Олег Рой: я хотел бы создать с Путиным совместный проект "Президент и писатель"

— Недавно вы анонсировали большой проект со Студией военных художников имени Грекова, расскажете про него подробнее?
— Буквально два с половиной месяца тому назад мне пришла в голову потрясающая идея. Я был с большой делегацией на экскурсии в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Тогда я увидел более 300 картин на тему СВО, и это сильно меня воодушевило. Я, естественно, начал спрашивать у директора студии Татьяны, как написаны эти работы — по фото или по воспоминаниям? На что она мне ответила: "Рой, нет, эти художники, а некоторым из них за 70 лет, уезжают на линию боевого соприкосновения и рисуют солдат, которые уходят в штурмы и возвращаются с боевых действий, часто — ранеными. Они рисуют то, что сегодня представляет из себя наша война".
Я был поражен. Какое-то время я это переживал. Надо сказать, что до этого момента я писал повесть "Три Сашки", и мы обсуждали с поэтом Сергеем Лобановым возможный проект на будущее. После посещения студии пазлы в голове сложились, и я подумал, что этим проектом может стать книга, под обложкой которой будет три автора: рассказ Олега Роя "Три Сашки", стихи Сергея Лобанова и картины из Студии военных художников имени Грекова.
— Всего в Студии имени Грекова более 300 работ, а мы отобрали 50.
— Интересно, что вы думаете о запрете какой-либо литературы: на ваш взгляд, существует ли необходимость в цензуре и какие последствия это может повлечь для культурного и интеллектуального развития общества?
— Все очень просто, мы неоднократно говорили о том, чью литературу не то чтобы стоит, но и нужно запрещать. В первую очередь это касается иноагентов. Мы не должны дать им возможность зарабатывать сегодня в России.
class="WithMarginHOC_wrapper__WVU5n">
Поэтому мы обязаны беречь нашу страну от их текстов, какие бы это тексты ни были: сказки, безобидные рассказы или что-то другое. Это предатели и враги, поэтому эта литература так или иначе делает невозможной нормальную жизнь нашего современного российского общества.
Вера, семья и будущее ребенка. Вот это все тоже должно стоять на охране и на сохранении наших российских ценностей. Я думаю, что у нас сегодня формируется довольно большое количество структур, в том числе Союз писателей России, которые обязаны и будут отслеживать тех авторов и произведения, которые ни в коем случае не должны попасть в руки нашим детям.
— А если уехавшие из России культурные деятели будут возвращаться, что их ждет, на ваш взгляд?
— Их ждет теплый прием, поклонение и даже некое подобие восторга. Почему? Потому что здесь осталось много людей, которые с нетерпением ждут их возвращения. Я не просто предполагаю, я это вижу. Я наблюдаю за настроениями и реакциями. Они будут возвращаться, и их встретят с открытыми объятиями. Более того, будут осуждать тех, кто остался здесь с 22-го года, и делать все возможное, чтобы таких, как Олег Рой, стало меньше.
— Вы вошли в состав правления Союза писателей, какие инициативы вы хотите предложить или активно поддержать?
— Я жду, когда Владимир Ростиславович Мединский начнет действовать. Уверен, что вскоре он призовет нас за круглый стол, чтобы высказаться и дать нам слово. У меня есть как вопросы, так и предложения по поводу детской литературы. Я считаю, что писатель Олег Рой должен присутствовать и продолжать развивать себя в детской литературе.
class="WithMarginHOC_wrapper__WVU5n">
— По поводу детской литературы — я специально приезжала на вашу встречу в библиотеку со школьниками. Олег Рой на сцене перед взрослыми людьми и Олег Рой на сцене перед детьми — два разных человека. Я понимаю, что подходы к выступлениям на разные аудитории априори различаются, но с детьми у вас как будто открывается что-то новое, какая-то потаенная дверь, о которой мы ничего не знаем. Почему так происходит?
— Потому что я очень люблю детей и ценю свою детскую литературу. Дети — это мое все, и я готов делать все возможное, чтобы создавать ту самую необходимую и правильную литературу для них. Это учебники, мультфильмы и книги об образовании. У меня уже есть множество проектов, и, что приятно, мне не нужно изобретать колесо, гораздо лучше просто продолжить то, что я делаю, тогда меня и моих героев ждет успех.
— Часто бывает такое, что детей стараются ограждать от негативных событий. В своих будущих произведениях вы планируете говорить о специальной военной операции и как-то адаптировать эту большую и серьезную тему для детей?
— Я сейчас готовлю ряд рассказов и думаю, что, возможно, создам две повести или объединю их в один роман. Это будет история для детей и подростков, рассказы о героях с нашего двора, о тех ребятах, которые жили на территориях, захваченных украинскими нацистами.
class="WithMarginHOC_wrapper__WVU5n">
— Создание литературы для детей — это не просто творческий процесс, но и великое бремя ответственности. Не возникало ли у вас опасений, когда вы погружались в этот увлекательный, но требующий особого подхода мир?
— Нет. Я вообще думаю, что у меня атрофировано это чувство. Я живу своей жизнью и имею понимание в ней, ради чего рисковать. На фронте, в тылу, на каких-то креативных или политических площадках. Поэтому страх отсутствует, остается только желание двигаться вперед.
— Мы с вами путешествуем в рамках "Книжного поезда" и посещаем различные библиотеки нашей страны. Как вы думаете, что с ними станет в эпоху цифровизации?
— Все останется по-прежнему. Библиотеки — это уже некий клуб по интересам, место, где мы можем собраться, поговорить, отбросив гаджеты в сторону и просто посмотреть друг другу в глаза, отпраздновать день рождения, спеть песни и рассказать о том или ином романе. Это клуб общения, клуб чтения, клуб, где у нас есть то, о чем мы иногда только мечтаем, — темы для разговора.
— Как вы оцениваете современную литературу? Чего, на ваш взгляд, ей не хватает?
— Литература всегда была и будет самодостаточной. Есть авторы, которые пишут ради денег и движутся вперед. Есть те, кто пишет для себя. Есть авторы, работающие на премии и другие достижения, — они понимают, что их сообщество поможет им получить награды. Также есть авторы, которые пишут для людей, для детей, — те, кто не может жить без этого. Поэтому литература, особенно современная, полна разнообразия. Найдите свое место и живите в нем.
— Расскажите о ваших творческих планах на будущее?
— У нас в процессе потрясающий проект под названием "Позывной "Вологда". Это книга, которая иллюстрирует историю молодого человека, потерявшего память на линии боевого соприкосновения. Его девушка, стремясь вернуть его воспоминания, отправляется в Вологду, чтобы найти людей, которые так или иначе связаны с его прошлым. Это не просто история, а целая вселенная интерпретаций и авторов, которые принимают участие в этом проекте.
Также стоит отметить масштабный проект "Россия — Страна Счастья", ориентированный на наших маленьких детей. Мы исследуем "Азбуку Страны Счастья", охватывающую 89 регионов страны и их уникальные культурные особенности. Это азбуки Урала, Дальнего Востока, Сибири, а также православия и семьи — мы живем в этом разнообразии.
class="WithPositionControl_container__0BE8L WithPositionControl_container--aside__FAH3z">Читайте также class="tass_pkg_marker-JPOGl tass_pkg_marker--font_weight_black-abSnD tass_pkg_marker--color_secondary-SqGEv">ИнтервьюЗахар Прилепин: я буду воевать и продолжу свою миссию class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">Кроме того, есть проект "Солдатики", где маленькие Варя и Ваня приезжают к дедушке, у которого есть коллекция мифических солдатиков. Эти солдатики становятся порталами во времени, позволяя путешествовать в эпохи, когда они были живыми. Один из таких солдатиков — Менделеев, которому снится его знаменитая таблица. Мы также встречаем девочку-регулировщика 1945 года в Берлине, которая управляет движением транспорта разных родов войск из разных стран. И вот Гагарин, который, выйдя на красную дорожку, запутался в шнурке и продолжает свой путь как первый человек в космосе. А еще есть солдатики трех американских астронавтов, которые осознают, что никогда не были на Луне, — это всего лишь обман, и они вынуждены притворяться.
Эти проекты представляют собой невероятные истории и идеи. Они отражают наше время и культуру, и, мне кажется, это действительно круто!
— Во время нашего разговора вы неоднократно обращали внимание, что работаете в сотрудничестве с многими авторами, институциями. Есть ли человек, с которым вы хотели бы сделать совместный проект, но пока это не осуществилось?
— Абсолютно точно есть. Это Владимир Владимирович Путин. Я хотел бы совместно с ним реализовать детский проект для самых маленьких жителей нашей великой страны. Проект будет называться "Президент и писатель"
— Вы уже предлагали ему это?
— Нет, где я и где Владимир Владимирович. Продолжаем верить и смотреть в будущее.
— Вы постоянно выезжаете на линию боевого соприкосновения. Не думали присоединиться к бойцам и отправиться на СВО?
— Вы знаете, я, наверное, мог бы присоединиться, но каждый из нас должен заниматься своим делом. Кто будет рядом с теми, кто остается в тылу? Это дети, это вдовы, это раненые… Каждый из нас несет свою ношу и занимается тем, что умеет и может. Но если Родина призовет, то в тот же день и уйду.


