Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Наука » История отношений Армении и Евросоюза


История отношений Армении и Евросоюза

04 апрель 2025, Пятница
1
0
ТАСС-ДОСЬЕ. 4 апреля 2025 года президент Армении Ваагн Хачатурян подписал закон "О начале процесса членства Республики Армения в Европейском союзе". Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян отмечал, что это не будет означать автоматического запуска процесса присоединения Еревана к ЕС, поскольку вопрос требует вынесения на референдум. Кроме того, ЕС пока официально не предлагал стране членство.
ТАСС подготовил материал об отношениях Армении и ЕС.

Соглашение о партнерстве 1996 года

Правовую основу двусторонних отношений Армении и Евросоюза заложило подписанное в 1996 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС; начало действовать в 1999 году). В январе 2002 года Европейский парламент (ЕП) отметил, что Армения может вступить в ЕС в будущем, поскольку считается европейской страной.
В 2009 года Евросоюз запустил программу "Восточное партнерство" для укрепления связей и "европеизации" шести государств постсоветского пространства - Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины. С тремя из них - Украиной, Грузией и Молдавией - сообщество подписало Соглашение об ассоциации и свободной торговле (СОА), Азербайджан, Армения и Белоруссия отказались от него. Подписать СОА с Арменией планировалось в 2013 году, но после встречи президентов Армении и РФ Сержа Саргсяна и Владимира Путина в Москве в сентябре 2013 года Ереван принял решение присоединиться к Таможенному союзу, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия (с 2014 года Евразийский экономический союз, ЕАЭС). Договор Армении с ЕАЭС был подписан в октябре 2024 года.

Соглашение о партнерстве 2017 года

В настоящее время правовой основой отношений Армении и Европейского союза является Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Оно было подписано 24 ноября 2017 года, временно применялось с 1 июня 2018 года и вступило в силу 1 марта 2021 года, заменив документ от 1996 года. Соглашение "предусматривает сотрудничество в вопросах политического диалога, торговли, инвестиций, экономики, права и культуры". В нем сделан акцент на устранении барьеров в торговле и обеспечении обязательств Армении перед ЕАЭС и ЕС (в связи с этим отсутствует положение о вхождении республики в зону свободной торговли с ЕС).

Визовый режим

17 декабря 2012 года между Арменией и ЕС было подписано Соглашение об упрощении визового режима, а 19 апреля 2013-го - Соглашение о реадмиссии людей, живущих без разрешения, оба документа вступили в силу 1 января 2014 года. Документ 2012 года позволил ускорить процедуру выдачи виз на не более 90 дней за 180-дневный период (решение принимается в течение 10 дней, в экстренных случаях 2 дня и менее), цена виз была снижена с €60 до €35. Для мониторинга были созданы два совместных комитета - по вопросам упрощения визового режима и по вопросам реадмиссии.
В январе 2019 года был начат предварительный диалог о либерализации визового режима, а в сентябре 2024 года - основной (в рамках разработки нового всеобъемлющего документа "Новая повестка партнерства"). В первом полугодии 2025 года в Армении будут проведены две оценочные миссии по четырем ключевым направлениям: безопасность документов, противодействие нелегальной миграции, общественный порядок и безопасность, внешние отношения и основные права. Затем Европейская комиссия предложит программу действий, после чего начнется ее практическая реализация.

Экономические связи Армении и ЕС

Евросоюз оказывает Армении всестороннюю финансовую поддержку. Так, только в 2014 году более €1 млрд в виде смешанных займов и грантов было инвестировано в энергетику, сельское хозяйство и транспорт. В 2020 году был выделен грант в €30 млн в рамках программы бюджетной поддержки реформы системы правосудия. В 2021 году ЕС предоставил правительству €1,6 млрд на восстановление пострадавшей от пандемии экономики страны. В 2024 году Евросоюз заявил о намерении выделить Армении €270 млн в грантах в течение четырех ближайших лет. Также в 2024 году была принята программа предоставления военной помощи Армении из Европейского фонда мира на €10 млн (предусматривает поставки палаток для армии).
Товарооборот Армении и ЕС в 2024 году сократился на 14,1% по сравнению с 2023 годом - до $2,1 млрд (7,5% от общего объема торговли Армении). При этом с ЕАЭС этот показатель вырос на 68,3% до $11,9 млрд (более 42%).

Стремление в ЕС

Сближение Армении и ЕС произошло в 2020-2023 годах, когда территория Нагорного Карабаха, принадлежность которой многие годы оспаривали Баку и Ереван, постепенно перешла под контроль Азербайджана. Еще в октябре - декабре 2022 года в связи с обострением армяно-азербайджанского конфликта по решению Совета ЕС на границе двух стран (со стороны Армении) была развернута миссия гражданских наблюдателей. С 2023 года в Ереване стали проводиться заседания высокого уровня диалога Армения - ЕС по вопросам политики и безопасности. В ноябре 2023 года премьер Армении Никол Пашинян заявил, что Ереван намерен диверсифицировать свои отношения с внешними организациями в области безопасности. В январе 2023 года на армяно-азербайджанской границе была размещена новая миссия ЕС (в январе 2025 года ее мандат был продлен до февраля 2027 года), Армения придала ее членам статус дипломатов. В октябре 2023 года Пашинян заявил в Европейском парламенте, что "Армения готова быть ближе к ЕС настолько, насколько ЕС сочтет это возможным". В феврале 2024 года Армения приостановила участие в Организации Договора о коллективной безопасности, членом которой была с 1992 года, при этом Пашинян заявил, что страна не намерена разрывать экономические связи ни с Россией, ни с ЕАЭС.
style="z-index:-1;opacity:0;left:0;pointer-events:none;position:absolute;margin:0" class="InPageAd_container___kKKp">В марте 2024 года Европарламент принял резолюцию, которая подтверждает, что Армения соответствует требованиям ЕС и может подать заявку на вступление в Союз (резолюции ЕП носят рекомендательный характер).

Инициатива референдума и закон о начале процесса вступления

В июне 2024 года сформированная прозападными политическими силами "Платформа демократических сил" Армении (ПДС; состоит из партий "Республика", "Во имя Республики", "Европейская партия Армении" и "Христианско-демократическая партия") обратились к премьер-министру Николу Пашиняну с призывом организовать референдум по вопросу членства Армении в Евросоюзе (согласно конституции, решение о вступлении может быть принято только по итогам всенародного референдума). К сентябрю соответствующая петиция, поддержанная Пашиняном, собрала необходимые 50 тыс. подписей для внесения вопроса на рассмотрение парламента (внесена в декабре 2024 года). 9 января 2025 года правительство Армении одобрило проект закона "О начале процесса членства Республики Армения в Европейском Союзе". 24 января это же сделала комиссия парламента по вопросам евроинтеграции. 12 февраля он был принят в первом чтении в парламенте, 26 марта - в окончательном втором.
Как считают политологи, даже в случае утверждения на референдуме решения о вступлении Армении в ЕС и принятия заявки страны переговорный процесс может затянуться на годы. В ЕС заинтересованы в транзите через территорию Армении иранского газа, но этой причины недостаточно для скорейшего принятия страны в его ряды. Кроме того, перспектива вступления в Евросоюз ставит Армению перед выбором - она не сможет совмещать членство в ЕС и в более выгодном для нее ЕАЭС, так как оба объединения предполагают отсутствие таможенных границ и свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил, что Россия рассматривает обсуждение в Армении этого вопроса как начало ее выхода из ЕАЭС. В свою очередь министр экономики Армении Геворг Папоян утверждает, что Ереван не собирается покидать ЕАЭС. По его словам, Армения должна поддерживать, развивать и повышать уровень отношений с ЕАЭС, а также наращивать отношения с другими структурами. Представитель ПДС, бывший министр юстиции Артак Зейналян также завил, что "законопроект направлен на начало интеграции в ЕС" и нет "никаких задач о выходе из ЕАЭС, разрыве связей с ЕАЭС". Он отметил, что Армения "пытается найти новые рынки". 
Читайте также
Китай решительно ответит США в случае реального ущерб его интересам
Китай решительно ответит США в случае реального ущерб его интересам
Наука
Китай не относится серьезно к числовым играм с тарифами со стороны США, однако даст серьезный ответ, если будет нанесен реальный ущерб его интересам. Об этом говорится в заявлении Министерства коммерции КНР, опубликованном на сайте ведомства. class="WithPositionControl_container__0BE8L WithPositionControl_container--aside__FAH3z"> Читайте также class="tass_pkg_marker-JPOGl tass_pkg_marker--font_weight_black-abSnD tass_pkg_marker--color_secondary-SqGEv">Мнение Война
Общественный совет при Россотрудничестве возглавил топ-менеджер Rambler
Общественный совет при Россотрудничестве возглавил топ-менеджер Rambler
Наука
Исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер избран председателем Общественного совета при Россотрудничестве, сообщает официальный сайт ведомства. «15 апреля на заседании Общественного совета при Россотрудничестве единогласным решением присутствовавших членов совета председателем Общественного совета при Россотрудничестве был избран Андрей Сергеевич Цыпер»,— говорится в сообщении В 2007 году Цыпер окончил факультет управления Российского государственного гуманитарного
Григоренко и Ким стараются не раскрывать личные данные
Григоренко и Ким стараются не раскрывать личные данные
Наука
Вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко и основательница Wildberries Татьяна Ким стараются не раскрывать или же раскрывать не везде свои личные данные. Об этом они сообщили, выступая на форуме ВТБ Data Fusion. "Я стараюсь не делиться. Я считаю, что когда [данные] знают двое, это знают уже сколько-то человек. И мы должны понимать, что все, что попадает в мессенджер, все, что попадает в интернет, как и все, что отражается на бумаге, это так или иначе кто-то может увидеть. Я в силу специфики
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив