Советские плакаты и зарисовки с Нюрнбергского процесса: в «Манеже» открывается выставка к 100-летию Кукрыниксов
В Центральном выставочном зале «Манеж» 1 ноября открывается выставка «Кукрыниксы», приуроченная к 100-летию образования этого творческого союза. Тандем художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова прославился во время Великой Отечественной войны благодаря патриотическим плакатам. Куратор выставки Любовь Подлеснова в интервью RT рассказала об истории создания Кукрыниксов, основных темах и направлениях их творчества. В «Манеже» будут представлены наиболее значимые работы художников разных периодов, в том числе редкие экземпляры плакатов. Куратор надеется, что выставка послужит толчком к изучению творчества Кукрыниксов в современных реалиях.

— Ставшее легендарным имя КуКрыНикс(ы) объединило трёх художников — Михаила Куприянова (1903—1991), Порфирия Крылова (1902—1990) и Николая Соколова (1903—2000). Они познакомились во время учёбы во ВХУТЕМАСе в 1924 году. Главное место в творчестве художников в 1920-е годы занимают насмешливые и ироничные карикатуры на окололитературные темы, шаржи на писателей, пародии на картины художников.
Вскоре, помимо работы в газетах и журналах, Кукрыниксы начинают иллюстрировать книги, оформляют театральные постановки, пробуют свои силы в живописи.
Встреча с Максимом Горьким изменила направление обличительного юмора Кукрыниксов, увлечённых борьбой литературных группировок и писательскими коллизиями. С тех пор литературные и бытовые темы начинают вытесняться политическими, которые занимают всё более значительное место в творчестве художников и определяют главный вектор их сатиры.
— В каких формах творили Кукрыниксы, помимо плакатов и карикатур?
— Их творчество не ограничивается карикатурами: после войны они очень активно занимаются книжной иллюстрацией.
Иллюстрируя книгу, Кукрыниксы всегда в первую очередь обращались к её тексту. Например, если мы рассмотрим их иллюстрации, созданные для романа Ильфа и Петрова, произведений Салтыкова-Щедрина, Максима Горького, Шолохова, то увидим в каждом случае совершенно разную, даже противоположную стилистику изображений.

— Кукрыниксы постоянно публиковались на страницах советских газет и журналов. В 1960-е и 1970-е годы печатня пресса в СССР переживала свой расцвет. Люди с удовольствием выписывали сатирические журналы, а журнал «Крокодил», где печатались карикатуры Кукрыниксов, был очень популярен.
— Насколько хорошо сохранилось наследие Кукрыниксов?
— В настоящее время произведения Кукрыниксов хранятся во многих музеях и художественных галереях разных городов России, а также в частных коллекциях. Собрать их все вместе едва ли возможно.
Ещё при жизни они часто старались дарить музеям свои работы. Например, самое полное собрание произведений художника Порфирия Крылова находится в Туле. Он принимал деятельное участие в строительстве Тульского музея изобразительных искусств и комплектовании его коллекции. В неё также вошло творческое наследие самого Крылова, подарившего музею более 300 своих произведений. После смерти художника его наследники передали в дар городу более 1 тыс. живописных и акварельных работ, а также архив и личные вещи. Это позволило создать в Туле Музей П.Н. Крылова, открывшийся 19 сентября 1997 года. В настоящее время коллекция насчитывает более 1,5 тыс. единиц, а в постоянной экспозиции музея представлено около 400 произведений живописи и графики Порфирия Крылова.
Николай Соколов всю жизнь хранил добрую память о Рыбинске, где он провёл юность. Начиная с 1950-х годов он передал в Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник около 300 произведений. Среди них можно найти живопись и графику самого художника, совместные работы Кукрыниксов, отдельные произведения Порфирия Крылова, Михаила Куприянова и других мастеров русского и советского искусства. Особенно значительными были поступления 1970-х — начала 1980-х годов, когда Соколов подарил музею многочисленные собственные живописные и графические произведения, личные документы, фотографии. В 1990-е годы коллекция пополнилась плакатами «Окна ТАСС», а также рисунками военного времени, в том числе с заседаний Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.

— В прошлом веке Кукрыниксов хорошо знали за рубежом, потому что во время Великой Отечественной войны они очень активно занимались пропагандой, создавали множество плакатов. Наряду с Левитаном, фамилии Кукрыниксов значились в расстрельном списке Гитлера.
Как корреспонденты газеты «Правда» они присутствовали на Нюрнбергском процессе — отправляли в редакцию материалы и свежие зарисовки из зала суда. Там они познакомились со своими коллегами из-за рубежа, в частности с английским карикатуристом Дэвидом Лоу. Сохранились шаржи на него от Кукрыниксов, совместные фотографии.
— Какие знаменитые работы Кукрыниксов будут представлены на выставке?
— Зрители смогут увидеть плакаты «Окон ТАСС» — например, самый известный плакат периода Великой Отечественной войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Можно назвать его визуальным символом военной эпохи. Также будут экспонироваться очень известные живописные работы: «Бегство фашистов из Новгорода», «Таня».
— А как создавались исходники плакатов: художники рисовали их на ватмане гуашью?
— Да, они рисовались вручную. У «Окон ТАСС» была довольно интересная техника трафаретной печати, когда автор сначала делает эскиз плаката, а потом по нему делают трафарет. Во время войны существовала профессия трафаретчика — они вручную по трафаретам за ночь делали примерно по 200 экземпляров плаката.
Выставлять и хранить эти плакаты сегодня очень сложно, поскольку это очень хрупкие экспонаты. Сегодня все они находятся в довольно ветхом состоянии. То, что нам удалось собрать на выставку, — это действительно очень интересные редкие экземпляры, которые можно увидеть нечасто.

— Изначально мы думали, что раз в нашем распоряжении будет весь этаж в «Манеже», то мы сможем показать зрителям практически всё. Но Кукрыниксы были настолько продуктивным коллективом с настолько широкой сферой интересов, что мы были вынуждены ограничить экспозицию наиболее значимыми работами.
— Планируется ли дополнительная культурная программа, приуроченная к выставке?
— У нас будет большая программа, которая включает экскурсии и мастер-классы. Кроме того, к выставке мы подготовили и выпустили издание о творчестве Кукрыниксов. Последнее подобное масштабное издание выходило в 1980-е годы, поэтому необходимость в новой обширной работе о Кукрыниксах давно назрела. Мы очень надеемся, что наша выставка послужит толчком для изучения творчества Кукрыниксов уже в современных реалиях.

© Пресс-служба «РОСИЗО»
— Расскажите, пожалуйста, об истории знакомства и объединения в творческую группу художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Чему было посвящено их раннее творчество?— Ставшее легендарным имя КуКрыНикс(ы) объединило трёх художников — Михаила Куприянова (1903—1991), Порфирия Крылова (1902—1990) и Николая Соколова (1903—2000). Они познакомились во время учёбы во ВХУТЕМАСе в 1924 году. Главное место в творчестве художников в 1920-е годы занимают насмешливые и ироничные карикатуры на окололитературные темы, шаржи на писателей, пародии на картины художников.
Вскоре, помимо работы в газетах и журналах, Кукрыниксы начинают иллюстрировать книги, оформляют театральные постановки, пробуют свои силы в живописи.
Встреча с Максимом Горьким изменила направление обличительного юмора Кукрыниксов, увлечённых борьбой литературных группировок и писательскими коллизиями. С тех пор литературные и бытовые темы начинают вытесняться политическими, которые занимают всё более значительное место в творчестве художников и определяют главный вектор их сатиры.
— В каких формах творили Кукрыниксы, помимо плакатов и карикатур?
— Их творчество не ограничивается карикатурами: после войны они очень активно занимаются книжной иллюстрацией.
Иллюстрируя книгу, Кукрыниксы всегда в первую очередь обращались к её тексту. Например, если мы рассмотрим их иллюстрации, созданные для романа Ильфа и Петрова, произведений Салтыкова-Щедрина, Максима Горького, Шолохова, то увидим в каждом случае совершенно разную, даже противоположную стилистику изображений.

© Пресс-служба «РОСИЗО»
— Насколько популярно было творчество Кукрыниксов в современную им эпоху?— Кукрыниксы постоянно публиковались на страницах советских газет и журналов. В 1960-е и 1970-е годы печатня пресса в СССР переживала свой расцвет. Люди с удовольствием выписывали сатирические журналы, а журнал «Крокодил», где печатались карикатуры Кукрыниксов, был очень популярен.
— Насколько хорошо сохранилось наследие Кукрыниксов?
— В настоящее время произведения Кукрыниксов хранятся во многих музеях и художественных галереях разных городов России, а также в частных коллекциях. Собрать их все вместе едва ли возможно.
Ещё при жизни они часто старались дарить музеям свои работы. Например, самое полное собрание произведений художника Порфирия Крылова находится в Туле. Он принимал деятельное участие в строительстве Тульского музея изобразительных искусств и комплектовании его коллекции. В неё также вошло творческое наследие самого Крылова, подарившего музею более 300 своих произведений. После смерти художника его наследники передали в дар городу более 1 тыс. живописных и акварельных работ, а также архив и личные вещи. Это позволило создать в Туле Музей П.Н. Крылова, открывшийся 19 сентября 1997 года. В настоящее время коллекция насчитывает более 1,5 тыс. единиц, а в постоянной экспозиции музея представлено около 400 произведений живописи и графики Порфирия Крылова.
Николай Соколов всю жизнь хранил добрую память о Рыбинске, где он провёл юность. Начиная с 1950-х годов он передал в Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник около 300 произведений. Среди них можно найти живопись и графику самого художника, совместные работы Кукрыниксов, отдельные произведения Порфирия Крылова, Михаила Куприянова и других мастеров русского и советского искусства. Особенно значительными были поступления 1970-х — начала 1980-х годов, когда Соколов подарил музею многочисленные собственные живописные и графические произведения, личные документы, фотографии. В 1990-е годы коллекция пополнилась плакатами «Окна ТАСС», а также рисунками военного времени, в том числе с заседаний Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.

© Пресс-служба «РОСИЗО»
— Насколько хорошо Кукрыниксы известны за пределами России?— В прошлом веке Кукрыниксов хорошо знали за рубежом, потому что во время Великой Отечественной войны они очень активно занимались пропагандой, создавали множество плакатов. Наряду с Левитаном, фамилии Кукрыниксов значились в расстрельном списке Гитлера.
Как корреспонденты газеты «Правда» они присутствовали на Нюрнбергском процессе — отправляли в редакцию материалы и свежие зарисовки из зала суда. Там они познакомились со своими коллегами из-за рубежа, в частности с английским карикатуристом Дэвидом Лоу. Сохранились шаржи на него от Кукрыниксов, совместные фотографии.
— Какие знаменитые работы Кукрыниксов будут представлены на выставке?
— Зрители смогут увидеть плакаты «Окон ТАСС» — например, самый известный плакат периода Великой Отечественной войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Можно назвать его визуальным символом военной эпохи. Также будут экспонироваться очень известные живописные работы: «Бегство фашистов из Новгорода», «Таня».
— А как создавались исходники плакатов: художники рисовали их на ватмане гуашью?
— Да, они рисовались вручную. У «Окон ТАСС» была довольно интересная техника трафаретной печати, когда автор сначала делает эскиз плаката, а потом по нему делают трафарет. Во время войны существовала профессия трафаретчика — они вручную по трафаретам за ночь делали примерно по 200 экземпляров плаката.
Выставлять и хранить эти плакаты сегодня очень сложно, поскольку это очень хрупкие экспонаты. Сегодня все они находятся в довольно ветхом состоянии. То, что нам удалось собрать на выставку, — это действительно очень интересные редкие экземпляры, которые можно увидеть нечасто.

© Пресс-служба «РОСИЗО»
— Как проходила подготовка к выставке, сложно ли было собрать столько работ объединения?— Изначально мы думали, что раз в нашем распоряжении будет весь этаж в «Манеже», то мы сможем показать зрителям практически всё. Но Кукрыниксы были настолько продуктивным коллективом с настолько широкой сферой интересов, что мы были вынуждены ограничить экспозицию наиболее значимыми работами.
— Планируется ли дополнительная культурная программа, приуроченная к выставке?
— У нас будет большая программа, которая включает экскурсии и мастер-классы. Кроме того, к выставке мы подготовили и выпустили издание о творчестве Кукрыниксов. Последнее подобное масштабное издание выходило в 1980-е годы, поэтому необходимость в новой обширной работе о Кукрыниксах давно назрела. Мы очень надеемся, что наша выставка послужит толчком для изучения творчества Кукрыниксов уже в современных реалиях.
Читайте также

Раскрыты обстоятельства смерти директора группы «На-На»
Культура
Директор группы «На-На» Виталий Фроликов скончался во время операции на сердце. Об этом написал Telegram-канал Shot. Журналисты утверждают, что накануне Фроликову проводили плановую операцию на сердце. В какой-то момент его сердце остановилось — врачи констатировали смерть. Близкие из окружения Фроликова рассказали, что «до последнего он жил группой и ездил на все гастроли». Ему было 76 лет. Ранее сообщалось, что Фроликов работал директором группы более 30 лет. Представители «На-На» обещали

В Тульской области представят книгу отзывов с записями красноармейцев о музее Толстого
Культура
Выставка "За Льва Толстого! За Ясную Поляну! Смерть фашистам!", посвященная сохранению наследия писателя в годы Великой Отечественный войны, откроется 24 апреля в Тульской области. Среди представленных экспонатов - книга отзывов музея с записями красноармейцев, отправлявшихся на фронт, сообщили ТАСС в пресс-службе музея-усадьбы Л. Н. Толстого "Ясная Поляна". "Один из наиболее интересных экспонатов выставки - это книга отзывов музея. Несмотря на эвакуацию фондов, Ясная

Зеленский ввел санкции против певца SHAMAN
Культура
Владимир Зеленский ввел санкции против нескольких российских артистов, среди который певец Ярослав Дронов, известный под псевдонимом SHAMAN. Полный список россиян, попавших под ограничения Украины опубликовал Telegram-канал «Раньше всех. Ну почти». В список, помимо автора хита «Я русский», также попали актеры Оскар Кучера, Евгений Миронов, Александр Панкратов-Черный, музыкант Гарик Сукачев, артисты балета Николай Цискаридзе и Сергей Полунин, рэпер Жиган (настоящее имя Роман Чумаков), актриса
Комментарии (0)