведется на бюджет или восстановится после отчисления. Фактически, свободных бюджетных мест для медиков не останется — все они будут «целевыми». При этом искать работодателя студентам придется самостоятельно — через портал «Работа в России». На это прямо указывает заключение Комитета Госдумы по охране здоровья.

Что будет с студентами, которым не удастся найти работодателя

В законопроекте указано, что если студент не заключил договор о целевом обучении в первый год по причине отсутствия заявок заказчиков-медицинских организаций, то обязанность заключить договор сохраняется за ним и далее. А еще можно перевестись на платное обучение, если будут места.
Единственный вариант не заключать договор — это отсутствие заявок или несоответствие студента предъявляемым заказчиком требованиям (например, среднему баллу или требуемым знаниям), это не считается нарушением, и обучение продолжается в обычном порядке. Если возможность заключить договор была, но студент отказался — вуз имеет право его отчислить. 
Таким образом, обязательность целевого договора действует «по умолчанию», но сохраняется узкое исключение для случаев, когда заключить договор невозможно по независящим от студента причинам.

Беспрецедентные штрафы для выпускников 

Если же договор уже заключен, но выпускник расторгнет его или не выйдет работать по назначению либо уволится ранее установленного в договоре срока, его ждет суровая финансовая ответственность: возвращение стоимости обучения и выплата штрафа в двойном размере этой суммы. Иными словами, молодому специалисту грозит счет в размере тройной стоимости обучения, что может достигать нескольких миллионов рублей и стать «долговой ямой». При этом в законопроекте не предусмотрено «уважительных» причин расторжения договора или увольнения, при которых можно было бы избежать штрафа.

Наставничество: шанс или формальность

Один из ключевых пунктов реформы — введение обязательного трехлетнего наставничества для всех выпускников медвузов. Проще говоря, молодой врач не сможет сразу работать самостоятельно — первые три года он будет заниматься медицинской практикой под присмотром опытного специалиста, который станет его наставником. Это новая форма профессиональной адаптации, частично возвращающая то, что раньше обеспечивала интернатура: врач-новичок получает возможность практиковаться, но при этом у него есть человек, к которому он может обратиться за советом и контролем.
После трех лет такой работы молодой специалист проходит повторную аккредитацию — своеобразное подтверждение того, что он теперь готов к полной самостоятельной практике.Если же наставничество не пройдено, врач не сможет работать по специальности — ему придется снова проходить аккредитацию с нуля. Наставничество декларируется как защита пациента и «мягкий» вход в практику.
Заместитель главы Минздрава Татьяна Семенова указала, что в центре на базе РНИМУ им. Пирогова обучение прошли уже более 70 000 наставников. Она также отметила, что за наставничество будет предусмотрена стимулирующая выплата.
Академик, член комитета Государственной Думы по охране здоровья, Александр Румянцев, отметил следующее: «Наставник — это кто? Надо проработать этот вопрос перед тем, как принимать закон, потому что в советское время наставниками были заведующие отделениями, и они за это получали дополнительно деньги и несли ответственность за людей, которые работают под их руководством… Этот вопрос не решен с наставниками, и в медицине это очень непростая вещь, потому что люди должны дать согласие на то, что они будут наставниками, и за это получать определенные деньги».
Отметим, что в ноябре 2024 года в Трудовом кодексе закрепили понятие наставничества. Тех, кто обучает молодых коллег, наделили правом получать доплату за дополнительную нагрузку, связанную с этим процессом. А у работодателя появилась обязанность — прежде чем прикреплять молодого специалиста к опытному сотруднику, нужно получить согласие будущего наставника в письменном виде.
Не менее важен вопрос, где именно будет проходить наставничество. По законопроекту, для выпускников, которые не являются «целевиками», наставничество должно проходить в медицинских организациях, участвующих в программе государственных гарантий. Студенты-«целевики» будут проходить наставничество в тех учреждениях, с которыми у них заключен договор — как правило, это государственные клиники.
Наставничество — это очень позитивное решение для целей и адаптации молодого врача к практике, и к повышению качества медпомощи. В 2016-2018 годах в системе обучения медицинских работников был исключен такой институт как интернатура, а студенты получили право на работу в поликлиниках сразу после вуза, проходить постдипломное образование стало необязательно. После таких изменений на практике стали отмечать снижение качества медицинской помощи, т.к. фактически многие выпускники медицинских вузов не имеют практических навыков работы с пациентами, а также имеют проблемы с реализацией теоретических знаний.
В 2022 году  в Нацмедпалате отметили, что системе медицинского образования необходимы серьезные изменения, включающие возвращение таких институтов, как интернатура и субординатура, позволяющих молодому специалисту в течение двух лет отрабатывать практические навыки под контролем компетентных специалистов. Это позволит повысить качество оказываемой медицинской помощи в перспективе, и приведет российское медицинское образование в соответствие с международным стандартом, предусматривающим трехлетнюю подготовку терапевтов и педиатров в резидентуре по окончании ими университета.
Заявление заместителя министра здравоохранения Татьяны Семеновой о равной уголовной ответственности для молодых и опытных врачей, кажется, взбудоражило сообщество. Но в этом заявлении нет ничего нового, это лишь констатация фактов. Де-юре, молодой врач, допущенный к оказанию медицинской помощи, обладает равными правами и обязанностями с врачами, проработавшими в здравоохранении несколько лет. Уголовное законодательство не делает никаких исключений для молодых специалистов. В этой части законодательство не меняется. 

Главный вызов — не превратить профессию в повинность

Предлагаемые поправки —  попытка административно решить системные проблемы.
Официально инициатива мотивирована острой нехваткой медицинских кадров в государственных учреждениях. В пояснительной записке указано, что дефицит достигает 29 000 врачей и 63 000 средних медработников (по данным 2023 года). Замминистра здравоохранения Татьяна Семенова, представляя проект в Госдуме, подчеркнула, что цель изменений — закрепить молодых специалистов в регионах, улучшить качество и доступность медицинской помощи. Государство, как инвестор, вкладывающий миллиарды рублей в подготовку врачей, стремится гарантировать возврат этих инвестиций туда, где помощь нужнее всего.
При этом не стоит забывать и о том, что не все работодатели хотят пригласить на работу неопытного врача. Поэтому если смотреть с этой точки зрения, для некоторых молодых специалистов законопроект будет являться гарантией возможности работать по специальности.
Введение обязательного трехлетнего наставничества — это, потенциально, самый позитивный элемент реформы. Он свидетельствует о понимании того, что бросить молодого врача без поддержки — недопустимо. Если наставничество будет реализовано не как формальность, а как полноценная программа с методической и психологической поддержкой, это может кардинально повысить качество подготовки и снизить стресс у начинающих медиков. Это шанс возродить культуру профессионального шефства, что в долгосрочной перспективе укрепит всю отрасль.
Несмотря на благие цели, механизм их достижения порождает серьезные вопросы, от решения которых будет зависеть конечный результат всей реформы. 
Главный вызов —как не превратить благородную идею служения в принудительную повинность. Жесткая привязка к месту работы и многомиллионные санкции могут отпугнуть часть талантливых абитуриентов. 
Помимо этого, существует риск, что краткосрочное «закрытие вакансий» не приведет к долгосрочному закреплению кадров. Молодой врач, отработавший положенный срок без внутренней вовлеченности, с большой вероятностью уедет, и проблема кризиса вернется. Удержать его сможет не страх штрафа, а созданные условия: достойная зарплата, современное оборудование, ясные карьерные перспективы и программы поддержки.
Таким образом, законопроект закладывает фундамент для решения острой проблемы, но  его эффективность теперь будет зависеть от того, какие  надстройки появятся на этом фундаменте — гибкие программы поддержки, инвестиции в инфраструктуру и создание среды, в которой врач не отрабатывает повинность, а строит свою жизнь и карьеру.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора 
Читайте также
Москва глазами Гиляровского и сюрреализм в кино: афиша 16-23 октября
Москва глазами Гиляровского и сюрреализм в кино: афиша 16-23 октября
Из жизни
Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма Москву глазами ее лучшего летописца показывают в Музее русского импрессионизма: новая выставка здесь посвящена «королю репортеров» Владимиру Гиляровскому. Проект, приуроченный к юбилею писателя, развернется сразу на трех этажах музея и расскажет историю Гиляровского как живописный роман, где его любимые точки на карте будут отражены в работах Ильи Репина, Константина Коровина, Натальи Гончаровой и других художников.
Еще одно из девяти украденных из Лувра украшений найдено
Еще одно из девяти украденных из Лувра украшений найдено
Из жизни
Еще одно из девяти драгоценностей, украденных из парижского музея Лувр, найдено. Об этом сообщает газета Le Parisien со ссылкой на свои источники. О каком именно ювелирном украшении из списка похищенных ценностей идет речь, в публикации издания не уточняется. Однако ранее уже была обнаружена корона, принадлежащая супруге императора Наполеона III — императрице Евгении де Монтихо. Материалы по теме:
Джузеппе Марсоччи назначен генеральным директором Giorgio Armani
Джузеппе Марсоччи назначен генеральным директором Giorgio Armani
Из жизни
Джузеппе Марсоччи назначен новым генеральным директором модного дома Giorgio Armani. Об этом сообщает агентство Reuters со ссылкой на заявление компании. Марсоччи работает в Armani в течение 23 лет, ранее он занимал пост заместителя управляющего директора и коммерческого директора с 2019 года. Топ-менеджер Giorgio Armani вступит в новую должность немедленно, говорится в заявлении компании. Совет директоров выбрал Марсоччи в качестве генерального директора после смерти дизайнера Джорджо Армани
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив