Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Культура » "Железная леди" с мечтой о сцене: как Галина Волчек стала символом театра "Современник"


"Железная леди" с мечтой о сцене: как Галина Волчек стала символом театра "Современник"

19 декабрь 2023, Вторник
49
0
"Железная леди" с мечтой о сцене: как Галина Волчек стала символом театра "Современник"
В юности Галина Волчек хотела стать "серьезной актрисой" и не догадывалась, что спустя десятилетия о ней будут говорить как об одном из лучших советских режиссеров, а поставленные ей спектакли будут идти по всему миру. Она была одним из основателей театра "Современник", а когда он оказался на грани исчезновения, подарила ему вторую жизнь и сделала его еще более знаменитым. Вспоминаем, каким был путь Волчек в театре.

Галина Волчек родилась в 1933 году в творческой семье. Ее мама, Вера Маймина, была сценаристкой, а отец, Борис Волчек, оператором — он много сотрудничал с режиссером Михаилом Роммом и снял такие фильмы, как "Пышка" (1934), "Ленин в Октябре" (1937) и "Человек №217" (1944). В годы Великой Отечественной войны Галина вместе с матерью уехала в Казахстан, а когда они вернулись, родители решили развестись. Девочка сама решила остаться жить с отцом. "Я его обожала, я им гордилась, я им восхищалась, я его жалела иногда, — она позже в интервью. — Когда надо было выбирать — с кем жить, с мамой или с папой, когда они разошлись, — у меня этот вопрос как бы был решен давно".Уже в школьные годы проявился твердый и волевой характер Галины Волчек. У нее было мало друзей, учителя недолюбливали ее, из всех предметов ей нравилась только литература, где можно было блеснуть фантазией и критическим мышлением. После 8 класса Галину отчислили, и, хотя технические специальности ее совершенно не привлекали, отец пристроил ее в школу рабочей молодежи — изучать гидромелиорацию. Девушке нужен был аттестат об образовании, поэтому ей пришлось разобраться и с химией, и с математикой. После выпуска Борис Волчек советовал дочери поступать в Литературный институт, но Волчек мечтала о Школе-студии МХАТ. "Я была зажатая, некрасивая, толстая, стеснялась своей фигуры. <…> Я просто знала, что хочу быть актрисой, умираю, верю", — она воспоминаниями с ТАСС.К удивлению и самой Галины, и ее родителей, она успешно сдала творческие экзамены и поступила. Руководителем курса был Александр Карев, ассистировал ему совсем молодой, едва окончивший Школу-студию МХАТ Олег Ефремов. С ним у студентов сложились крепкие творческие отношения: они мечтали возродить традиции Московского художественного театра, переживавшего в тот период не лучшие времена. Волчек окончила Школу-студию в 1955-м и вместе с другими выпускниками, среди которых были Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и Олег Табаков, организовала Студию молодых актеров, ее руководителем стал Олег Ефремов. Актеры-старожилы МХАТа к студийцам скептически: "Вот они, наши будущие гробокопатели". Тогда коллектив решил основать собственный театр — "Современник". Его появление было своеобразным вызовом устаревшим принципам МХАТа: своей задачей Волчек, Ефремов, Евстигнеев и другие присоединившиеся к ним актеры считали создание актуальных спектаклей, которые правдиво отражали бы жизнь и затрагивали социальные темы. Такую же цель ставили перед собой в свое время основатели МХТ Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.Сначала Волчек выступала в "Современнике" как актриса: играла в большинстве спектаклей, в том числе в ставших очень популярными постановках "Вечно живые" (1957) и "Голый король" (1960), а еще ассистировала Ефремову. Как режиссер она попробовала свои силы в 1962-м, когда ей было 29 лет: выпустила "Двое на качелях" по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона, и дебют удался. "На сцене вроде бы ничего не происходило — мужчина и женщина говорили без конца, выясняли отношения, встречались и разбегались <...> В финале, как потом, смеясь, рассказывал мой приятель, я вскочила с места и в повисшей, как топор, напряженной тишине сдавленным голосом крикнула герою: "Не уходи!" Самое интересное, что рядом сидевшие люди нисколько не удивились такой выходке", — театровед Марина Райкина о том, как впервые познакомилась со спектаклем Волчек.В 1960-е Галина Волчек продолжала играть в театре, но ее увлечение режиссурой становилось все сильнее и приносило плоды. Выпущенная ей "Обыкновенная история" (1966) по произведению Ивана Гончарова стала первой постановкой русской классики на сцене "Современника": изначально труппа приняла спектакль холодно, но Волчек получила за него Государственную премию, и он оказался одним из ключевых в репертуаре — билеты разлетались. Режиссер решила продолжить "классическую" линию и поставила (1968) по пьесе Горького, увеличив количество обитателей "ночлежки". Это был первый масштабный спектакль в ее карьере. Одну из главных ролей — Сатина — она отдала Евгению Евстигнееву, с которым на тот момент уже несколько лет была в разводе (они были женаты с 1954-го по 1966-й). "Все было непросто, пока мы были еще женаты, он боялся нарушения "семейного баланса". А за моей спиной всем говорил про "Двое на качелях": "Ну, Галька... И откуда у нее это?" Потом, когда мы уже развелись и сохраняли чудесные отношения, я ставила "На дне", он играл Сатина, и для обоих это было чрезвычайно легко и приятно", — Волчек.В 1971-м Волчек поставила "Свой остров" по пьесе эстонского драматурга Раймонда Каугвера. Заметная роль в нем отводилась песням Владимира Высоцкого, что совершенно не устроило комиссию, которая давала разрешение на выпуск премьер. "Мне говорят: "Все что угодно, но только не Высоцкий". А я сказала: "Для меня это принципиально. В моем спектакле могут звучать только эти песни", — Галина Волчек. Переговоры длились две недели, в итоге чиновники уступили. "Я была счастлива и горда, что это первые тексты Высоцкого, которые были залитованы, то есть получили официальное разрешение на публичное исполнение", — говорила Волчек, которую за решительность и стойкость коллеги называли "железной леди".В 1970 году Олегу Ефремову, который совмещал должности директора и худрука "Современника", предложили возглавить МХАТ им. Горького. Вслед за ним ушли и некоторые актеры, в том числе такие звезды, как Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Михаил Козаков. Многие критики и зрители считали, что без своего лидера "Современник" быстро погибнет. Но творческий голод длился два года — до тех пор, пока Галину Волчек не назначили главным режиссером."Современник" ожил — к труппе присоединились новые актеры, в том числе Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Константин Райкин. В 1974 году после нескольких переездов театр обрел свое здание на Чистых прудах. Репертуар Галина Волчек формировала, по-прежнему исходя из принципа актуальности, поэтому театр активно сотрудничал с современными авторами. Режиссер поставила "Восхождение на Фудзияму" (1973) по пьесе Чингиза Айтматова, "Эшелон" (1975) и "Спешите делать добро" (1980) по произведениям Михаила Рощина. Также шли спектакли по текстам Александра Вампилова, Василия Шукшина, Александра Гельмана, Аллы Соколовой. Даже если Волчек бралась за классику вроде чеховского "Вишневого сада" (1976) или "Трех сестер" (1982), она старалась ее актуализировать и расставить акценты так, чтобы современный зритель иначе взглянул на хорошие знакомые произведения.При этом режиссер успевала не только управлять театром, но и сниматься в кино. Волчек доставались второстепенные, иногда и эпизодические, но характерные, яркие роли. Среди наиболее заметных работ — волчица в сказке "Про красную Шапочку" (Леонид Нечаев, 1977), трактирщица в "Русалочке" (Владимир Бычков, 1976), Варвара Никитична в "Осеннем марафоне" (Георгий Данелия, 1979), а также участие в телеспектаклях.Галина Волчек первой из советских режиссеров преодолела "железный занавес": в 1978 году, в разгар холодной войны, по приглашению хьюстонского театра "Аллей" она приехала в США, чтобы вновь поставить "Эшелон" по Рощину. "Спектакль о войне американские зрители приняли с такой чистотой и пониманием, что я до сих пор не могу этого забыть", —  она в интервью ТАСС. Позже она неоднократно работала как режиссер и педагог за границей. В 1989-м Волчек присвоили звание народной артистки СССР. В тот же год она стала не только главным режиссером, но и худруком "Современника". Она продолжала выпускать спектакли, проходившие с аншлагом, — "Мурлин Мурло" (1990) по пьесе Николая Коляды, "Пигмалион" (1994) по Бернарду Шоу, "Три товарища" (1999) по Ремарку. Поставленный ей "Крутой маршрут" (1989) по книге Евгении Гинзбург о жертвах сталинских репрессий в 1990 году был показан в Сиэтле в рамках культурной программы Игр доброй воли, а с афиши "Современника" он не сходил десятилетиями. "Крутой маршрут" для меня никогда не был спектаклем-констатацией. Хотя ничего плохого в задаче рассказать о зверствах сталинского режима я не вижу. Этот спектакль для меня прежде всего предупреждение. Именно поэтому у него такой финал, не позволяющий зрителю расслабиться и подумать — это в прошлом", — Волчек.Важным событием стали гастроли "Современника" в Нью-Йорке (1996-1997): русская труппа играла на Бродвее впервые со времен тура МХТ в Америку в 1924 году. Посмотреть спектакли москвичей приходили западные звезды, а коллектив во главе с Волчек получил одну из самых престижных общенациональных наград США в области театра — премию "Драма Деск". Впервые за долгие годы этот приз присудили неамериканской труппе. Также под руководством Волчек "Современник" побывал на гастролях в Германии, Франции, Великобритании, Венгрии, Болгарии, Чехии и других странах.Галина Волчек продолжала ставить спектакли до 2015 года, ее последней работой стала новая версия дебютного спектакля "Двое на качелях". Худруком театра она оставалась до конца своей жизни: в возрасте 86 лет режиссер скончалась после болезни в декабре 2019-го. Сейчас в "Современнике" можно посмотреть такие спектакли Волчек, как "Три товарища", "Пигмалион" и "Три сестры". Дарья Шаталова 

Читайте также
Театр "Современник" отметил 90-летие со дня рождения Галины Волчек
Театр "Современник" отметил 90-летие со дня рождения Галины Волчек
Москва
МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Московский театр "Современник" представил спектакль "Галя. Волшебная история" в память о бывшем художественном руководителе театра Галине Волчек (1933-2019). Предпремьерный показ состоялся 19 декабря, когда народной артистке СССР могло бы исполниться 90 лет, передает корреспондент ТАСС."Она была такой увлеченной, напитывала жизнью и наш театр. У нас были большие задумки. Несмотря на недуги, болезни, она была наполнена творчеством и желанием
Генпродюсер KION: 2023 год показал небывалый рост просмотров российского контента
Генпродюсер KION: 2023 год показал небывалый рост просмотров российского контента
Культура
В 2023 году пользователи российских онлайн-кинотеатров стали смотреть больше отечественного контента. Всего по итогам года на платформах выйдет порядка 160 оригинальных проектов, в то время как производство такого контента продолжает расти в цене — за последние три года производственная инфляция в кинематографе достигла уже 40%. О том, какие итоги года ждут российские онлайн-кинотеатры, из-за чего они по-прежнему не отказались от идеи показа новых проектов по одной серии в неделю и почему
«Танец живёт внутри каждого»: Денис Тагинцев — о шоу «История в отеле» и популяризации хореографического искусства
«Танец живёт внутри каждого»: Денис Тагинцев — о шоу «История в отеле» и популяризации хореографического искусства
Культура
В среду, 13 декабря, в Театре Эстрады стартует танцевальное шоу «История в отеле». Чемпион мира по латиноамериканским танцам генеральный продюсер проекта Денис Тагинцев рассказал в интервью RT о важных этапах подготовки к мероприятию и его участниках, среди которых 16 чемпионов мира. Кроме того, он поделился мнением об изменениях в танцевальной индустрии и порассуждал о важности популяризации танца в России. — Как вы готовитесь к такому масштабному танцевальному шоу? — Скоро будет ровно год,
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив