«Главное — создать метафору»: в Новой Третьяковке открылась выставка-ретроспектива Франциско Инфанте
С 21 января в Новой Третьяковке можно будет познакомиться с творчеством известного советского и российского художника Франциско Инфанте. Выставка «Метафоры бесконечности» продлится до 13 апреля, на ней представлено несколько сотен работ Инфанте. Свою фамилию он получил от отца, политического эмигранта, перебравшегося в СССР из франкистской Испании. Инфанте создаёт уникальные инсталляции, включённые в природные ландшафты. По мнению специалистов, его творчество оказало влияние не только на изобразительное искусство, но и на современную архитектуру.

Хотя в Третьяковской галерее уже проходило три выставки Франциско Инфанте, на них экспонировались произведения из отдельных циклов. «Метафоры бесконечности» стала первой наиболее полной ретроспективой творчества художника, подчеркнули в музее.

Как рассказали в Третьяковской галерее, выставку перенесли с прошлого года. Дизайн экспозиции разрабатывали совместно художник и архитектор Евгений Асс и сам Инфанте. К моменту завершения выставки увидит свет специальный каталог, посвящённый творческому пути и биографии художника. В него также войдут статьи отечественных и зарубежных искусствоведов, посвящённые работам Инфанте.
Уже во время учёбы молодой художник вступил в «Коллектив свободных художников» (впоследствии название сменилось на «Движение»), где разрабатывал такое направление искусства, как кинетизм — жанр, связанный с темой механического движения в пространстве.

С 1968 года Инфанте совместно с женой работал над проектом «Артефакты». Художники размещали в природных локациях искусственные артефакты, сделанные из фольги, зеркал и т. д. Затем инсталляцию снимали на фотоаппарат — снимки и стали произведениями искусства, многие из них представлены на выставке «Метафоры бесконечности» в Третьяковской галерее.
Франциско Инфанте в 1999 году удостоился звания заслуженного художника РФ. Также он является лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства.
Отвечая на вопрос RT, приходилось ли ему осваивать какие-то технические знания и навыки для создания произведений, Франциско Инфанте отметил, что не придаёт большого значения этой стороне своей деятельности.
«Дело не в этом, я считаю, что метафора — это главный результат того, что может сделать художник. Если она получилась, состоялась, то смотрите на произведение — и какие-то смыслы будут понятны. Это невербальное искусство, здесь слов-то нет, здесь только какие-то визуальные образы, и это очень важно, потому что я нарративное искусство не люблю и не занимаюсь им. Для меня главное — создать метафору. А какими способами — это процесс сугубо персональный, личный. Важно то, какое впечатление человек получает от метафоры», — пояснил художник.

«Когда я начинал, возможности были очень скромные. На помойках что-то находили, какие-то палки, какие-то фанеры и т. д. Если надо, то и на помойке найдёшь, а помойки были чудесные в том отношении, что всё выбрасывалось и всё это можно было использовать. Ну моторы надо было доставать, это всё было очень трудно», — пояснил Инфанте.
Сегодня визуальные приёмы, которые разрабатывал в прошлом веке Инфанте, часто встречаются в современной архитектуре. Например, эффект слияния здания с окружающим ландшафтом при помощи зеркальных поверхностей. Отвечая на вопрос о том, насколько верны такие аналогии, заместитель генерального директора государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова отметила, что эти тенденции могли развиваться параллельно в изобразительном искусстве и архитектуре.
«Творчество Франциско Инфанте очень известно, это звезда мировой арт-сцены. Поэтому я думаю, что вы правы, но вопрос в том, насколько речь идёт о влиянии, или же это общее стремление вписывать архитектурные формы в природу, подчеркнуть красоту природы, а не насиловать ландшафт. Сейчас мы много говорим об экологичности сознания, и этот путь ещё в конце 1960-х годов нащупал Франциско Инфанте. По этому пути идут многие архитекторы второй половины XX и начала XXI века», — отметила Карпова.

Франциско Инфанте.
Пространство, движение, бесконечность. 1963
(2005)
Кинетический объект © Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи
В Третьяковской галерее 21 января открылась ретроспективная выставка работ выдающегося советского и российского художника Франциско Инфанте «Метафоры бесконечности». Выставка проходит в здании Новой Третьяковки на Крымском валу и продлится до 13 апреля. Зрители могут проследить весь творческий путь художника — начиная с 1960-х до наших дней. На выставке представлено более 400 произведений Франциско Инфанте из Третьяковской галереи, других музеев и частных коллекций, а также личного собрания автора.Хотя в Третьяковской галерее уже проходило три выставки Франциско Инфанте, на них экспонировались произведения из отдельных циклов. «Метафоры бесконечности» стала первой наиболее полной ретроспективой творчества художника, подчеркнули в музее.

Франциско Инфанте.
Артефакт. Из цикла «Альпийский снег», 2009 © Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи
В первом зале выставки «Метафоры бесконечности» расположена масштабная пространственная инсталляция, которая включает более 200 «артефактов». Речь идёт о снимках созданных художником объектов — от серии «Супрематические игры» (1968) до работ из цикла «Интервалы» (2024). В отдельном зале представлены работы из серии «Проекты реконструкции звёздного неба». Кроме того, посетители могут познакомиться с «реквизитом» художника — зеркальными конструкциям, с помощью которых Инфанте создавал свои инсталляции. Также на выставке можно изучить архивные материалы: документальные снимки, эскизы и письма, которые позволяют заглянуть в «закулисье» творческого процесса.Как рассказали в Третьяковской галерее, выставку перенесли с прошлого года. Дизайн экспозиции разрабатывали совместно художник и архитектор Евгений Асс и сам Инфанте. К моменту завершения выставки увидит свет специальный каталог, посвящённый творческому пути и биографии художника. В него также войдут статьи отечественных и зарубежных искусствоведов, посвящённые работам Инфанте.
Сын испанского республиканца
Франциско Инфанте родился в 1943 году в Саратовской области, в селе Васильевка. Его отец, Франциско Инфанте-Арана — старший, был сторонником республиканских сил во время Гражданской войны в Испании. В 1930-х он переехал в СССР. После смерти отца в 1946 году юный Франциско с матерью жил в Москве. В 1966 году он окончил факультет монументальной живописи Московского высшего художественно‑промышленного училища (сейчас — Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова).Уже во время учёбы молодой художник вступил в «Коллектив свободных художников» (впоследствии название сменилось на «Движение»), где разрабатывал такое направление искусства, как кинетизм — жанр, связанный с темой механического движения в пространстве.

Франциско Инфанте на съёмках артефактов © Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи
После распада «Движения» Инфанте с женой Нонной Горюновой основал группу «Арго». Члены группы создали свой первый кинетический объект для международной выставке «Химия-70», которая проходила в СССР. Художники построили большую конструкцию, на которую проецировались под электронную музыку причудливые цветные изображения. После этого Инфанте получил предложение разработать концепцию свето-звуко-динамического оформления всего пространства Красной площади и Кремля. По замыслу художника, цвет и интенсивность освещения должны были меняться синхронно с музыкой Иоганна Себастьяна Баха. На тот момент идея такого оформления публичного городского пространства была новаторской. Однако в итоге был реализован другой проект, с обычными прожекторами, освещающими площадь.С 1968 года Инфанте совместно с женой работал над проектом «Артефакты». Художники размещали в природных локациях искусственные артефакты, сделанные из фольги, зеркал и т. д. Затем инсталляцию снимали на фотоаппарат — снимки и стали произведениями искусства, многие из них представлены на выставке «Метафоры бесконечности» в Третьяковской галерее.
Франциско Инфанте в 1999 году удостоился звания заслуженного художника РФ. Также он является лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства.
«Подчеркнуть красоту природы»
Что интересно — даже после появления компьютерных технологий Инфанте, создавая свои инсталляции, не прибегает ни к фотомонтажу, ни к технике коллажа. Все футуристические, необычные инсталляции изготавливаются художником из реальных, физических объектов и материалов.Отвечая на вопрос RT, приходилось ли ему осваивать какие-то технические знания и навыки для создания произведений, Франциско Инфанте отметил, что не придаёт большого значения этой стороне своей деятельности.
«Дело не в этом, я считаю, что метафора — это главный результат того, что может сделать художник. Если она получилась, состоялась, то смотрите на произведение — и какие-то смыслы будут понятны. Это невербальное искусство, здесь слов-то нет, здесь только какие-то визуальные образы, и это очень важно, потому что я нарративное искусство не люблю и не занимаюсь им. Для меня главное — создать метафору. А какими способами — это процесс сугубо персональный, личный. Важно то, какое впечатление человек получает от метафоры», — пояснил художник.

Франциско Инфанте. Артефакт. Из цикла «Супрематические игры», 2009, печать со слайдов 1968 года © Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи
Впрочем, он всё же рассказал, что на заре творческого пути ему приходилось преодолевать и сугубо материальные сложности при создании своих работ.«Когда я начинал, возможности были очень скромные. На помойках что-то находили, какие-то палки, какие-то фанеры и т. д. Если надо, то и на помойке найдёшь, а помойки были чудесные в том отношении, что всё выбрасывалось и всё это можно было использовать. Ну моторы надо было доставать, это всё было очень трудно», — пояснил Инфанте.
Сегодня визуальные приёмы, которые разрабатывал в прошлом веке Инфанте, часто встречаются в современной архитектуре. Например, эффект слияния здания с окружающим ландшафтом при помощи зеркальных поверхностей. Отвечая на вопрос о том, насколько верны такие аналогии, заместитель генерального директора государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова отметила, что эти тенденции могли развиваться параллельно в изобразительном искусстве и архитектуре.
«Творчество Франциско Инфанте очень известно, это звезда мировой арт-сцены. Поэтому я думаю, что вы правы, но вопрос в том, насколько речь идёт о влиянии, или же это общее стремление вписывать архитектурные формы в природу, подчеркнуть красоту природы, а не насиловать ландшафт. Сейчас мы много говорим об экологичности сознания, и этот путь ещё в конце 1960-х годов нащупал Франциско Инфанте. По этому пути идут многие архитекторы второй половины XX и начала XXI века», — отметила Карпова.
Читайте также

В Ставрополе представили экспонаты и документы периода ВОВ
Культура
Выставка "Боевая доблесть Ставрополья", приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, открылась в краевом музее-заповеднике в Ставрополе. В экспозиции представлены обмундирование, предметы, фотографии и документы периода войны, сообщается на сайте музея. "Выставка включает в себя уникальные экспонаты, фотографии, документы и боевые реликвии, которые рассказывают о героизме советского народа в годы войны. Подвиг поколения победителей навсегда останется одной из

Скончалась озвучивавшая Хрюшу, Степашку и Каркушу актриса
Культура
Скончалась актриса Светлана Харлап, которая озвучивала персонажей телепередачи «Спокойной ночи малыши!» Хрюшу, Степашку и Каркушу. Об этом сообщили в пресс-службе Российского государственного академического молодежного театра (РАМТ). Актриса скончалась в возрасте 84 лет. «Дорогая Светлана Евгеньевна! Спасибо Вам за верность нашему театру. Светлая память!О дате и месте прощания будет объявлено дополнительно», — говорится в сообщении.

В Тбилиси началась церемония прощания с Церетели
Культура
В церкви Божьей матери в Тбилиси началась церемония прощания со скульптором Зурабом Церетели. После завершения отпевания в 14:00 (13:00 по московскому времени) его похоронят в Дидубийском пантеоне рядом с супругой Инессой Андроникашвили, сообщает РИА Новости. Церетели ушел из жизни из-за остановки сердца в ночь на 22 апреля в Москве в окружении семьи. На следующий день в храме Христа Спасителя состоялось отпевание. Там же 24 и 25 апреля проходила церемония прощания, а утром в 26 апреля тело
Комментарии (0)