Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Культура » «У ИИ-искусства есть перспективы»: директор ярмарки «Арт Россия» — о культурных тенденциях и ценах на картины


«У ИИ-искусства есть перспективы»: директор ярмарки «Арт Россия» — о культурных тенденциях и ценах на картины

03 апрель 2025, Четверг
5
0
3 апреля в Москве открывается ярмарка современного искусства и международный художественный форум «Арт Россия». В этом году на форуме будут представлены 124 стенда художественных галерей и авторов. Как рассказала в интервью RT искусствовед, сооснователь и директор ярмарки «Арт Россия» Елизавета Флорова, в мероприятии примут участие художники из разных стран, а также учёные — они расскажут о научных аспектах искусства и культуры. Флорова объяснила, насколько популярно сегодня «творчество» искусственного интеллекта, а также описала среднестатистического покупателя произведений искусства в России.
«У ИИ-искусства есть перспективы»: директор ярмарки «Арт Россия» — о культурных тенденциях и ценах на картины
— С 3 по 6 апреля в Москве пройдёт «Арт Россия» — ярмарка современного искусства и международный художественный форум. Расскажите, пожалуйста, какой будет ярмарка в этом году, какие известные авторы будут представлены? Из каких стран приедут художники?
— Ярмарка проводится совместно с «Корпорацией Синергия» уже шестой раз, и каждый год мы привносим что-то новое. Например, в этом году открываем интересный спецпроект «Культурная дипломатия», посвящённый современному искусству дружественных стран. Будет, в частности, персидская секция — большой павильон с иранскими художниками, а также павильон Туркменистана. Более того, спецпроект включает программу «Международная гостиная» для послов и дискуссии о культурной дипломатии в рамках форума.
Ещё одно нововведение: если раньше на форуме обсуждали только искусство, то теперь тематика стала шире. Так, мы добавили тему взаимосвязи науки и искусства, объединив два направления. Приглашаем, казалось бы, совсем не связанных с искусством специалистов — физиков, психиатров. Они расскажут, в частности, о том, как влияет на эмоциональное состояние человека арт-терапия, раскроют и другие темы на стыке искусства и науки. Мы хотим показать, что искусство, по сути, влияет на всю жизнь человека.
Также отмечу, что в этом году ярмарка будет рекордно большой: на ней будет представлено 124 стенда художников и галерей.
— Расскажите, пожалуйста, как производится отбор участников, по каким критериям? Важно ли, например, наличие академического художественного образования или обширного опыта выставок?
— Учитывая, что мы работаем с современным искусством, наличие у авторов академического художественного образования для нас как искусствоведов и кураторов не является определяющим критерием. Главное для нас — новизна творческого метода, оригинальность концепции автора, узнаваемость индивидуального стиля. Также важно использование новых техник в искусстве. В первую очередь мы оцениваем именно эти аспекты, а не то, какое образование получил художник. Хотя, безусловно, наличие образования тоже будет учтено при отборе экспертным советом.
Отбор состоит из двух этапов. Первый этап — оценка портфолио, когда авторы подают свои работы. Если человек проходит этот этап, то следующий шаг — отбор лучших проектов стендов, автор должен показать, как будет выглядеть его экспозиция.
— Раз новизна является ключевым критерием, удавалось ли за годы существования ярмарки открыть действительно неординарных авторов, на которых раньше никто не обращал внимания?
— Да, конечно. Мы уже много лет собираем истории успеха художников, которые впервые выставлялись на нашей ярмарке, а для некоторых это была вообще первая выставка. Сейчас, спустя годы, эти авторы добились признания: кто-то сотрудничает с галереями, кто-то участвует в других ярмарках, кто-то нашёл своих коллекционеров.
Из примеров, которые сразу приходят на ум, — Саян Байгалиев. Также можно вспомнить Юлию Якубович, Екатерину Емельянову... На самом деле список таких художников достаточно большой.
Мы действительно отличаемся от других тем, что ежегодно находим алмазы, которые потом превращаются в бриллианты, если можно так выразиться.
— В начале этого года СМИ со ссылкой на представителей арт-индустрии писали о росте спроса на произведения искусства в России, а также о росте цен в связи с ограничением притока работ из-за рубежа. Речь шла в большей степени об аукционах. А как обстоит дело с продажами на первичном рынке искусства, в частности с ярмарками? Какие тенденции вы могли бы выделить?
— Начиная с прошлого года спрос действительно вырос. Это связано с несколькими причинами, главная из которых — люди стали больше инвестировать в российское искусство. Если говорить о тенденциях, пару лет назад на всех ярмарках явно прослеживался всплеск интереса к скульптуре, особенно керамической. Эти художники привлекали много внимания коллекционеров. Однако сейчас ситуация изменилась: спрос вырос равномерно по всем направлениям, без чёткого предпочтения скульптуры или живописи. К счастью, мода на NFT отошла на второй план.
— Сейчас есть тренд, связанный с искусственным интеллектом: недавно состоялся аукцион Augmented Intelligence, на котором продавали работы, созданные ИИ. Надолго ли задержится эта мода?
— Думаю, арт-рынок будет постепенно осваивать это направление. Но, в отличие от NFT, у ИИ-искусства, мне кажется, есть перспективы.
— А как к этому относится профессиональное сообщество? Многие недовольны: непонятно, кому принадлежат авторские права и что будет с традиционными художниками.
— Знаете, я не наблюдаю лавины негатива против ИИ, когда общаюсь с художниками. Более консервативные художники старой школы уверены, что это временное явление и что рукотворное искусство всегда будет востребованным. Молодые же художники активнее экспериментируют с ИИ, успешно интегрируя его в свои работы. Думаю, развитие будет гармоничным: ИИ-искусство вызовет интерес, но традиционное искусство, созданное человеком, сохранит свою ценность.
— Есть ли обобщённый портрет российского покупателя произведений искусства?
— Сейчас он заметно изменился. Если пять — десять лет назад это были преимущественно люди старше 50 лет с доходом выше среднего, то сейчас возрастная планка значительно снизилась — мы видим покупателей от 20 лет. Причём это уже не просто спонтанные покупатели, а начинающие коллекционеры.
При этом средний чек уменьшился до 350—450 тыс. рублей, но количество покупателей увеличилось. Люди наконец-то осознали, что оригинальное искусство гораздо интереснее напечатанных принтов и постеров.
Раньше за 70 тыс. рублей люди могли купить, например, фотопринт или репродукцию. Сейчас за эти же деньги можно приобрести оригинальную работу молодого художника — уникальное произведение, созданное человеком, а не сгенерированное машиной. Такие работы прекрасно вписываются в интерьер и несут настоящую художественную ценность.
— Вы уже сказали, что все виды искусства пользуются примерно одинаковой популярностью. А если говорить конкретно об изобразительном искусстве — есть ли какие-то особо востребованные жанры или тематики?
— Если говорить не столько о предпочтениях покупателей, сколько о тенденциях в творчестве самих художников, то я выделила бы две основные темы. Во-первых, это ностальгия по детству — переосмысление сказочных и мифологических мотивов, их соединение с современной реальностью. Во-вторых, ностальгия по недавнему прошлому — 1990-м и 2000-м годам. Мы видим много работ, вдохновлённых дизайном, культурой и социальными явлениями того периода. Похожий феномен был в 1980-х, когда после долгой изоляции советские художники начали осмыслять и показывать миру свою историю. Сейчас происходит нечто подобное: художники возвращаются к образам 20—30-летней давности. Это общая культурная тенденция, которая проявляется во всех видах искусства, включая кинематограф.
— А какие глобальные тренды можно выделить на международном уровне?
— Сейчас сложно выделить один чёткий тренд. Пару лет назад доминировала абстракция, но сегодня мы наблюдаем переходный период в искусстве. Это напоминает рубеж XIX—XX веков, когда происходил переход от академизма к модерну. Сейчас аналогичная ситуация: художники ищут новые пути развития, много экспериментируют, но магистрального курса пока нет.
Многие обсуждают влияние новых технологий, некоторые переживают, что они могут полностью захватить искусство. Но в целом интересно наблюдать, как одновременно существует множество направлений, ни одно из которых пока не стало доминирующим.
— Хотя китайские художники давно завоевали заметное место на мировой арт-сцене, на российских крупных ярмарках искусства работ из Китая почти не видно. Как вы думаете, почему китайское искусство не востребовано в России? Или китайские авторы сами не выходят на российский рынок, предпочитают западный?
— Для развития международного культурного обмена нам необходимо активнее выстраивать мосты сотрудничества. Сейчас в России представлено мало иностранных художников и галерей, поэтому мы как раз разработали проект «Культурная дипломатия», который призван решить эту задачу.
Что касается Китая, здесь наблюдается взаимный интерес. Китайских коллег привлекает наша школа академического художественного образования, а нас интересует их опыт стремительного развития современного искусства. За последние 20 лет китайские художники добились впечатляющих успехов на мировом арт-рынке.
— Существуют ли в искусстве сложно преодолимые культурные границы? Например, насколько культура восточных стран отличается от европейской или русской? Или в современном глобальном мире эти различия сгладились и мы легко понимаем смысл, который хотят донести авторы из разных стран?
— Думаю, дело не в том, что культурные границы стёрлись. Скорее наоборот — локальное, автономное искусство стало больше интересовать людей во всём мире. Возьмём Россию: наша страна огромна, и искусство у нас чрезвычайно разнообразно — от бурятских до калининградских авторов. Именно эта самобытность привлекает внимание. В этом году экспонентами ярмарки станут более 180 художников, среди них представители из 11 регионов России, среди которых Свердловская область, Донецкая Народная Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Новосибирская область, Пермский край, Краснодарский край и другие. Я надеюсь, что российское искусство будет выходить на новый уровень международного признания, сохраняя при этом свою уникальность.
Читайте также
Московский международный кинофестиваль завершил работу
Московский международный кинофестиваль завершил работу
Культура
Церемония закрытия 47-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) завершилась в театре "Россия", сообщает корреспондент ТАСС. Смотр закрыл аргентинский фильм "Кем бы мы хотели быть" режиссера Алехандро Агрести. Лучшим российским фильмом на ММКФ признали "Мужу привет"Евгений Цыганов получил приз ММКФ за лучшую мужскую рольМосковский международный кинофестиваль открылся 17 апреля показом ленты "В списках не значился" режиссера Сергея Коротаева по
Фильм "Элизиум" получил главный приз 47-го ММКФ
Фильм "Элизиум" получил главный приз 47-го ММКФ
Культура
Фильм "Элизиум" получил главный приз 47-го ММКФ - корреспондент ТАСС.
В Москве открывается выставка "Летопись Победы"
В Москве открывается выставка "Летопись Победы"
Культура
Выставка "Летопись Победы" о работе журналистов в годы Великой Отечественной войны открывается 22 апреля 2025 года в Выставочном зале федеральных архивов в Москве. Об этом сообщили ТАСС в Государственном архиве РФ (ГА РФ), который выступает координатором выставочного проекта. Посетители начнут знакомиться с выставкой с раздела, посвященного перестройке информационной системы СССР до и во время начала войны. Документы познакомят зрителей с масштабными задачами, которые приходилось
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив