Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Наука » Образное мышление: русская иконопись в заграничных коллекциях


Образное мышление: русская иконопись в заграничных коллекциях

09 май 2025, Пятница
2
0
Образное мышление: русская иконопись в заграничных коллекциях
Первые ростки интереса к русской иконе как к объекту коллекционирования появились на Западе в начале XIX века на волне эстетики романтизма, увлечения византийским искусством, частью которого закономерно рассматривали и древнерусскую живопись. В 1814 году Гете обратился к царскому правительству с просьбой предоставить ему информацию об иконах Суздаля и прислать несколько образцов. Возможно, интерес Гете был вызван покупкой произведений для собрания герцога Карла-­Августа Саксен-Веймар-Эйзенахского, которое попало в Веймарский дворец-музей, где собрано более 100 русских икон XV–XIX веков, но в любом случае он положил начало коллекционированию древнерусской живописи в Германии. 
В конце XIX века сложилась обширная коллекция Иоганна Георга Саксонского, с увлечением собиравшего греческие и русские иконы, в 1949–1950 годах 150 икон из его собрания были приобретены Министерством культуры земли Рейнланд-Пфальц для Института истории искусств Майнцского университета. Одновременно интерес к поздней русской иконе стали проявлять в Англии: так, в 1864 году Южно-Кенсингтонский музей науки и искусства в Лондоне (ныне Музей Виктории и Альберта) приобрел палехский образ Воскресения с двунадесятыми праздниками первой четверти XIX века и икону конца столетия «Видение св. Сергия Радонежского». 
В 1906 году по инициативе Сергея Дягилева в ряде европейских городов, в том числе в Берлине, прошла ретроспективная выставка «Два века русской живописи и скульптуры», где среди прочего было показано древнерусское искусство XV–XVII веков. В 1907 году в Лувре с успехом экспонировалось собрание княгини Марии Тенишевой, привезенное из-под Смоленска: 5695 предметов древности, среди них и древние иконы.
Большой резонанс за Западе имели первые опыты раскрытия древней живописи. Это был сенсационный художественный опыт, коренным образом перевернувший представления о характере русской иконы. Под рукой реставраторов из-под потемневшей пленки олифы и копоти и многочисленных слоев разновременных записей предстал подлинный лик русской иконы, высочайшая по своим качествам древняя живопись. Икона стала объектом любования, вызывая восхищение художников и коллекционеров, и предметом широкого собирательства в России, породив в 1910-е годы настоящий «иконный бум». 
Искусствовед Павел Муратов делился размышлениями: «Странно подумать, что еще никто на Западе не видел этих сильных и нежных красок, этих искусных линий и одухотворенных ликов. Россия вдруг оказалась единственной обладательницей какого-то чудесного художественного клада».
В 1914 году вместе с депортированными из России немцами в Германию попал целый ряд икон. Но массовый отток их на Запад начался после революции 1917 года. Свое­образной пропагандистской кампанией по популяризации русской иконы стала серия выставок древнерусской иконы в 1929–1932 годах, показанных в Европе и Америке. Идея ее организации принадлежала Игорю Грабарю, возглавлявшему в те годы Центральные реставрационные мастерские в Москве: под видом демонстрации успехов по раскрытию древней живописи он мечтал об организации распродажи раскрытых икон за рубежом, превращении их в «валютный источник» для проведения социалистической индустриализации. С коммерческой стороны выставка не дала ожидаемых результатов и, к счастью для национального наследия, почти в полном составе вернулась в Россию, но она подготовила западный мир к покупкам русской иконы. 
Особенно ценились иконы, имевшие на оборотах инвентарные номера крупнейших музеев, таких как Третьяковская галерея. Представители дипломатических миссий Западной Европы и Америки начали активно покупать иконы в магазинах «Госторга» и «Мосгосторга». Одним из наиболее успешных покупателей оказался шведский банкир и меценат Улоф Ашберг. Генеральный директор Российского коммерческого банка постоянно проживал в 1920-е годы в Москве и собрал около 200 икон, которые он перевез в Швецию. Еще одна партия из 52 памятников XIV–XVII веков была приобретена Ашбергом в октябре 1928 года. Около 30 из них прежде принадлежали расстрелянному большевиками великому князю Павлу Александровичу, сыну императора Александра II. Хорошо сознавая ценность собрания, Улоф Ашберг в 1933 году передал около 250 икон Национальному музею в Стокгольме. 
Аналогичная история у американской коллекции Лоуренса Штейнгардта, с 1939 по 1941 год посла США в СССР. Он собрал более 70 икон XVI–XIX веков, на обороте многих из них сохранились наклейки антикварно-художественного отдела «Мосгосторга» с указанием цены за памятник. В 2014 году его коллекция была продана на аукционе Bonhams. 
Целый ряд прекрасных коллекций сформировался уже в эпоху холодной войны: коллекция немецкого журналиста Норберта Кухинке (вспомним его в фильме «Осенний марафон»), работников греческого посольства Георгия Костаки и Дмитрия Апазидиса. При выезде из России им разрешили увезти с собой часть памятников. 
Лишь в 1970-е годы в Европе начинает медленно формироваться рынок, особенно в таких странах, как Австрия и Италия, где располагались лагеря для лиц, перемещенных из Советской России. Итальянские собиратели тяготели к поздней иконописи с изощренно-тонким письмом, а также к произведениям, украшенным драгоценными окладами, особенно эмалями, а коллекционеры Австрии, Германии, Нидерландов, напротив, проявляли интерес к сдержанной живописи, исполненной в древних традициях. 
В отличие от Европы в Америке вплоть до последнего времени не было особого интереса к русской иконе. Традиционно американцев больше прельщали ювелирные изделия и драгоценности. Безусловно, самой известной стала коллекция Джорджа Ханна из Питтсбурга, пионера в области американской авиации, покупавшего через «Антиквариат» в 1935–1936 годах иконы, происходившие из собраний Третьяковской галереи, Исторического и Румянцевского музеев, в том числе из прославленных коллекций Ильи Остроухова и Морозовых. После его смерти 91 икона была распродана аукционным домом Christie’s в Нью-Йорке в 1980 году.
Еще одна коллекция сложилась в семье юриста Джозефа Дэвиса, женившегося на одной из богатейших женщин Америки, владелице General Foods Corporation Марджори Пост. В 1937 году, в бытность Дэвиса послом США в СССР, супруги жили в Москве и приобретали иконы, в том числе 23 из Третьяковской галереи, разрушенного московского Чудова монастыря и Киево-Печерской лавры. Дэвис подарил их Висконсинскому университету. Впоследствии Марджори Пост продолжала покупать иконы. На момент ее смерти в 1973 году собрание включало 84 памятника XVI — начала XX века. Они размещались вместе с остальными художественными коллекциями в Хиллвуде, вашингтонском имении Марджори, где в 1977 году открылся публичный музей. 
Одна из лучших в США коллекций искусства Византии, которую удачно дополняют 18 русских икон XV–XVII веков, принадлежит Художественному музею Уолтерс в Балтиморе, созданному в 1934 году на основе богатейшего собрания Уолтерсов. В хьюстонском музее Menil Collection оказались иконы XVI века, проданные «Антиквариатом» во время выставки 1929–1932 годов.
В 2006 году в Клинтоне недалеко от Бостона открылся Музей русских икон, созданный предпринимателем Гордоном Ланктоном. Свою первую икону он приобрел на блошином рынке в Москве в 1989 году, затем участвовал в торгах крупнейших аукционных домов и купил более 400 икон. Активно выставляется и нью-йоркская коллекция фотографа Олега Кушнирского, где собрано около 60 икон, большей частью созданных в иконописных центрах Палеха, Мстёры, Холуя, старообрядческих Ветки и Гуслиц в последние десятилетия XVIII и в XIX веке. 
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Читайте также
Торжественные мероприятия на День Победы в Москве
Торжественные мероприятия на День Победы в Москве
Наука
9 мая на Красной площади прошел парад в честь 80-й годовщины в Великой Отечественной войне.
Вучич рассказал, что дал слово Путину приехать на парад Победы
Вучич рассказал, что дал слово Путину приехать на парад Победы
Наука
Президент Сербии Александр Вучич заявил, что его участие в праздничных мероприятиях в Москве, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, обусловлено в том числе тем, что он дал слово президенту России Владимиру Путину. Об этом Вучич рассказал в интервью журналисту ВГТРК Павлу Зарубину, соответствующая запись размещена в его телеграм-канале. «Я дал слово президенту Путину, что я буду здесь сегодня, и я выполнил, что я сказал. Но я думаю, что организованный разговор с президентом
В Оренбургской области прошел повредивший коровники смерч
В Оренбургской области прошел повредивший коровники смерч
Наука
8 мая в Оренбургской области действует штормовое предупреждение, выпущенное региональным МЧС. Ведомство предупредило о грозе, сильном дожде и ветре с порывами 15–18 м/с. По шкале Бофорта такой ветер относится к очень крепким, при нем ломаются тонкие и сухие сучья деревьев, говорить на ветру нельзя, идти против ветра очень трудно. Очевидцы в соцсетях поделились видео со смерчем в совхозе Тобольский Светлинского района. Там шторм повредил коровники, много животных погибло, пишет телеграм канал
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив