Медведи, волшебная любовь и трагедия творца: о премьере спектакля "Обыкновенное чудо"
Накануне, 3 декабря, в Театре им. Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля "Обыкновенное чудо" по сказочной пьесе Евгения Шварца в постановке режиссера Ивана Поповски. Чтобы решиться на такое, нужно обладать недюжинной смелостью: все помнят культовый фильм Марка Захарова "Обыкновенное чудо", фразы из него ушли в народ, а интонации героев практически на слуху. Но спектакль Поповски заставляет об этом забыть, и после него не возникает желания сравнивать театральную версию сказки с раз и навсегда зафиксированной красотой захаровского киношедевра. События и чудеса происходят здесь и сейчас, действие развивается стремительно, как пружина, которую перестали сжимать. У актеров на сцене совсем другие способы взаимодействия со зрителями: они играют азартно и весело, доказывая, что даже в зачитанной до дыр истории можно обнаружить новые темы. Евгений Шварц работал над "Обыкновенным чудом" в течение десяти лет, посвятив сказку своей супруге, Екатерине Ивановне Зильбер. Он писал в дневнике: "Эту пьесу я очень люблю, прикасаюсь… к ней с осторожностью и только в такие дни, когда чувствую себя человеком". Поставив ее, Иван Поповски доказал неточность сразу двух аксиом. Во-первых, то, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку: в 2010-м режиссер выпустил премьеру мюзикла "Обыкновенное чудо", сочиненного композитором Геннадием Гладковым на основе музыки к фильму Захарова, в Театральном центре на Дубровке. Спектакль в Вахтанговском театре — вторая встреча с пьесой Шварца. Во-вторых, фразу Гегеля, что любая история повторяется дважды: сначала как трагедия, а потом как фарс, которая в этом случае работает с точностью до наоборот. Мюзикл Гладкова, поставленный им в 2010-м, был веселым и романтичным. Обратившись к сказке Шварца во второй раз, режиссер подчеркивает не только ее игровое начало, но и присутствующий в ней трагизм. Поповски сделал для спектакля новую сценическую версию текста, дополнив его диалогами и шутками, и оставил всего несколько песен и дуэтов Гладкова. Песенка о бабочке, которая крылышками бяк-бяк-бак-бяк, в его варианте "Обыкновенного чуда" не прозвучит, зато появилась взятая из мюзикла ария Принцессы, которая готовится к смерти. А колдовское "Приходит день, приходит час, / Приходит миг, приходит срок — / И рвется связь…" Волшебник, названный в пьесе Хозяин (Владимир Логвинов), поет в самом начале спектакля, сидя в белом домике, похожем на больничный бокс. Рядом на медицинской койке забылась тяжелым сном его умирающая жена (Яна Соболевская), и первый диалог Хозяин произносит за себя и за нее, передвигая двух вырезанных из бумаги кукол — мужчину и женщину. Почувствовав, что жену заинтересовала его новая сказка и это шанс пробудить у нее интерес к жизни, волшебник торопливо рвет картонную коробку из-под мороженого, наспех сооружая что-то вроде деревьев и декораций. Пространство домика раздвигается, сверху опускаются декорации цвета картона — на них цифры и пометки, как на той самой коробке (автор сценографии и костюмов — Мария Трегубова), со стены спрыгивает Медведь (Николай Романовский), сохраняющий звериные повадки. И Хозяйка (так названа жена в списке действующих лиц) поднимается с постели, чтобы тоже участвовать в сказке. Напомню ее сюжет: Хозяин превратил молодого медведя в человека. Он может снова стать зверем только после поцелуя принцессы. Но Медведь и Принцесса, героиня сказки, по-настоящему влюбляются друг в друга, и после их поцелуя происходит "обыкновенное чудо": он остается человеком.Поповски всегда был мастером визуального театра, умеющим как по волшебству трансформировать пространство и буквально из ничего создавать запоминающиеся спецэффекты. Волшебный сценический мир, созданный режиссером в "Обыкновенном чуде", накрывает зрителей словно океанская волна. Пространство оплетают заросли каких-то диковинных растений, на заднем плане неторопливо бредет стая медведей, причем один везет на спине жену Хозяина, Принцесса танцует с огромным мишкой, а из-под колосников падает снег. Незадолго до поцелуя Принцессы и Медведя на заднике возникает зловещая черная птица… Черное одеяние Волшебника и белое платье его жены по стилистике резко отличаются от костюмов персонажей созданного им сказочного мира, в которых преобладает красный цвет. Во втором акте, когда Принцесса горюет и готовится к смерти, краски на сцене блекнут, а яркие костюмы сменяются черно-белыми. Но очевидно, что в последние годы режиссера все больше интересует исследование внутреннего мира человека, мотивации поступков, характеры. В "Обыкновенном чуде" они очерчены ярко и точно, и следить за их развитием не менее интересно, чем за визуальными эффектами. Любовь — главная тема этого спектакля, не случайно в нем три пары влюбленных. Главная, конечно же, Принцесса (Полина Рафеева) с копной рыжих кудрей на голове, полная витальной, жизненной энергии, и харизматичный Медведь (Николай Романовский), поначалу сохраняющий звериные повадки. Эту пару часто называют детьми, они и вправду носятся по сцене и играют словно два сорванца-мальчишки. Влюбленных связывают и подлинная страсть, и нешуточные любовные страдания. Чувства помогают ему окончательно избавиться от звериного начала, а ей — обрести смысл жизни. Хозяйка заботится об этой паре словно ангел-хранитель, то отводя опасный удар шпаги во время поединка Медведя и Принцессы, то обнимая и успокаивая ее. Чувство преображает и другую пару — Трактирщика (Евгений Князев играет его хитрецом, ловко справляющимся со всеми жизненными неурядицами и проблемами, кроме безнадежной любви) и Придворную даму (Мария Волкова), закаленную жизненными трудностями настолько, что ее как будто покрывает непробиваемая броня. Но все это спадает, словно короста, когда Эмиль и Эмилия (так их по-настоящему зовут) поют любовный дуэт, заражающий зрителя энергией веселого вахтанговского озорства. Третья пара — Хозяин и его жена. Она уравновешивала своей добротой и нежностью его нервность, невольную жестокость и эгоизм. Хозяин никак не может смириться с тем, что любимой скоро не станет. В финале спектакля все явственнее становится тема зыбкости и ненадежности окружающего мира, где никто не знает своей судьбы. Сказка о принцессе и медведе оказывается последней: Хозяин отпускает своих героев, ни их приключения, ни его любовь не помогли продлить жизнь жены. И в этом трагедия любого творческого человека: в своем воображении он создает целые фантастические миры, распоряжаясь ими по своему усмотрению, но оказывается беспомощным при столкновении с реальностью. Хозяин засыпает на больничной койке рядом с женой, а она встает и тихо уходит вдаль, где, словно гигантский парус, начинают раздуваться театральные волны, заполняя все пространство и в итоге поглощая ее. Но остается ощущение мощи жизненных сил, веры в справедливое начало и надежда на будущее, которое всегда кажется светлее. Волны поднимаются все выше, выходящие из-под них на поклоны герои "Обыкновенного чуда" останавливают шквал зрительских аплодисментов жестом, призывающим хранить молчание, и поют: "Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло…"Ольга Романцова
Читайте также
Театр имени Вахтангова представит премьеру спектакля "Обыкновенное чудо"
Москва
МОСКВА, 3 декабря. /ТАСС/. Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова представляет премьеру спектакля Ивана Поповски "Обыкновенное чудо" по одноименной пьесе-сказке Евгения Шварца. Показы пройдут 3 и 4 декабря на основной сцене, сообщили ТАСС в пресс-службе театра."Спектакль "Обыкновенное чудо" станет первой премьерой 103-го сезона на основной сцене. К тому же, это первая постановка Ивана Поповски в Вахтанговском театре", - сказали в
"Другая сказка" по пьесам Шварца: как Сергей Урсуляк дебютировал в Театре им. Маяковского
Культура
После выпуска из Театрального училища им. Щукина Сергей Урсуляк больше десяти лет играл в театре "Сатирикон". Однако в начале 90-х выучился на режиссера и ушел в кино. "Другая сказка" — его первая постановка на театральной сцене. Жанр спектакля обозначен необычно: "Дуракаваляние со смыслом по пьесам Евгения Шварца". На предпремьерном показе побывала редактор раздела культуры ТАСС Дарья Шаталова. "Это не совсем "Голый король", и не то чтобы
Генпродюсер KION: 2023 год показал небывалый рост просмотров российского контента
Культура
В 2023 году пользователи российских онлайн-кинотеатров стали смотреть больше отечественного контента. Всего по итогам года на платформах выйдет порядка 160 оригинальных проектов, в то время как производство такого контента продолжает расти в цене — за последние три года производственная инфляция в кинематографе достигла уже 40%. О том, какие итоги года ждут российские онлайн-кинотеатры, из-за чего они по-прежнему не отказались от идеи показа новых проектов по одной серии в неделю и почему
Комментарии (0)