Россия создает свои самолеты. Когда она заменит ими чужие?


Россия создает свои самолеты, но летает на чужих
Лишь немногие страны обладают полным спектром компетенций по разработке, производству и испытаниям авиационной техники, ее систем и компонентов. Российская Федерация входит в престижные клубы стран, имеющих высокие достижения в создании самолетов, вертолетов, авиационных двигателей, систем, материалов. И в то же время сегодня основной вклад в перевозку пассажиров вносят самолеты иностранного производства, эксплуатируемые нашими авиакомпаниями.Ситуация эта сложилась не в один миг: перевозчики сделали основную ставку на иномарки лишь во второй половине 2000-х, а до тех пор основу флота составляли "Ту", "Илы", "Аны" и "Яки". Но закат советского авиапрома был предрешен. Верхи в лихие 1990-е годы не хотели тратить ресурсы на трансформацию отрасли, полагая, что на вырученные от продажи нефти и газа средства можно купить Boeing и Airbus. Низы же, лишенные государственной поддержки, оставшиеся без оборотных средств из-за гиперинфляции, не смогли перестроить свою работу и довести до ума перспективные на тот момент продукты.
"Сухой Суперджет 100"
class="MediaContainer_container___hAhp"> class="ImageExtraContent_media__5l7rl"> class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#606878"> style="text-align:center;">
class="WithZoomOption_container__k810q" style="cursor:zoom-in"> class="MediaContainer_caption__9uiPH"> class="MediaCaption_wrapper__QM57K MediaCaption_wrapper--visible__riv_5"> class="MediaCaption_copyright__AJGUp"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--inline-DDCkz tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_secondary-8LmQQ"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT CroppedSimpleText_wrapper--inline___8fpp">© Марина Лысцева/ ТАССЕсли говорить об МС-21, то его уместно сравнивать по срокам разработки с китайским C919, и такой разбор недавно был проведен одним из телеграм-каналов. Но только к сроку разработки МС-21 добавлено три года (авторы засчитали период с 2005 по 2008 год, когда шли предпроектные работы, в то время как официальный запуск программы МС-21 состоялся в 2008 году). Тем не менее от старта программы до получения сертификата типа на МС-21-300 прошло 13 лет.
У китайского аналога тайминг похожий: старт в 2008 году, первый полет — в 2017-м, сертификация — в 2022-м. Учтем еще, что из-за антироссийских санкций отечественные разработчики потеряли минимум два года в силу необходимости перехода на композиционные материалы российского производства.
class="WithZoomOption_container__k810q" style="cursor:zoom-in"> class="MediaContainer_caption__9uiPH"> class="MediaCaption_wrapper__QM57K MediaCaption_wrapper--visible__riv_5"> class="MediaCaption_copyright__AJGUp"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--inline-DDCkz tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_secondary-8LmQQ"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT CroppedSimpleText_wrapper--inline___8fpp">© Марина Лысцева/ ТАСССегодня полным ходом идут работы и по МС-21-310 — версии с отечественным двигателем ПД-14, системами и компонентами российского производства. Здесь проводить параллели с примерами в мировом авиастроении сложно, так как задача создать полностью независимый от запада магистральный самолет в последний раз была эффективно решена еще в Советском Союзе. Но в качестве ориентиров можно использовать программы Airbus A320neo и Boeing 737 MAX, предполагавшие замену силовых агрегатов серийно выпускавшихся самолетов. Европейские самолетостроители запустили программу в декабре 2010 года, первый полет состоялся в 2014 году, а коммерческая эксплуатация началась в январе 2016 года. Итого немногим более пяти лет. В США этот путь проходили несколько дольше. После запуска программы в августе 2011 года первый полет состоялся только в январе 2016 года, а старт коммерческой эксплуатации относится уже к маю 2017 года. Так что можно предположить, что, подойдя вплотную к проблеме замены всех ключевых систем своих самолетов на рубеже 2022 года, иностранные самолетостроители не справились бы с ней ранее 2027 года. И это без учета фактора санкций, без учета того, что ряд систем приходится разрабатывать с нуля.
От проектов к производству
Недавно глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов заявил журналистам, что Россия до 2030 года должна произвести минимум около 200 самолетов, чтобы заместить устаревающие иностранные лайнеры, которые эксплуатируют российские авиакомпании. Ряд изданий воспринял это заявление как сокращение производственной программы. Напомним, что параметры обновленной Комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года сейчас лишь обсуждаются и могут быть утверждены к концу текущего года. Но в целом можно констатировать, что успехи авиакомпаний в поддержании летной годности парка иномарок позволяют им рассчитывать, что костяк флота будет сохранен на крыле в течение более длительного срока, чем это виделось в 2022 году. Следовательно, темпы замены иномарок новой российской техникой могут быть несколько снижены относительно первоначальных планов без ущерба для мобильности наших граждан.class="WithPositionControl_container__0BE8L WithPositionControl_container--aside__FAH3z">Читайте также class="tass_pkg_marker-JPOGl tass_pkg_marker--font_weight_black-abSnD tass_pkg_marker--color_secondary-SqGEv">ИнтервьюЖенщина-пилот: летать — это моя жизненная необходимость class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">

Надо констатировать, что отсутствие новых российских самолетов уже сейчас оказывает негативное влияние на рынок авиаперевозок. Нет сомнений, что, располагая дополнительными объемами перевозки, наши авиакомпании в 2024 году смогли бы перевезти на несколько миллионов пассажиров больше. Поэтому, отдавая себе отчет, что создание новых самолетов — процесс сложный и небыстрый, все же пожелаем авиастроителям поддерживать высокий темп работ. Положительный эффект от этого получит вся авиационная отрасль России, а значит, вся страна.
Читайте также

BZ предупредил о риске раскола в НАТО из-за идеи признать Крым российским
Наука
Мирный план президента США Дональда Трампа, подразумевающий признание контроля России над Крымом, вызвал жесткую критику и раздражение в Европе, вопрос территориальной принадлежности полуострова станет для НАТО «испытанием на прочность», пишет Berliner Zeitung. Идею команды Трампа не принимают в Брюсселе, Париже, Берлине и Лондоне, возможность признания полуострова за Россией ранее считалась красной линией для Запада. Официальная позиция НАТО противоречит новым планам США, пишет BZ. Издание

Облако пепла вулкана Безымянный нависло над столицей Камчатки
Наука
Над Петропавловском-Камчатским нависло облако пепла от вулкана Безымянный, сообщает пресс-служба Камчатской группы наблюдения за вулканическими извержениями (KVERT) Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН в телеграм-канале. «Полоса пепла вулкана Безымянный (оранжевого цвета на снимке) над П-Камчатским в 13:40 мест.вр. 25 апреля. (04:40 мск 25 апреля.— РБК)»,— говорится в сообщении. Вулкан Безымянный находится в центре Ключевской группы вулканов Камчатки, на

В Минпросвещения напомнили о требованиях к школьной еде в столовых
Наука
Еда в школьных буфетах и столовых должна соответствовать законодательным требованиям к детскому питанию, заявила замглавы Минпросвещения Ирина Шварцман, передает «РИА Новости». «Продукты, предлагаемые нашим детям, в столовой или в буфете, должны соответствовать всем требованиям, законодательно установленным к детскому питанию»,— сказала она. Так Шварцман ответила на вопрос депутата Госдумы Ксении Горячевой относительно выбора школьных блюд и продуктов. В частности, ее интересовал вопрос,
Комментарии (0)