РЖД стали компанией с наибольшим приростом инвестиций

Номер два списка, нефтяная компания «Роснефть», наоборот, увеличила капитальные затраты на 11%, до 1,44 трлн рублей. Рост связан с инвестициями в разведку и разработку нефтяных месторождений, в частности крупнейшего проекта «Восток Ойл», ресурсная база которого выросла до 7 млрд т нефти по итогам 2024 года.
Далее идут «Российские железные дороги» (РЖД), которым совсем немного не хватило до второго места. В 2024 году инвестиции компании выросли почти на 13%, до 1,42 трлн рублей, и это третья строчка в рейтинге. В отчетном году РЖД направили 342 млрд рублей на развитие Восточного полигона, 275 млрд рублей на обновление подвижного состава, 198 млрд рублей на реконструкцию железнодорожных путей и 97 млрд рублей на развитие Центрального транспортного узла.
Суммарные инвестиций 100 участников рейтинга выросли на 13,2% год к году, до 15,361 трлн рублей. Более половины приходится на семь первых компаний — «Газпром», «Роснефть», РЖД, «Атомэнергопром» (№4), «Лукойл» (№5), «Россети» (№6) и «Транснефть» (№7). Топ-10 рейтинга замыкают «Сургутнефтегаз» (№8), «Московский метрополитен» (№9) и «СИБУР Холдинг» (№10).
Если изучить отраслевую структуру рейтинга, то мы выявим трех лидеров — нефтегазовый сектор, транспорт и химическую промышленность.
Транспортная отрасль самая многочисленная по количеству участников (19 компаний), у нефти и газа их 14 и у химической промышленности 10. А вот по суммарным инвестициям впереди с большим отрывом нефтегазовый сектор (5,89 трлн рублей), что неудивительно, учитывая его роль в российской экономике, у транспорта — 2,6 трлн рублей и у химической промышленности — 1,36 трлн рублей.
По итогам 2024 года 73 компании рейтинга увеличили инвестиции, а 27 — снизили.
Наибольший прирост в абсолютных цифрах у РЖД (+161 млрд рублей), «Роснефти» (+145 млрд рублей), «Балтийского химического комплекса» (№11, +138 млрд рублей) и «Амурского газохимического комплекса» (№13, +120 млрд рублей), реализующих крупные инвестиционные проекты в химической промышленности на Северо-Западе и Дальнем Востоке России соответственно, и «СИБУР Холдинга» (+119 млрд рублей).
19 компаний увеличили свои инвестиции в два раза и более. Лидером в относительном выражении стала компания «ИФР-1» (№85) — рост инвестиций почти в 28 раз, до 23,5 млрд рублей. Эта компания — оператор первого железнодорожного моста через Амур между Россией и Китаем. Мост, заработавший в 2022 году, перешел под управление «ИФР-1» в 2024-м. На 2025–2030 годы компания запланировала инвестиции в строительство логистических терминалов и сопутствующей инфраструктуры.
Согласно расчетам Forbes, инвестиции группы «Щекиноазот» (№51) выросли почти в семь раз и превысили 51 млрд рублей. «Щекиноазот» — крупный химический производитель, его активы расположены в Тульской области. Сейчас компания реализует крупный инвестиционный проект — строительство новых мощностей по выпуску аммиака и карбамида.
Еще один неизвестный широкой публике участник рейтинга с большим ростом инвестиций — калининградская группа «Атлантис» (№80), за 2024 год сумма ее инвестиций увеличилась в 3,7 раза, до 25,4 млрд рублей. «Атлантис» — группа компаний, объединяющая несколько пищевых производств, поставляющих продукцию сетям ресторанов быстрого питания «Вкусно — и точка», Burger King и «Додо Пицца». В 2024 году группа заключила соглашение об инвестициях 35 млрд рублей в молочный комплекс мощностью более 200 000 т молока.
В отличие от этих компаний группа «Полипласт» (№48) хорошо известна, по крайней мере инвестиционному сообществу. Химический холдинг с завидной регулярностью размещает облигационные займы для финансирования капитальных вложений и рефинансирования задолженности. В 2024 году «Полипласт» увеличил инвестиции в 2,5 раза, до 56,6 млрд рублей. Предприятия холдинга выпускают промышленную и строительную химию: добавки в бетон, сухие строительные смеси, добавки для разных отраслей промышленности и т.п.
Сильно увеличили инвестиции сразу несколько машиностроительных холдингов, находящихся под управлением государственной корпорации «Ростех». Капитальные затраты группы «Вертолеты России» (№46) выросли в 2,4 раза, до 58,5 млрд рублей, инвестиции Объединенной авиастроительной корпорации (№27) и Объединенной двигателестроительной корпорации (№34) увеличились на 32%, до 116,3 млрд рублей, и на 27%, до 92,2 млрд рублей, соответственно. Холдинги выпускают продукцию как гражданского, так и военного назначения.
Лидером в снижении инвестиций в абсолютном выражении стал «Газпром» — минус почти 170 млрд рублей. Далее идет «Татнефть» (№19, минус 86,4 млрд рублей), она уменьшила и капитальные затраты на приобретение основных средств, и инвестиции в покупку новых бизнесов.
На третьем месте производитель электроники «НМ-Тех» (№50, минус 61,6 млрд рублей). В 2023-м эта компания инвестировала почти 113 млрд рублей в реконструкцию и техническое перевооружение производства микроэлектроники в Зеленограде. Согласно отчету «НМ-Тех», в 2024 году состоялся запуск производства с целью разработки и постановки технологий микроэлектроники с топологическими нормами 130 нм — 180 нм — 250 нм. Чипы с такой топологией используются в автомобильной электронике, промышленном оборудовании, военно-космической технике и т. п.
Снижение инвестиций у розничной группы «Лента» (№72, минус 54,5 млрд рублей) и строительного холдинга «Самолет» (№94, минус 38,6 млрд рублей) связано с закрытием ими крупных сделок по покупке активов. В 2023 году «Лента» купила розничную сеть «Монетка», а «Самолет» — московского застройщика МИЦ. В 2024-м таких сделок у компаний не было.
Читайте также
Комментарии (0)
