Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Наука » Слово за Трампом: что показал первый раунд переговоров России и Украины в Стамбуле


Слово за Трампом: что показал первый раунд переговоров России и Украины в Стамбуле

16 май 2025, Пятница
2
0
Слово за Трампом: что показал первый раунд переговоров России и Украины в Стамбуле
Инициатива Владимира Путина о возобновлении прерванных в 2022 году прямых переговоров России и Украины в Стамбуле, судя по всему, была направлена на жесткую фиксацию рамок будущего переговорного процесса в удобном для Москвы формате, когда обсуждается «устранение первопричин конфликта». 
Это позволяет Москве переломить наметившуюся в апреле-мае тенденцию консолидации позиций США, ЕС и Украины вокруг американского плана спецпосланника Стива Уиткоффа и его европейско-украинского варианта. Западный план базировался на не устраивающих Россию условиях, не позволяющих достичь всех целей «спецоперации»*. 

Нежелательный компромисс

Американские предложения были направлены на обеспечение долгосрочной заморозки конфликта по текущей линии боестолкновений без ограничений суверенитета Киева в области безопасности и внутренней политики и при сохранении большей части Украины в западной зоне военно-политического контроля через интеграцию в Евросоюз. Даже снятие вопроса об украинском членстве в НАТО было оформлено не так, как хотела бы Россия, настаивавшая на дезавуировании решения Бухарестского саммита НАТО 2008 года (и всех последующих) о том, что Украина неизбежно станет участником альянса. 
Американцы заявили Киеву и европейцам, что несогласие США на вступление Украины в НАТО распространяется только на работающую до 2029 года администрацию Дональда Трампа, и последующие президенты могут изменить позицию в пользу расширения альянса. Собственно, такую линию проводили все предыдущие администрации США, включая администрацию Джо Байдена, несмотря на пафосные заявления на каждом саммите НАТО с 2008 года, что «Украина будет в НАТО». Представители Трампа дали понять европейцам, что США не будут настаивать на дезавуировании прошлых деклараций альянса по будущему членству Украины и хотели бы просто не повторять этот пункт в декларации саммита НАТО в Гааге 2025 года и не приглашать на саммит украинского президента Владимира Зеленского.
Ранее генсек НАТО Марк Рютте и лидеры ЕС говорили, что членство Украины в альянсе не будет частью урегулирования конфликта, но в долгой перспективе «остается в повестке», что Москву, разумеется, устроить не могло. Украинская сторона сохраняла категорическое требование, что право Украины на выбор альянсов в будущем не может быть ограничено международными соглашениями.
Российские требования по прекращению западной военной помощи, а также ограничений на численность и вооружения ВСУ в американском плане были проигнорированы. Госсекретарь США Марко Рубио заявил, что суверенное право Украины на оборону и обеспечение безопасности не будет ограничено, Киев сможет заключать любые двусторонние соглашения в области безопасности с любым государством.

Сбой челночной дипломатии

Москва столкнулась с тем, что разблокированный двусторонний диалог с администрацией Трампа, несмотря на первые восторженные отзывы, к концу апреля не дал главного результата — российско-американской договоренности о рамках урегулирования на Украине, отражающей все основные цели и требования России. Обозначились изъяны челночной тактики дипломата-любителя Стива Уиткоффа — он либо не понимал, что Путин акцентировал как наиболее важное, либо неверно транслировал содержание переговоров Трампу. 
В результате Уиткофф озвучивал странные для Москвы идеи американского контроля над Запорожской АЭС, украинского контроля над Кинбурнской косой и американского декларативного признания Крыма российским — для чего еще потребуется совсем не гарантированное согласие Конгресса. Уиткофф, как специалист по недвижимости, сфокусировался на территориальном вопросе при невнимании к ключевой проблематике военно-политического статуса Украины, ограничений на ее военные возможности и российским требованиям по сокращению военного потенциала НАТО в Восточной Европе. Впрочем, и по территориальному вопросу Уиткофф Путина, похоже, до конца так и не понял.
В итоге российские требования были обозначены вице-президентом Джей Ди Вэнсом как чрезмерные — «Россия требует слишком многого», а будущие обязательства Украины, которые, по мнению Москвы, должны быть «проверяемыми, необратимыми и вечными», американцы формулировали как временные и вполне обратимые. 
В равной степени не оправдались надежды Москвы на то, что заинтересованность Трампа в восстановлении двусторонних российско-американских отношений и стратегического взаимодействия позволит выделить украинское урегулирование в отдельный трек — это позволило бы Москве навязать нужные ей рамки урегулирования и презентовать их как совместную с США позицию. Произошло обратное. Госсекретарь Марко Рубио жестко увязал любой прогресс на двустороннем российско-американском треке, включая разблокировку посольств и консульств, с согласием России на длительное прекращение огня, остановку конфликта по линии боевого соприкосновения и принятие «плана Уиткоффа». Последующий диалог дрейфовал к хрестоматийному спору о последовательности «стульев и денег». 
Рубио сделал требование Трампа о длительном прекращении огня безусловным императивом, без которого все остальное невозможно. Ситуация усугубилась тем, что вокруг этой позиции США произошла консолидация Украины и ЕС, де-факто предъявивших в начале мая ультиматум Москве. Согласие на длительное перемирие без предварительного закрепления российских рамок урегулирования лишало бы Москву главного рычага влияния на содержание и результат переговоров, в то время как заморозка по «плану Уиткоффа» фактически фиксировала бы политическую победу Киева в конфликте. Москва видит оптимальным формат переговоров на фоне продолжения боевых действий по аналогии с парижскими переговорами США и Северного Вьетнама в 1968-1973 годах. Желательно и с результатом, похожим на бегство США из Сайгона в апреле 1975 года после падения Южного Вьетнама.

Стамбул — 2025

В этой непростой ситуации, желая сохранить особые отношения с администрацией Трампа, Москва воспользовалась подсказкой Ди Вэнса: если Россия не идет на длительное перемирие, Вашингтон должен обеспечить запуск прямых переговоров России и Украины и на этом посчитать свою миротворческую миссию выполненной. Это позволило Москве перехватить инициативу и выступить с контрпредложением о возобновлении переговоров в Стамбуле без предварительных условий, но с того места, где они были прерваны в 2022 году и с учетом реалий на земле. Москва настаивает на повестке «Стамбула 1» 2022 года, позволяющей достичь ключевых целей «спецоперации» переговорным путем. 
Таким образом, выполнив условие Трампа о запуске прямых контактов с Киевом, Москва жестко навязывает свои рамки переговоров. При этом допускается и длительное перемирие, но только после того, как в ходе начальных переговоров будет окончательно закреплена «Стамбульская повестка», а США выступят гарантом того, что Украина от переговоров по этой повестке, то есть по ограничению ее военно-политического суверенитета, не откажется. Состав российской делегации полностью соответствует этой задаче, а серьезное представительство Минобороны, включая начальника военной разведки, позволяет согласовывать практические меры по обеспечению прекращения огня на огромном фронте и проведению масштабных обменов пленными 
Однако в российской позиции присутствует уязвимость — Украина не имеет никаких юридических или политических обязательств возвращаться к «Стамбульской повестке». Она ей сейчас просто невыгодна, в отличие от марта 2022 года, когда российские танки стояли у киевской кольцевой автодороги. Киев хочет начать переговоры с чистого листа и с длительного прекращения огня. У Москвы есть лишь два рычага заставить Киев вернуться в Стамбул 2022 года — давление на фронтах и давление Дональда Трампа. 
Ставка на Трампа пока срабатывала безотказно — президент США не только поддержал российское предложение прямых переговоров в Стамбуле, поломав Киеву и лидерам ЕС игру в «ультиматум Путину», но и переформатировал тактику увязок Рубио, также требовавшего сначала прекращения огня. Трамп снял ультимативное требование перемирия и «заявил о «готовности к любому механизму», который прекратит боевые действия на Украине и приведет к миру, включая саммит с Путиным. Это открывает дверь к согласованию в ходе личного контакта с Трампом нужной Москве повестки в обмен на согласие России остановить боевые действия. Москва понимает, что Трамп уже многое «инвестировал» в достижение результата на Украине и не станет просто так хлопать дверью, признавая свое поражение. Шансы, что Трамп продавит Владимира Зеленского на принятие «Стамбульской повестки», далеко не нулевые.
В этих условиях первый раунд новых переговоров в Стамбуле предсказуемо завершился без согласования общих рамок урегулирования. Украина отказалась возвращаться в 2022 год, запросив контакты на уровне президентов и немедленное перемирие, что сигнализирует о слабой позиции. Россия добилась промежуточной цели втягивания Украины в переговоры, но повторила все известные требования и условия прекращения огня, изложенные Владимиром Путиным еще в июне 2024 года, включая признание новых территориальных** реалий, и обозначила готовность вести переговоры параллельно с продолжением боевых действий. Положительными результатами можно считать согласие сторон продолжать диалог, обсуждать детальные условия прекращения огня, а также договоренность по самому массовому обмену пленными за всю историю конфликта. А дальше процесс урегулирования, вероятно, переходит на уровень Путин-Трамп, делегации в Стамбуле будут лишь фиксировать высшие договоренности. Встреча Путина и Зеленского состоится не раньше согласования финальных документов, но такая перспектива не просматривается. Европейские лидеры, предсказуемо осудившие российскую позицию в Стамбуле, в итоге пока оказываются вне игры. Последнее слово, как всегда, за президентом Трампом.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
 **Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации» России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Читайте также
Макрон запланировал обсудить с США санкции при отказе Москвы от перемирия
Макрон запланировал обсудить с США санкции при отказе Москвы от перемирия
Наука
Европа ждет ответа Москвы на требования о прекращении огня, если он не будет положительным— ЕС ужесточит санкции, заявил президент Франции Эмманюэль Макрон на пресс-конференции после саммита Европейского политического сообщества, который состоялся в Тиране. «Нужно запастись терпением, но затем, если ответ на требование о перемирии останется отрицательным, нам потребуется реагировать и ужесточить санкции. Сейчас ведется работа между европейцами и США»,— сказал французский президент. После того,
Суд обратил в доход России имущество экс-главы "Газпром энерго" Митюшова
Суд обратил в доход России имущество экс-главы "Газпром энерго" Митюшова
Наука
Фрунзенский суд Санкт-Петербурга удовлетворил иск Генеральной прокуратуры РФ к бывшему гендиректору компании "Газпром энерго" Алексею Митюшову, двум его родственникам, бизнес-партнеру Юлии Симаковой и еще нескольким ответчикам об обращении в доход государства имущества, полученного коррупционным путем. Об этом сообщила руководитель объединенной пресс-службы судов города Дарья Лебедева. "Фрунзенский районный суд г. Санкт-Петербурга вынес решение по иску заместителя Генерального
Еврокомиссия предупредила о санкциях «пакет за пакетом»
Еврокомиссия предупредила о санкциях «пакет за пакетом»
Наука
Евросоюз продолжит вводить новые «жесткие» санкции, чтобы оказать давление на Россию, заявила Фон дер Ляйен. Москва считает санкции незаконными и настаивает на их отмене Евросоюз продолжит вводить санкции против России «пакет за пакетом», чтобы усилить давление и способствовать прекращениюбоевых действий на Украине, заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По словам Фон дер Ляйен, прекращение огня на Украине остается приоритетом для европейских стран. «Вот почему мы еще больше
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив