Санкции против России: почему они вводились и какие сферы охватывают

Санкции— это финансовые, торговые, визовые и другие ограничения, которые вводятся странами или группами стран против других государств, компаний и отдельных лиц. Как правило, они служат альтернативой военных действий и направлены на изменение внешне- и внутриполитического курса конкретной страны или на ослабление правящего в ней режима. Последние десятилетия санкции стали ведущим инструментом международной политики и дипломатии. В экспертном сообществе нет консенсуса относительно эффективности санкций, однако в числе их долгосрочных последствий часто выделяют замедление экономического роста и технологическое отставание конкретной страны или группы стран.
Помимо этого, санкции бывают односторонние и многосторонние. В первом случае они вводятся какой-либо одной, как правило, крупной и влиятельной экономикой, способной влиять на международную экономическую конъюнктуру и политический курс других стран, во втором— группой или объединением стран (это могут быть ЕС, ООН, НАТО, «Большая семерка», Африканский союз и другие региональные объединения).
Санкции также бывают первичные и вторичные. Если первые направлены против какого-либо физического лица или компании из подсанкционной страны, то вторые— против граждан и компаний из третьих стран, которые сотрудничают с ними или оказывают им содействие.
Наконец, выделяют индивидуальные (адресные) и секторальные санкции. В первом случае ограничения предусматривают блокировку финансовых активов и визовые ограничения для отдельных лиц и практически не сказываются на материальном благополучии и свободе передвижения остальных граждан подсанкционной страны. А вот во втором случае санкции затрагивают целые отрасли (сектора) экономики, как правило, связанные с банковско-финансовым, оборонно-промышленным и топливно-энергетическим комплексом и другими стратегическими отраслями хозяйства, поэтому они влекут гораздо более серьезные и долгосрочные последствия.
Как правило, такие санкции исключают отрасли, связанные с продовольственной безопасностью, а также с гуманитарной помощью и сельским хозяйством, чтобы избежать избыточных негативных последствий для населения санкционируемой страны и глобальных рынков в целом. В дополнение к секторальным в последние годы выделяют так называемые «умные» (селективные, целевые) санкции, которые направлены против конкретной компании или отрасли и в тоже время должны минимизировать последствия для граждан подсанкционной страны.
OFAC ведет «черный список»— Specially Designated Nationals and Blocked Persons List (SDN-список). Попадание в SDN влечет блокировку активов и запрет на ведение дел или заключение сделок. Помимо SDN, OFAC ведет список секторальных санкций— Sectoral Sanctions Identifications (SSI). SSI автоматически не влечет полных блокирующих санкций, активы не замораживаются, но с попавшим туда лицом или компанией запрещено сотрудничать компаниям из США. Кроме того, в отдельных случаях OFAC уполномочен выпускать лицензии (разрешения) на операции с подсанкционными компаниями.
За меры экспортного контроля отвечает Бюро по вопросам промышленности и безопасности министерства торговли.
В Великобритании за реализацию санкций отвечают МИД, Казначейство и входящее в него Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI)— главный санкционный регулятор Королевства, который определяет критерии владения и контроля и ведет соответствующие запретительные списки. Автономный санкционный механизм начал формироваться после референдума о выходе из ЕС в 2016 году, когда и был создан OFSI. В 2018 году был принят закон о санкциях и противодействии отмыванию денег (SAMLA), заложивший основы для введения санкций после выхода Королевства из состава ЕС. Он существенно дополнил закон о противодействии терроризму (2008) и закон о борьбе с терроризмом и преступностью и обеспечении безопасности (2001). После выхода из ЕС (2020) Лондон получил возможность вводить санкции самостоятельно. Также к контролю за соблюдением санкций привлекаются МВД и министерство транспорта, Национальное агентство по борьбе с преступностью, таможня и другие органы. В октябре 2024 года было создано специализированное Управление по осуществлению торговых санкций (Office of Trade Sanctions Implementation, OTSI), которое следит за исполнением санкций в отношении России и расследует возможные нарушения.
ЕС принимает санкции (в официальной терминологии— «ограничительные меры») на определенный срок (от полугода до года) по сложной многоуровневой процедуре, для этого требуется единогласное решение всех 27 членов сообщества. Правовой основой является статья 215 Договора о функционировании ЕС, а порядок и условия прописаны в Основных принципах применения ограничительных мер (2004). Санкции принимаются Советом ЕС по предложению Верховного представителя ЕС по иностранным делам и безопасности и с одобрения Еврокомиссии. Они действуют только на территории Евросоюза, но в последнее время ЕС вводит санкции против компаний и лиц третьих стран, которых он подозревает в помощи в обходе санкций в интересах российских лиц.
Механизмы снятия персональных санкций существуют, однако это очень сложный процесс без гарантий успеха. В США подсанкционные лица могут подать прошение в OFAC об административном пересмотре решения о введении санкций, также можно подать иск против Минфина США в суд, однако на практике американские суды в подавляющем большинстве случаев становятся на сторону OFAC. В Евросоюзе подсанкционное лицо может подать заявление в Европейский суд о необоснованности введения санкций, в настоящее время десятки российских бизнесменов подали такие иски.
Некоторые страны, в частности, Новая Зеландия, не имели специальной законодательной базы и должны были принимать соответствующие законы, чтобы вводить санкции. Другие государства, например Южная Корея, присоединялись к санкционным мерам ЕС и США, хотя и не публиковали собственных списков и не вводили дополнительных ограничений.
Санкционное давление на Россию существенно усилилось после начала военной операции на Украине в 2022 году.
Другие санкции вводились по обвинению в нарушении прав человека, коррупции, кибератаках, «гибридных операциях» и использовании химоружия, вмешательство в выборы в США, в поддержке правительств Сирии и Венесуэлы, продажи товаров и вооружений в КНДР, Сирию и Иран и за оказание содействия поставкам оружия в Ливию.
По оценкам Bloomberg, уже в марте 2022 года вместе с мерами экспортного контроля Россия стала самой подсанкционной страной мира, обогнав Иран, КНДР, Венесуэлу, Сирию и Мьянму. В том году число санкционных режимов выросло на 25 и достигло 38, в 2023-м к ним добавилось еще восемь.
В числе наиболее резонансных санкционных:
Следствием введенных санкций стали уход с российского рынка крупнейших транспортно-логистических операторов (Maersk, CMA CGM) и международных платежных систем (Visa, Mastercard), приостановка работы или сокращение инвестиционной деятельности ряда зарубежных компаний, ужесточение правил въезда в страны ЕС и США российских граждан.
В общей сложности с февраля 2022-го и к январю 2025-го на Россию было наложено почти 21,7 тыс. новых санкций, большинство— со стороны США (более 6,4 тыс.), Канады (почти 3,2 тыс.), Швейцарии (около 3 тыс.), Евросоюза (2,2 тыс.), Франции (2,1 тыс.), Великобритании (1,9 тыс.), Австралии (почти 1,4 тыс.) и Японии (1,4 тыс.). Из них больше половины санкций— индивидуальные (12,9 тыс.).
Россия считает санкции незаконными и нелегитимными.
В тоже время наиболее ощутимыми результатами санкций стало ослабление курса рубля, существенное усложнение логистики и авиаперевозок, рост цен на сырье, комплектующие и оборудование, а наиболее пострадавшими отраслями считаются авиация, телекоммуникация и черная металлургия.
После начала боевых действий в Украине санкции существенно ужесточились. В США были приняты:
Помимо этого, президенты Барак Обама, Дональд Трамп и Джозеф Байден приняли целую серию исполнительных указов, сформировавших нормативную базу для введения санкций против широкого спектра лиц и компаний. Правовой базой для таких действий является законы о чрезвычайных ситуациях и о международных чрезвычайных экономических полномочиях, наделяющие президентов полномочиями вводить санкции в случае ситуаций, признанных угрозой национальной безопасности.
Одним из первых стал исполнительный указ Обамы №13660 в отношении ряда лиц в связи с ситуацией в Украине и аналогичные дополнительные указы (№13661 и 13662), а также указы в отношении лиц и транзакций, связанных с Крымом (№13685). При этом указы Обамы №13660, 13661, 13662 впоследствии были включены консолидированно в закон CAATSA, поэтому не могут быть отменены в обход Конгресса. В рамках указа № 13662, позволявшего вводить против России секторальные санкции, в 2014-м была разработана санкционная программа Ukraine-/Russia-Related Sanctions, которая широко применялась до 2022-го. Помимо «крымских» и «восточно-украинских» санкций, с 1 апреля 2015 года действовали санкции за кибератаки (указ №13694).
Президент Дональд Трамп принял указы №13849 и 13883, а Джозеф Байден— указы №14024, 14039, 14065, 14066, 14068, 14071 и 14114. С февраля 2022 года и до января 2025 года главным механизмом введения санкций против российских граждан и компаний служил исполнительный указ №14024, который был принят в апреле 2021-го и в декабре 2023 года был дополнен механизмом вторичных санкций против банков третьих стран (исполнительный указ №14114). Во исполнение этого указа OFAC разработал программу Russian Harmful Foreign Activities Sanctions (RuHSR). В частности, в рамках указа №14024 за десять дней до передачи власти избранному президенту Трампу Джо Байден ввел обширный пакет санкций против российского нефтегазового сектора, который затронул две ведущие нефтекомпании и более 180 танкеров.
Отличия указов от законов заключается в том, что указ может отменить сам президент или его преемник в Белом доме, что неоднократно делали американские президенты (например Трамп отменял указы Барака Обамы, а Байден— решения Трампа), в то время как для отмены закона нужно будет проводить новое голосование в конгрессе США.
Цель санкций ЕС на данном этапе— ослабление ресурсно-экономической базы России и лишение ее доступа к критическим технологиям и рынкам, чтобы подорвать возможности ведения ею военных действий. Как правило, ЕС старается синхронизировать действия с другими странами, в частности с США и Канадой, а в июле 2024 года ЕС приблизил свои санкционные правила к американским.
По состоянию на январь 2025-го в санкционных списках Евросоюза— около 2400 лиц и компаний, в том числе президент Владимир Путин, глава МИД Сергей Лавров, члены Совета безопасности, высшее военное руководство, парламентарии, сенаторы, бизнесмены, журналисты и др. Кроме того, в санкционных списках оказались ряд лиц из Ирана, Белоруссии и КНДР, которые, по мнению ЕС, сотрудничали с Россией и обходили санкционные ограничения. По данным Еврокомиссии, было заморожено частных активов на сумму более €28 млрд.
Помимо «украинских» санкций, против России вводились санкции в рамках глобального режима защиты прав человека и— с 27 мая 2024-го— в рамках особого странового режима.
«Большая семерка» (G7) стала важной международной площадкой для координации антироссийских санкций. В частности, после начала полномасштабных боевых действий в 2022 году G7 заблокировали порядка $280 млрд (€260 млрд) активов Центробанка России. В ноябре 2022 года страны «Большой семерки» (G7), ЕС и Австралия согласовали и 5 декабря установили потолок цен на российскую нефть на уровне $60 за баррель. 5 февраля 2023-го вступили в силу аналогичные меры в отношении российских нефтепродуктов.
Читайте также

Россия вернула с Украины двух нуждающихся в срочном лечении военных
Наука
Россия вернула с подконтрольных Украине территорий двух военных, которым нужна срочная помощь медиков, сообщило Минобороны. Это произошло в рамках договоренностей «о бессрочных санитарных обменах», достигнутых в Стамбуле. Сейчас военные находятся в Белоруссии. Материал дополняется

Суд в Москве заочно арестовал Юрия Дудя
Наука
Басманный районный суд Москвы заочно арестовал журналиста Юрия Дудя (внесен в реестр иноагентов) на два месяца по делу об уклонении от исполнения обязанностей иноагента, сообщила пресс-служба столичных судов общей юрисдикции. Мера пресечения начнет действовать с момента его задержания на территории России либо экстрадиции в Россию. Дело в отношении журналиста возбуждено по ч. 3 ст. 330.1 УК РФ. Материал дополняется
Комментарии (0)