Не зависть к мужчинам, а поиски любви: как психологи переосмысляют комплекс Электры

От мифа к психологии
«В психологии комплекс Электры — это женский вариант Эдипова комплекса. Он проявляется в сильной эмоциональной привязанности девочки к отцу и соперничестве с матерью за его внимание», — объясняет психотерапевт и детский психодраматерапевт Эмили Джаникян.Название феномена восходит к древнегреческой мифологии и истории об Электре — дочери царя Агамемнона и Клитемнестры. Когда мать вместе с любовником убила отца, Электра не смогла ее простить и, став взрослой, помогла брату Оресту отомстить. В античном театре эта история пользовалась не меньшей популярностью, чем трагедия об Эдипе. Софокл, Еврипид и Эсхил по-разному интерпретировали судьбу Электры, но в каждой версии оставались одни и те же чувства героини — боль утраты, жажда справедливости и глубокая, почти болезненная связь с образом отца.
В психоанализе миф стал метафорой внутреннего конфликта, когда любовь и восхищение отцом смешиваются с негативными чувствами к матери и формируют одну из первых драм в жизни девочки. Изначально в концепции психосексуального развития, предложенной Зигмундом Фрейдом, центральное место занимает эдипов конфликт. Психоаналитик рассматривал его как бессознательное стремление ребенка «обладать» родителем противоположного пола и «устранить» родителя своего пола, который воспринимается как соперник. У мальчиков подобные желания проявляются в любви к матери и соперничестве с отцом в возрасте примерно от трех до пяти лет.
Психотерапевт Эмили Джаникян поясняет, что Фрейд интерпретировал аналогичный этап у девочек следующим образом: сначала дочь эмоционально привязана к матери, которая является для нее центральной фигурой. Позже она начинает испытывать так называемую «зависть к пенису», обвиняет мать в своем «недостатке» и переносит часть чувств на отца.
Ученику Фрейда, Карлу Густаву Юнгу, эта схема показалась неполной. В 1913 году в работе «Опыт изложения психоаналитической теории» он предложил термин «комплекс Электры», обозначив им женский вариант эдипова конфликта — когда девочка бессознательно стремится «завладеть» вниманием отца и соперничает с матерью. Сам Фрейд этот термин не поддержал и считал, что говорить о «женском эдиповом комплексе» вполне достаточно. Возможно, отмечает философ Эдвард Эрвин в книге «Энциклопедия Фрейда», его неприятие нового понятия было обусловлено личным конфликтом с Юнгом.
Далее комплекс Электры исследовали многие психоаналитики — например, Отто Ранк, один из ближайших учеников и последователей Фрейда, продвигал идею важности ранней, «доэдиповой» стадии — связи с матерью, переживание рождения, стадии отделения. А Мелани Кляйн, стоявшая у истоков детского психоанализа, развивала теорию объектных отношений, согласно которой ребенок с самого рождения находится в отношениях с «частичными объектами» (например, грудью матери) еще до «традиционной» эдиповой стадии.
При этом в конце ХХ века — начале XXI века концепция комплекса Электры подверглась критике с точки зрения феминистской теории. В 1993 году в статье «Мистика Фрейда» американский психиатр и клинический профессор психиатрии в Медицинской школе Нью-Йоркского университета Сэмюэл Слипп писал, что она отражает патриархальные ценности викторианской эпохи, а не универсальные законы природы. В 2007 году психоаналитик и исследовательница феминизма Эмбер Джейкобс отметила, что в классическом психоанализе материнская связь и ее значение в жизни девочки оказывается либо маргинализирована, либо подавлена. В Стэнфордской энциклопедии философии в статье «Психоаналитический феминизм» указывается, что классический психоанализ фактически «убивает» мать в женской психике, превращая ее лишь в объект соперничества, и возводит отца в статус единственного желанного объекта.
Несмотря на споры о природе явления, само оно существовать не прекращает. «Сегодня термин «комплекс Электры» используется условно и метафорически как обозначение динамики отношений девочки с отцом и матерью», — отмечает клинический психолог Ангелина Блюм.
Как проявляется комплекс Электры
Психолог Анна Каменец объясняет, что комплекс Электры формируется у девочек в возрасте пяти-шести лет, хотя первые проявления могут появиться уже в три-четыре года. «Влечение к отцу — естественный этап психоэмоционального и гендерного развития, который проходит каждая девочка. Он становится важнейшей фигурой во внутреннем и внешнем мире дочери, та начинает чувствовать тягу к нему и необходимость соперничать с мамой за внимание папы. Дочь будет вовлекать отца в свои игры и стараться проводить с ним больше времени, давать главные роли себе и папе, а маме — второстепенные или вовсе не брать ее в игру», — описывает проявление комплекса Каменец. По ее словам, в дошкольном возрасте девочки начинают хотеть большего телесного контакта с отцом: они его обнимают, целуют, просятся спать рядом на кровати.«Дочь также может примерять одежду мамы и брать ее вещи, повторять какие-то действия, например, занятия по дому. Это происходит потому, что бессознательно она приходит к выводу, что это самая выгодная стратегия для выживания. Вместе с тем возникает неприязнь, антипатия к маме, раздражение и провокация, ссоры — вплоть до демонстративного отталкивания: например, со словами «папа делает это лучше», — говорит Анна Каменец.
При этом Эмили Джаникян подчеркивает, что сам по себе «эдипальный этап» нормален и встречается у всех детей, но у каждого проходит по-разному. «Комплекс Электры не является патологией. Это естественный процесс формирования личности, во время которого девочка учится понимать различия между мужчинами и женщинами, осознает свою роль и постепенно отделяется от родителей», — подтверждает ее слова Анна Каменец.
«Тревожный сигнал — если девочка в этом возрасте резко меняется в поведении, начинает совершать действия с сексуальным подтекстом. Иногда это может свидетельствовать о травме — если ребенок столкнулся с эротическими материалами и сексуальными действиями взрослых. Ему они интересны с игровой точки зрения, но психика пока к этому не готова», — добавляет сексолог, телесно-ориентированный терапевт, сооснователь терапевтического центра «Солас» Даниил Макаров.
При этом стоит учитывать, что интерес к интимной сфере может быть проявлением нормального психосексуального развития и исследования мира, а не следствием травмы, и тогда задача взрослого — не патологизировать его, а деликатно объяснить ребенку нормы поведения.
Эмили Джаникян также выделяет некоторые тревожные проявления, на которые родителям стоит обратить внимание. Среди них — чрезмерная потребность в постоянном внимании и одобрении только одного родителя, сильная тревога или протест при разлуке с этим родителем, а также игнорирование или обесценивание другого родителя. Встревожить родителей должно также агрессивное и деструктивное поведение, направленное на мать и отца, на их отношения, на младших детей и на саму себя; навязчивое желание говорить только об отношениях полов, отношениях с папой; а также отчетливый и продолжительный регресс: когда девочка начинает вести себя как ребенок меньшего возраста.
Родительская реакция
Психотерапевт Эмили Джаникян отмечает: в первую очередь родителям важно понимать, что ребенок не всегда вкладывает в свои слова тот смысл, который находят в нем взрослые. «Девочка исследует себя и мир, примеряет разные роли, ищет «зеркала», которые покажут ей, какая она, наполнят ее «я». За резкими словами нередко стоит желание «я хочу чувствовать себя уникальной», а также переживание — «Когда я вижу, что у мамы и папы свои отдельные отношения, я тревожусь: а важна ли я им? А какое место у меня в этой семье?» — говорит эксперт.По ее словам, формирование комплекса Электры как психологической проблемы напрямую связано с тем, как устроены взаимоотношения родителей и какие границы они устанавливают. Нередко за чрезмерной привязанностью к отцу скрываются неразрешенные чувства к матери — тревога, ревность, обида или желание получить больше внимания. Если мать эмоционально устойчива, а отец ясно обозначает, что его любовь к дочери отличается от партнерских чувств к жене, ребенок постепенно проходит этот этап без последствий. Отец должен прямо или бессознательно установить границу в самом раннем возрасте, замечает Эмили Джаникян: «Я выбираю маму как пару, а ты моя дочка, и люблю я тебя как мою дочку». Только тогда этап взросления пройдет благополучно.
Однако иногда развитие комплекса Электры связано с гиперопекающим поведением самого отца. Когда он чрезмерно следит за поведением дочери, контролирует ее внешний вид, круг общения и даже свободное время, между ними формируется зависимость. Для девочки такая модель кажется естественной, ведь забота воспринимается как проявление любви. Но если отец вдруг ослабляет контроль, позволяя больше самостоятельности, ребенок оказывается растерян: все старания, приложенные к тому, чтобы быть «удобной» и заслужить одобрение, теряют смысл. Пытаясь вернуть прежнюю близость, девочка нередко продолжает искать внешние подтверждения своей значимости.
Матери стоит с пониманием отнестись к естественному этапу взросления и не конкурировать с ребенком. «Иногда разговоры с девочкой не помогают, появляются психологические, поведенческие или соматические сложности у ребенка (истерики, плохая успеваемость, энурез). В таком случае стоит искать поддержки у специалистов», — говорит психотерапевт Джаникян.
Простое внимание, разговоры о чувствах, поддержка и участие обоих родителей помогают девочке осознать себя, укрепить самооценку и завершить этот этап без внутренних конфликтов. Когда в семье есть баланс, эдипальный этап не превращается в проблему и комплекс — он становится частью естественного взросления и формирования здоровых отношений с собой и другими.
Когда «папина дочка» вырастает
Если в детстве девочка не чувствовала любви, безопасности или, наоборот, сталкивалась с размытием личных границ, последствия могут сохраняться на всю жизнь. «Нарушения касаются самых ранних стадий развития личности. Человек, не сформировавший чувство собственного достоинства и уважения к себе и противоположному полу, будет искать подтверждения собственной ценности во внешнем мире», — объясняет Даниил Макаров.Проблемы могут проявиться уже в подростковом возрасте, отмечает психолог Анна Каменец: тогда девочка начинает выбирать модели поведения, которые кардинально отличаются от материнских, и параллельно всеми способами пытается заработать любовь отца.
Во взрослом возрасте она с таким же упорством будет искать одобрения мужчин. «Если девочка в детстве застревает в желании быть нужной папе, во взрослом возрасте она может бесконечно доказывать партнеру свою значимость», — говорит клинический психолог Ангелина Блюм. Девушки с непроработанным комплексом Электры выбирают мужчин старше себя и воспроизводят в отношениях детско-родительские сценарии: то ищут «заботливого папу», то бунтуют против него. «Невосполненные в детстве потребности нередко приводят к идеализации партнеров, зависимости от их одобрения — даже если отношения оказываются деструктивными», — добавляет психотерапевт Эмили Джаникян. По ее словам, женщины с подобной травмой чаще оказываются в созависимых связях, в которых регулярно нарушают их личные границы, а чувство собственной ценности зависит от партнера. А если рождается сын, эта динамика может быть перенесена на него: «Это проявляется в гиперопеке, излишней тревожности, а иногда и в конкуренции с девушками сына. В основе этого — внутренние конфликты и постоянная потребность в мужском одобрении и признании», — объясняет Джаникян.
Последствия неразрешенного комплекса Электры отражаются на общении не только с мужчинами, но и с женщинами. «Это может проявляться в соперничестве с подругами или коллегами, особенно если кажется, что им достается больше внимания со стороны мужчин. Такой женщине сложно выстраивать глубокие, доверительные отношения с другими, иногда появляется мизогиния — скрытое или открытое презрение к своему полу», — объясняет психотерапевт Эмили Джаникян. Соперничество возможно и с собственной дочерью.
Наконец, комплекс Электры затрагивает и внутренний мир женщины, ее самоидентификацию и самовосприятие. «Это может выражаться в низкой самооценке, неуверенности — особенно в сферах, которые традиционно считаются «женскими». Девушка может не понимать, кто она на самом деле и чего хочет от жизни, отвергать или подавлять собственные женственные качества, считая их менее значимыми, чем мужские. В итоге возникает ощущение неполноценности и внутреннего раздвоения», — объясняет эксперт.
Проработать потребность в любви
«Карен Хорни, представительница интерперсональной психологии и неофрейдизма, говорила, что в каждом человеке заложен потенциал к росту и развитию, как в каждом желуде уже есть потенциал к тому, чтобы стать дубом. Я придерживаюсь того же мнения. А как клинический психолог я верю в нейропластичность мозга», — говорит Эмили Джаникян о возможности преодолеть комплекс Электры. «Отнеситесь к себе с интересом и добротой, начните самоанализ и по возможности личную терапию для исследования прежнего опыта, обработки травмирующих эпизодов и восстановления связей с собой», — продолжает она.По мнению Джаникян, для многих женщин целительным становится групповой опыт — дружба с несколькими женщинами, терапевтические группы, круг по интересам: «Те связи, в которых женщина становится не соперницей, а подругой, товарищем, равной и интересной. Это помогает принять женский пол и начать по-настоящему чувствовать, что быть женщиной — это здорово и ничуть не хуже, чем быть мужчиной».
Однако психолог Анна Каменец считает, что проработать последствия комплекса Электры самостоятельно сложно и нужно делать это со специалистом. «В работе с этой травмой важным этапом будет процесс корректной сепарации от родителей, выстраивание здоровых границ и осознание себя как самостоятельной личности. После этого — уже выстраивание осознанных отношений с родительскими фигурами в своем внутреннем мире и реальными родителями: отделение отца от идеального образа, перестройка отношений с матерью как с реальной женщиной, а не конкуренткой. Дальше работа над собой идет в сторону укрепления самооценки и выстраивания взрослой части личности», — объясняет она.
Так или иначе, выход есть, даже если детский период был прожит непросто. Прошлое нельзя переиграть, но можно научиться жить с ним в мире, — становясь устойчивее, спокойнее и счастливее в настоящем.
Читайте также
SoftBank продала долю в Nvidia за $5,8 млрд
Наука
SoftBank продала долю в Nvidia за $5,8 млрд для финансирования инвестиций в искусственный интеллект (ИИ), сообщает Bloomberg. Как отмечает агентство, продажа доли в Nvidia подчеркивает, как основателю SoftBank Масаеси Сону нужны средства для финансирования множества проектов — от дата-центров Stargate до производственных площадок ИИ-роботов в Соединенных Штатах, отмечает агентство. Продажа доли совпала с растущими спорами о том, принесут ли затраты крупных технологических компаний, включая
ОАК на четверть сократила дальность полета МС-21
Наука
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») обновила данные о технических характеристиках среднемагистрального самолета МС-21 на своем сайте. На новую дальность полета для версии МС-21-310 в двухклассной компоновке на 175 пассажиров — до 3830 км вместо прежних 5100 км, обратили внимание «Ведомости». Максимальная взлетная масса самолета, как и ранее, составляет 85 т. Представитель «Ростеха» пояснил газете, что на сайте ОАК указаны расчетные характеристики реальной машины,
Россияне в октябре купили максимальный объем валюты за почти два года
Наука
В октябре 2025 года физлица приобрели валюту на 158,6 млрд рублей, что стало максимальным месячным объемом чистых покупок валюты населением с декабря 2023 года, следует из обзора рисков финансовых рынков Банка России. По сравнению с сентябрем объем таких сделок вырос в 1,8 раза, тогда он составлял 86,6 млрд рублей. С начала текущего года россияне купили иностранной валюты на 918 млрд рублей, а за аналогичный период прошлого года в 1,2 раза больше, 1062 млрд рублей. При этом покупки валюты
Комментарии (0)
