Новое знакомое: пять классических книг, которые стоит перечитать во взрослом возрасте

class="WithZoomOption_container__k810q" style="cursor:zoom-in"> class="MediaContainer_caption__9uiPH"> class="MediaCaption_wrapper__QM57K MediaCaption_wrapper--visible__riv_5"> class="MediaCaption_copyright__AJGUp"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--inline-DDCkz tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_secondary-8LmQQ"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT CroppedSimpleText_wrapper--inline___8fpp">© Артем Геодакян/ ТАССВ школьные и институтские годы многие произведения кажутся нам непонятными и скучными, поэтому не получают должного внимания и изучения. Мы читаем их, чтобы сдать ЕГЭ, не огорчить учителя литературы и родителей, не опозориться перед сверстниками. Да и "что же хотел сказать автор", не всегда бывает нам доступным в юном возрасте. Специально для ТАСС шеф-редактор группы компаний "Литрес" Екатерина Писарева выбрала пять классических книг, к которым стоит вернуться в зрелом возрасте.О пользе внимательного чтения твердили неоднократно. "Даже старая знакомая книга при перечитывании представлялась мне новой и по-новому воспринималась мной", — писал в "Самопознании" философ Николай Бердяев. Вряд ли вам покажется удивительной эта мысль — все мы в разные этапы жизни по-разному воспринимаем те или иные произведения. Скажем, в школьные годы нам намного интереснее следить за тем, что происходит в душе Наташи Ростовой, нежели думать о политических событиях и военных действиях, с такой тщательностью и вниманием описанных Толстым. Или же в "Ревизоре" многие из нас обращали больше внимания на приключения Хлестакова и комедийную составляющую, а не на горькую сатиру и высмеивание вороватых чиновников и коррупционеров.
Читатель всегда оказывается соавтором и соучастником — каждый пропускает произведение через себя и судит о нем, исходя из своего опыта. Кто-то до сих пор не может читать "Улисса" Джеймса Джойса, не понимая, какие смыслы автор вкладывал в свое монументальное произведение. Кому-то не хватает усидчивости и смирения, а кому-то — культурной и интеллектуальной подготовки. В юные годы мы все словно tabula rasa (с лат. — "чистая доска" — прим. ТАСС) и воспринимаем тексты более поверхностно, чем в зрелые читательские годы. Поэтому ко многим классическим произведениям стоит возвращаться. Как минимум для того, чтобы удивиться.
class="WithPositionControl_container__0BE8L WithPositionControl_container--aside__FAH3z">Читайте также class="tass_pkg_marker-JPOGl tass_pkg_marker--font_weight_black-abSnD tass_pkg_marker--color_secondary-SqGEv">Мнение"Бражники и блудницы", "Огненная библиотека" и не только. Самые ожидаемые книги 2025 года class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">
Один из самых известных читательских экспериментов проделал писатель и преподаватель Павел Басинский. На протяжении всей жизни он неоднократно возвращался к роману Льва Толстого "Анна Каренина" и каждый раз находил в нем новые смысловые акценты. Про свой эксперимент Басинский рассказал в двух частях — "Подлинная история Анны Карениной" (лауреат премии "Большая книга") и "Подлинная жизнь Константина Левина". В них он пишет о сложных взаимодействиях внутри романа — например, замечали ли вы, как связаны Анна и Константин Левин? А Долли и Алексей Вронский?Обаяние зла и великая история любви: почему книга "Мастер и Маргарита" стала культовой class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">
Или же всеми любимый роман ХХ века "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, который многие в школьные годы воспринимали как книгу о любви, не особо обращая внимание на нюансы. А ведь Михаил Афанасьевич работал над этим произведением много лет — с 1928 по 1940 год, до самой смерти, и вложил в него не только свою безграничную фантазию, но и страхи, сомнения, глубоко личные переживания.При вторичном прочтении можно заметить, что "Мастер и Маргарита" помогает иначе взглянуть на ситуацию семейную (особенно если читать текст, зная о ситуации в жизни самого Булгакова и его супруги Елены Сергеевны), а также на ситуацию в стране. Мало кто придает внимание не любовной, а профессиональной истории Мастера — его рассказу о газетной травле, о том, как функционируют литераторы и какие цензурные проблемы могут возникнуть внутри страны. В 2024 году роман Булгакова возглавил топ цифровых продаж в "Литрес" — многие зрители после просмотра новой экранизации решили вернуться к первоисточнику, который смутно помнили по школьным урокам литературы. Роман о дьяволе и влюбленных, а также сатира на московское общество и литераторов сегодня актуальны, как и прежде.
class="WithPositionControl_container__0BE8L WithPositionControl_container--aside__FAH3z">Читайте также class="tass_pkg_marker-JPOGl tass_pkg_marker--font_weight_black-abSnD tass_pkg_marker--color_secondary-SqGEv">МнениеНикогда не поздно: семь книг, которые интересно читать в любом возрасте class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">
Одним из самых популярных персонажей классической литературы до сих пор считается Печорин — тот самый "герой нашего времени". В многочисленных опросах школьники указывают, что хотят быть похожим на него, а девочки вздыхают и называют его привлекательным парнем. Вероятно, в юные годы цинизм, смелость, скука и пресыщенность Печорина кажутся заманчивыми, а сам герой с его бесприютным сердцем выглядит мужчиной, которого хочется отогреть. Однако многое становится понятным, когда возвращаешься к "Герою нашего времени" Михаила Лермонтова спустя годы. Во-первых, если говорить в современной терминологии, Печорин оказывается явным "красным флагом" — токсичным человеком и умелым манипулятором, не умеющим нести ответственность за свои поступки. Во-вторых, в школьные годы мало кто думает о пользе психотерапии, которая не помешала бы лермонтовскому герою. И в-третьих, с высоты прожитых лет, в тексте начинаешь ценить не только историю, но и композицию. Например, внимательный читатель сможет восхититься новизной композиции, оригинальностью Лермонтова и провести параллели с героями Пушкина и Байрона.
Рассказчик, учитель, волшебник. Как личность Владимира Набокова отражается в его текстах class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">
Еще одна книга, которую стоит перечитать, — это "Лолита" Владимира Набокова. В официальной школьной программе ее никогда не было, но в списках книг для летнего чтения она встречалась. Многие читатели не понимают великого замысла мастера, не знают такого художественного приема, как введение "ненадежного рассказчика". Для кого-то это роман о запретной страсти, для кого-то — история девочки, которая "во всем сама виновата" и "сама его совратила". Любопытно обратиться к самому известному роману Набокова после ознакомления с историей Салли Хорнер — реальной девочки, похищенной в Америке педофилом Фрэнком Ласалем. Читатель сможет разгадать всю географию перемещений Гумберта Гумберта и нимфетки, обратит внимание на символизм, заложенный Набоковым, литературные аллюзии и хитроумные метафоры.Особенно занятно перечитать "Лолиту" после ознакомления с "Ключами к "Лолите" Карла Проффера — слависта, американского издателя Набокова. В своем исследовании он рассуждает о головоломках писателя, об особенностях перевода (Владимир Набоков написал книгу на английском и впоследствии сам же перевел на русский язык) и о том, так ли проста и однозначна история взаимоотношений Гумберта Гумберта и Лолиты.
Читайте также
В Ставрополе представили экспонаты и документы периода ВОВ
Культура
Выставка "Боевая доблесть Ставрополья", приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, открылась в краевом музее-заповеднике в Ставрополе. В экспозиции представлены обмундирование, предметы, фотографии и документы периода войны, сообщается на сайте музея. "Выставка включает в себя уникальные экспонаты, фотографии, документы и боевые реликвии, которые рассказывают о героизме советского народа в годы войны. Подвиг поколения победителей навсегда останется одной из
Скончалась озвучивавшая Хрюшу, Степашку и Каркушу актриса
Культура
Скончалась актриса Светлана Харлап, которая озвучивала персонажей телепередачи «Спокойной ночи малыши!» Хрюшу, Степашку и Каркушу. Об этом сообщили в пресс-службе Российского государственного академического молодежного театра (РАМТ). Актриса скончалась в возрасте 84 лет. «Дорогая Светлана Евгеньевна! Спасибо Вам за верность нашему театру. Светлая память!О дате и месте прощания будет объявлено дополнительно», — говорится в сообщении.
В Тбилиси началась церемония прощания с Церетели
Культура
В церкви Божьей матери в Тбилиси началась церемония прощания со скульптором Зурабом Церетели. После завершения отпевания в 14:00 (13:00 по московскому времени) его похоронят в Дидубийском пантеоне рядом с супругой Инессой Андроникашвили, сообщает РИА Новости. Церетели ушел из жизни из-за остановки сердца в ночь на 22 апреля в Москве в окружении семьи. На следующий день в храме Христа Спасителя состоялось отпевание. Там же 24 и 25 апреля проходила церемония прощания, а утром в 26 апреля тело
Комментарии (0)
