Налетай, подешевело. Рынок автомобилей падает, но покупать стоит сейчас


Навстречу антирекордам
Президент "Автоваза" Максим Соколов вообще заявил о "драматическом падении" продаж автомобилей в России: "Драматическое падение рынка в марте и итоги первого квартала подтверждают наш прошлогодний прогноз о существенном сокращении в 2025 году российского автомобильного рынка, на который оказывают негативное влияние высокая ключевая ставка, ужесточение требований к заемщикам и общих условий выдачи кредитов со стороны ЦБ, а также почти полумиллионные стоки автомобилей иностранных брендов, завезенных в 2024 году… и другие неблагоприятные факторы". Он не упомянул главную, на мой взгляд, причину падения продаж: многократное повышение ставок утилизационного сбора, которое началось в октябре прошлого года и будет продолжаться до 2030-го. Для сравнения: если в сентябре прошлого года за каждый произведенный или ввезенный в страну легковой автомобиль в самом массовом классе (с объемом мотора 1–2 л) приходилось платить в казну (только в виде утильсбора!) 310 тыс. рублей, то с января — уже 670 тыс. И эта сумма еще должна удвоиться — за ближайшие четыре года. Понятно, что эти деньги будут заложены в цену автомобиля.class="WithPositionControl_container__0BE8L WithPositionControl_container--aside__FAH3z">Читайте также class="tass_pkg_marker-JPOGl tass_pkg_marker--font_weight_black-abSnD tass_pkg_marker--color_secondary-SqGEv">МнениеПродажи упадут, а штрафы вырастут: чего ждать водителям в 2025 году class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">

Больше всего с формальной точки зрения потеряла компания Geely (–54,6%), но зато резко выросли продажи у белорусского бренда Belgee (+46,6%). Это история — про закон сообщающихся сосудов, так как ни для кого не секрет, что бюджетные модели китайского бренда теперь собирают под Минском. Еще в плюсе также оказались суббренды компании Chery — Jetour (+19%), Jaecoo (+25,3%), а также отечественный Solaris (рост — аж в 23 раза, но это на фоне очень низкой базы). Но в принципе все ведущие марки показывают отрицательную динамику.
Эксперты: автобренды из Кореи и Японии могут вернуться в РФ первымиЭксперты ждут новые российские и китайские автобренды на рынке РФ в 2025 годуЭксперты считают, что у автопрома ФРГ мало шансов вернуться на рынок РФИтого получаем сток прошлогодних легковых автомобилей минимум 350 тыс. штук. Но и это еще не все! Сборочные заводы работают, более того, они набирают обороты. Идет активное пополнение складов — туда прибывают машины уже 2025 года выпуска. И общий сток новых автомобилей сокращается, конечно, но совсем небольшими темпами. По расчетам главы аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, за три месяца он уменьшился в пределах 10–15% — максимум на 50 тыс. штук. Для нормальной работы дилерских сетей необходимо иметь двух-трехмесячный запас. А при нынешнем рынке (около 80 тыс. в месяц) запасов хватит на полгода (!). Но ведь заводы продолжают работать, и ввоз в страну из-за рубежа не остановить…
Так что, чтобы решить эту проблему, есть два пути. Первый: сокращать импорт и производство. Вот уже некоторое время ходят слухи, что "Автоваз" собирается периодически приостанавливать производство (на заводе это отрицают). Второй: нужны государственные меры по стимулированию продаж. Система льготного автокредитования и лизинга здесь, с учетом нынешней высочайшей учетной ставки, не слишком поможет. Вот глава "Автоваза" не так давно предлагал взамен ее разработать некую систему сертификатов для покупателей. Хочешь купить новый российский автомобиль, подпадаешь под определенную категорию — получи от государства сертификат, скажем, на 100 тыс. И эта сумма вычитается из цены авто. Можно вспомнить и про эффективные программы, которые неплохо сработали в прошлом. Например, в свое время сертификат выдавали за сданный в утиль автомобиль.
Но пока это, что называется, частные предложения. На правительственном уровне по этому поводу — тишина.
И хоть как-то оживить рынок пытаются сами дилеры, дистрибьюторы и производители — за счет собственных средств. И в меру своих возможностей.
Покупай! Не хочу…
Что случилось с ценами в марте? Между прочим, окончательно потеряла всякий смысл РРЦ (рекомендуемая розничная цена); раньше ее "спускали" дилеру, ее же указывали на официальном сайте автопроизводителя. Теперь, как правило, на сайте указывается некая цена "с учетом всех скидок" (чего достичь практически невозможно) или отправная точка для торга между менеджером по продажам и потенциальным покупателем. И, чтобы узнать более-менее реальную цену, надо бы по-хорошему объехать несколько салонов марки, пообщаться с продавцами, обсудить все предложения… Что в принципе рекомендую сделать каждому, кто задумывается о покупке.Потому что прошедший март был месяцем корректировки прайс-листов. Общий тренд такой: китайские производители и их дилеры активно дают скидки и предлагают всяческие "выгоды" покупателям автомобилей 2023–2024 годов выпуска. Включая очень интересные программы, позволяющие серьезно снизить (а в некоторых случаях и вовсе обнулить) проценты по кредитам. Некоторые марки вообще устраивают массовые распродажи! В то же время отдельные бренды уже начинают корректировать цены вверх. Понятное дело, не по доброй воле, а из-за выросшего "утиля".
В среднем скидка по китайским автомобилям выпуска прошлого года сегодня — 5–10%, но по некоторым комплектациям "реальная выгода" может достигать 15–20%. Говорят, что в "отдельных случаях" (речь, как правило, идет о непопулярных моделях выпуска 2023-го) — и вовсе –25%.
Серьезные распродажи сейчас проводят дилеры марок BAIC, Kaiyi, Evolute, Dongfeng, Bestune… Да что там — с хорошими скидками можно купить премиальные гибриды Aito, Voyah и Wey, а также некоторые модели Hongqi и Exeed. Самые популярные массовые бренды (Haval, Geely, Belgee, Chery, Changan, Jetour, Jaecoo, JAC) тоже проводят разные акции, предлагают подарки при покупке машин 2024 модельного года. Но сами скидки тут невелики, как правило, 50–150 тыс. рублей.
Корректировка цен на авто 2025 модельного года идет точечно, не по всему модельному ряду, а только по некоторым моделям. Причем поднимают цены очень аккуратно (в пределах 1–4%). Такая ситуация у марок Lada и GAC. Также осторожно корректируют прайс-листы вверх (после небольшого снижения) бренды Soueast, JAC и BAIC.
Но есть же еще параллельный импорт, и, значит, есть возможность приобрести любой автомобиль, в том числе любимой марки. Так-то оно так, но не совсем…
Только не Китай!
Отношение к китайскому автопрому среди автомобилистов в нашей стране меняется (к лучшему, понятно; особенно если вспомнить, что официально других марок и нет). Но если люди, которые стоят на принципиальных позициях и пока категорически на "китайцев" не согласны. Но можно действительно заказать любой автомобиль по параллельному импорту, и его привезут. Правда, не быстро. И дорого. И без гарантии производителя. Но было бы желание…И оно есть. Правда, если в прошлом году на долю параллельного импорта приходилось 12% рынка, то в первом квартале этого — не более 6%. Причина — борьба государства с нарушениями в этой сфере и, как следствие, рост цен. Увы, тут они только растут.
В результате средняя цена "настоящего премиального автомобиля" в 2024 году, по данным "Автостата", составила 15,5 млн рублей. Всего таких автомобилей завезли в страну и продали за год немногим больше 30 тыс. Вы можете позволить себе BMW (средневзвешенная цена — 13,6 млн рублей), Mercedes-Benz (21 млн), Lexus (13 млн), Audi (10,9 млн), Land Rover (21,1 млн) или Porsche (15,5 млн)?.. Я — нет.
Самое интересное в этой ситуации, что, по данным статистики за этот год, чаще всего новый легковой автомобиль, в том числе "настоящий премиальный", вам привезут все равно из Китая (доля этой страны в импорте в марте — 79,8%) или из Киргизии (7,9%; но это значит, что авто практически всегда будет из КНР). И эта машина будет в комплектации для рынка Поднебесной.
Вывод для покупателей
А он может быть только один. Без сомнения, нынешний весенний сезон стал идеальным "рынком покупателя". Большие запасы на складах и высокая ключевая ставка заставляют дилеров распродавать автомобили себе в убыток. Слоган сезона — "Налетай, подешевело". Думаю, эта ситуация продлится еще два-три месяца. Потом стоки 2024 года выпуска практически закончатся, а вслед за ними — и самые интересные предложения. И таких акций и скидок, как сейчас, уже точно не будет. Мой совет потенциальным покупателям — воспользоваться этим выгодным моментом для смены автомобиля (или для покупки, если в этом есть необходимость). Возврат глобальных брендов в Россию произойдет не скоро, не обольщайтесь. Для этого должны — как минимум! — отменить санкции. А пока их только ужесточают…Вывод для продавцов
Не все так плохо, хотя прогнозы по продажам в 2025-м по-прежнему остаются пессимистическими (–10–15%). Недавний опрос, который провели агентство "Автостат" и auto.mail.ru (приняло участие 5,2 тыс. человек) показал, что 12,1% из них планируют в этом году менять свой автомобиль на другой. А еще 35,2% очень бы хотели это сделать, но пока нет финансовой возможности. Значит, в перспективе у нашего авторынка есть очень серьезный потенциал.Читайте также

В Демпартии США остались недовольны новым выступлением Байдена
Наука
Члены Демократической партии США выражают недовольство публичной активностью бывшего президента Джо Байдена, пишет The Hill. Байден после долгого перерыва вновь появился на публичном мероприятии 15 апреля и выступил с речью, в которой раскритиковал позицию администрации Трампа по ряду вопросов. Однако некоторые демократы предпочлибы, чтобы бывший президент отошел на второй план в то время, пока партия предпринимает усилия, чтобы оправиться от поражения на выборах президента и в Конгресс,

В МЧС предупредили о штормовом ветре на Ямале 20 апреля
Наука
В Ямало-Ненецком автономном округе ожидается штормовой ветер в воскресенье, 20 апреля. Об этом сообщает URA.RU со ссылкой на региональное ГУ МЧС России. «20 апреля на территории Ямало-Ненецкого автономного округа прогнозируются неблагоприятные погодные явления: ветер юго-восточный с переходом на северный, северо-западный 7 — 12 м/с. В Ямальском, Тазовском, Шурышкарском, Приуральском, Пуровском, Надымском и Красноселькупском районах порывы 17 — 22 м/с», — рассказали в ведомстве. Спасатели

Военкор RT показал кадры нарушения со стороны ВСУ пасхального перемирия
Наука
Военкор RT Андрей Филатов показал доказательства того, что ВСУ отказались соблюдать пасхальное перемирие. Противник запустил FPV-дроны по российским позициям буквально через минуту после того, как ВС РФ приостановили боевые действия. Видео снято на Покровском направлении.
Комментарии (0)