Обновление условий: чего добилась Москва в результате короткого саммита на Аляске

Однако даже из того, что официально сказали лидеры, видно, что результирующий баланс смещен в пользу России, в то время как американская сторона не добилась своей главной цели — немедленного и безусловного прекращения огня до начала содержательных переговоров по урегулированию, и была вынуждена принять российскую логику, предполагающую выработку условий мира, устраняющих первопричины конфликта. Это практически полный разворот в позиции США, нарушивший ранее согласованные с Европой и Киевом красные линии: сначала прекращение огня, потом — переговоры, а если нет — эскалация санкционного давления. Трамп, похоже, признал нереалистичность попыток лишить Москву главного рычага воздействия на Киев — продолжения боевых действий.
При этом президент США не отказался от своего основного приема воздействия на Москву: утром деньги (прекращение боевых действий), вечером стулья (нормализация отношений и восстановление торгово-экономического сотрудничества со снятием санкций). Москва не смогла добиться одной из главных установок к саммиту в Анкоридже — разделения украинского урегулирования и двусторонней повестки взаимодействия с США. Обещания выгодных сделок — буквально накануне Путин подписал указ, позволяющий американской ExxonMobil вернуться в проект «Сахалин-1» — остаются на бумаге. Действующие санкции до окончания боевых действий отменяться не будут, правда, и угроза эскалации санкционного давления на ближайшее время снята. Нормализация работы дипмиссий и возобновление прямого авиасообщения тоже задерживаются. Возможно, по многим темам есть понимание, как двигаться дальше, но только после того, как будет решен главный вопрос — остановка боевых действий на Украине.
Не упустить Трампа
Главной целью Москвы в Анкоридже было удержание президента США в теме украинского кризиса в качестве стороны, способной навязать Киеву условия мирного договора, которые были бы очень близки к содержанию российского меморандума на переговорах в Стамбуле.Другой важнейшей целью была нейтрализация резкой санкционной эскалации со стороны США, которая, вероятно, воспринималась серьезно и в самых негативных сценариях грозила существенным сокращением объемов российского экспорта энергоносителей и падением нефтегазовых доходов бюджета с угрозой для финансовой стабильности.
Трамп своими ультиматумами демонстрировал нетерпеливость и мог в любой момент выйти из процесса урегулирования, а в части санкционного давления, кроме тарифов на основных покупателей российской нефти и газа, вырисовывалось включение в блокирующий список SDN Минфина США «Роснефти» и «Лукойла». Возможно, в Кремле решили прислушаться к советам авторитетных американских экспертов зафиксировать победу России на Украине прямо сейчас, пока Трамп не охладел к теме урегулирования.
Москва отказалась от линии на тщательную подготовку саммита Путина и Трампа — вместо этого было решено уже на начальном этапе получить от Трампа согласие на отвечающую российским интересам формулу окончательного урегулирования. Москва инициативно попросила Вашингтон о визите спецпосланника Стивена Уиткоффа, сделала ему «вполне приемлемые предложения» и запросила быструю встречу на высшем уровне. Трамп тут же согласился, хотя его администрация и пыталась использовать российскую заинтересованность в саммите как рычаг давления, заявляя, что речь идет только о «заслушивании Путина» и проверки серьезности его намерений заключить сделку, а сам Трамп до последнего грозил разрушительными последствиями для России, если сделки по перемирию не будет.
По заявлениям самих лидеров и по появившимся утечкам, какое-то совместное понимание по основным положениям урегулирования имеется. Наличие этого взаимопонимания оказалось достаточным для Трампа. Он заявил, что о новых санкциях «можно не думать несколько недель», и запустил механизм своего рода челночной дипломатии по доведению возможных условий мирного соглашения до Киева и европейских союзников. Приглашение Владимира Зеленского в Вашингтон в сопровождении лидеров ЕС и НАТО, а также готовность организовать трехстороннюю встречу с Путиным и Зеленским уже 22 августа, если 18 августа встреча в Вашингтоне пройдет хорошо, говорят о самых решительных намерениях Трампа. Москва пока не комментирует заданный Трампом переговорный темп и не подтверждает возможность встречи Путина и Зеленского, но принципиально и не отвергает такой возможности, если будут «созданы необходимые условия».
Уступки реальные и мнимые
О том, каковы эти согласованные условия, мы пока знаем лишь из утечек в западных СМИ о телефонных переговорах Трампа после саммита в Анкоридже, а также из комментариев российского президента о том, что окончательное урегулирование должно учитывать все первопричины конфликта и создавать «справедливый баланс безопасности» в Европе и мире. В целом, они почти не отличаются от условий из выступления Путина в МИДе 14 июня прошлого года, а также от содержания российского меморандума в Стамбуле от 2 июня 2025 года.Однако есть и коррективы. Москва больше не требует отвода ВСУ из всех четырех новых регионов*, а только из контролируемой Киевом части Донецкой и Луганской областей при готовности остановить боевые действия по линии боестолкновения в Херсонской и Запорожской областях. Это означает, что Киев сохранит контроль над городами Херсон и Запорожье и территориями на правом берегу Днепра, что снимет угрозу российского продвижения на Николаев и Одессу. Кроме того, Россия, возможно, готова вывести войска из Сумской и Харьковской областей. Акцент на полном контроле над Донбассом обусловлен официальными причинами начала «спецоперации»** — остановка войны на Донбассе и защита населения. Известно, что Трамп склонен поддержать идею «обмена территориями», логика которой понятна ему еще по опыту сделок с недвижимостью.
Москва продолжает настаивать на международном признании новых российских границ (как минимум, в отношении Крыма), но из утечек от Трампа пока не очень понятно, идет ли речь о признании только со стороны США, или же еще и Киевом и странами ЕС. Хотя Киев и Запад продолжают говорить о признании российского контроля только де-факто, а не де-юре, заключение мирного договора об окончательном урегулировании потребует юридического оформления границ. Пока Киев решительно против, а лидеры ЕС настаивают на недопустимости изменения границ в Европе с помощью силы.
Спор о гарантиях
Ключевое значение имеет российское требование о запрете на вступление Украины в НАТО. Reuters пишет, что Путин открыт к получению Украиной определенных гарантий безопасности. Но вокруг этого пункта возникла путаница. Появились сообщения, что Трамп предложил и даже якобы согласовал с Путиным предоставление Украине гарантий безопасности по типу статьи 5 НАТО, но вне НАТО. The Wall Street Journal затем написала, что Трамп чуть ли не убедил Путина согласиться с присутствием на территории Украины европейских сил сдерживания при поддержке США для гарантирования прочного мира. Такие сообщения уже обнадежили европейскую «коалицию желающих».В такой сценарий сложно поверить, поскольку это противоречит всем предыдущим жестким требованиям России о недопустимости любого военного присутствия стран НАТО и ЕС на территории Украины и положениям Стамбульского меморандума о безусловном и вечном нейтралитете Украины. Возможно, Трамп неверно понял комментарий Владимира Путина, что в рамках переговоров в Стамбуле в марте–апреле 2022 года по предложению Киева было согласовано положение о гарантиях безопасности «даже сильнее, чем в НАТО» со стороны всех стран-гарантов, в число которых входила и Россия, а решение о задействовании гарантий с применением военной силы в случае агрессии против Украины должно было приниматься консенсусом всех стран-гарантов, то есть у России было бы право вето. Разумеется, включение такого механизма гарантий в новое мирное соглашение отвечало бы российским интересам — более того, Москва стремилась бы к расширению списка стран-гарантов как защиты от возможного уклонения Украиной от своих обязательств. В пользу этой версии говорит упоминавшееся Трампом предложение Путина рассматривать Китай как одного из возможных гарантов. Путин по итогам Анкориджа сказал, что, «безусловно, должна быть обеспечена безопасность Украины, и мы готовы над этим работать».
Вопросы на обсуждение
Другие утечки говорили о том, что Москва якобы предлагала предоставить письменное обязательство никогда больше не применять военную силу против Украины или иной европейской страны, что вряд ли будет рассматриваться Киевом и европейцами как убедительная гарантия безопасности.Отсутствует ясность относительно обсуждения в Анкоридже российских требований по демилитаризации Украины с масштабными сокращениям численности и вооружений ВСУ, согласия по которым не было достигнуто в Стамбуле в 2022 году, но было вновь обозначено Москвой на переговорах 2025 года. Это требование имеет ключевое значение для определения реальных пределов суверенитета Украины и формата «вечного нейтралитета» — вооруженного (Швеция, Финляндия) или невооруженного (Австрия). Трамп ничего по этому поводу не сказал европейцам и Зеленскому, но ссылки Путина на необходимость «устранения первопричин» скорее говорят о сохранении этого российского требования.
Пока отсутствуют утечки о требованиях Москвы по вопросам европейской безопасности как «одной из первопричин», кроме заявления Путина о том, что должен быть «обеспечен учет всех законных озабоченностей России, восстановлен справедливый баланс в сфере безопасности в Европе и в мире в целом». Такая формулировка указывает на требования по сокращению военного присутствия НАТО в Восточной Европе вблизи российских границ.
Другие предложения России для нового рамочного мирного договора давно известны: официальный статус русского языка и обеспечение безопасности работы Украинской православной церкви Московского патриархата, которой сейчас грозит полный запрет и изъятие храмов. Ранее говорилось о требованиях снять ограничения на работу русскоязычных СМИ и провести амнистию пророссийских политических сил.
Многое прояснится по итогам встречи в Вашингтоне Трампа с Владимиром Зеленским и ключевыми европейскими лидерами, включая генсека НАТО и главу Еврокомиссии. Нельзя исключать, что Зеленский примет основные условия Путина по территориям и прекращению огня, если получит от Трампа и европейцев убедительные гарантии безопасности и суверенитета Украины.
Со своей стороны, Владимир Путин своей личной включенностью в переговорный процесс и вовлечением в него всего высшего российского руководства демонстрирует, что Москва серьезно настроена на завершение конфликта и видит реальный шанс заключить мир благодаря Дональду Трампу.
*Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации» России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов.
** Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Читайте также

Сийярто заявил о приостановке поставок нефти из России из-за Украины
Наука
Глава МИД Венгрии Петер Сийярто вновь обвинил Украину в атаке на нефтепровод, заявив, что она привела к приостановке поставок нефти в его страну. «Этот очередной удар по нашей энергетической безопасности возмутителен и неприемлем!»— написал он в соцсети X. Министр не уточнил, когда именно и в каком месте произошла атака. Сославшись на замминистра энергетики России Павла Сорокина, Сийрто добавил, что специалисты работают над «скорейшим восстановлением трансформаторной станции», необходимой для

Россия увеличила экспорт мяса птицы на 23%
Наука
Экспорт мяса птицы за семь месяцев 2025 года составил 262 000 т стоимостью $530 млн (42,3 млрд рублей), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчеты центра «Агроэкспорт». Год к году значения выросли на 23% и 31% соответственно. Среди поставок за рубеж три четверти пришлись на части тушек и субпродукты кур ($400 млн); у продукции из индейки и замороженных тушек кур — по $60 млн. По данным «Агроэкспорта», ключевым импортером мяса птицы стал Китай, на него приходится 43% выручки в этом сегменте.
Комментарии (0)