Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Общество » "Интерес к этому жанру будет всегда": почему популярны такие фильмы, как "Слово пацана"


"Интерес к этому жанру будет всегда": почему популярны такие фильмы, как "Слово пацана"

25 декабрь 2023, Понедельник
23
0
"Интерес к этому жанру будет всегда": почему популярны такие фильмы, как "Слово пацана"
"Тема детективов, криминала, преступников, разбойников, каких-то стычек — мне кажется, это вечная тема, как и тема любви, отчаяния, путешествий", — рассуждает Роберт Гараев, журналист, автор книги "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х", по которой был снят сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте". Интерес более взрослых людей к таким фильмам можно обосновать ностальгией. "Взрослые смотрят сериал, у них это вызывает внутренние воспоминания, ассоциации. У многих это откликается", — считает Оксана Ласточкина, социолог, педагог-психолог, исследователь культуры.Режиссер и сценарист Александр Велединский, в числе работ которого сериал "Бригада", считает, что интерес к криминальному жанру будет всегда. "Пока есть криминал в жизни, пока есть войны, пока в мире царит ложь — интерес не пропадет. А поскольку криминал, войны и ложь никогда не исчезнут — значит, и интерес к ним будет всегда", — полагает он.Если говорить про события, которые подкрепляли интерес общественности к этой теме, можно вспомнить тот же период перестройки. Когда были открыты архивы НКВД и КГБ, интерес к тюремной культуре и судьбам сидельцев особенно возрос, объясняет кандидат филологических наук, автор более 200 научных публикаций Наталья Кузина. В работе "Проблемы рассекречивания документов бывших партийных архивов на примере ПермГаНИ" М.Г. Нечаева отмечено, что во время начала архивной революции особый интерес среди исследователей, историков, преподавателей и студентов вызывала информация о состоянии преступности.Как правило, в таких кинокартинах размыты понятия добра и зла. Наталья Кузина говорит, что размывание образов пошло от таких кинопроизведений, как "Ликвидация", "Вор", "Шифр".Персонажи в подобных фильмах и сериалах "серые", то есть могут быть одновременно плохими и хорошими, объясняет Ласточкина. Данила Багров в фильме "Брат", Александр Белый в сериале "Бригада", Желтый в "Слове пацана" — яркие тому примеры. Тот же Желтый, несмотря на то что был руководителем группировки "Универсамовские", отличавшейся жестокостью, заботился о своей матери и старался бороться с несправедливостью. Психолог Максим Некрасов считает, что такие образы помогают зрителю лучше понять себя, признать в себе наличие не только хорошего, но и плохого. Именно это осознание, по его мнению, может помочь обрести целостность. Такое знакомство с собой через кино можно назвать безопасным. К тому же, когда общество живет в нестабильное время, копит в себе обиду и злость, кино помогает перенаправить негативную энергию. Просмотр картин в криминальном жанре становится "легальным способом соединиться с запертыми, сдержанными чувствами". "Когда я смотрю подобное кино, я безопасно для себя встречаюсь со злостью, с какой-то внутренней частью себя, которая, возможно, способна на насилие, но на этом все. Я не получаю разрешение на насилие, у меня не появляется желание проявлять насилие. Я просто нахожусь в большей согласованности с собой, проживая чувства в процессе просмотра сериала", — говорит психолог.Тем не менее люди с нестабильной психикой, не способные дифференцировать, при просмотре фильмов в криминальном жанре могут увидеть в насилии норму и разрешить его себе совершать. То же самое касается и подростков, чья психика еще не до конца окрепла. "Дети зачастую хотят походить на взрослых и копируют поведение, которое видят на экране и которое, как им кажется, делает их более взрослыми", — говорит Оксана Ласточкина. В работе О.Е. Кузнецовой "Социальные представления о "герое нашего времени" у студентов разной профессиональной направленности" звучит мысль о том, что у многих молодых людей нет четких представлений о героизме и героических поступках, а также об их значимости для личностного развития. Причиной этому, говорится в ее работе, стало то, что героями фильмов часто становятся носители зла и разрушения.Авторы научной статьи "Криминальные сериалы современной России: криминологический анализ" М.П. Клейменов и И.М. Клейменова высказывают похожую точку зрения. Они считают, что из-за главных героев, играющих бандитов, происходит "тотальная криминализация сознания молодежи, в котором главное — богатство и известность, а не средства их достижения". По мнению авторов статьи, "Бонни и Клайд" (американские грабители времен Великой депрессии) давно вытеснили "Валентина и Валентину" (история любви двух студентов, которые хранили верность друг другу и отстаивали свои чувства, несмотря на все сложности). Однако эти кинокартины дают возможность ярко увидеть последствия насилия. Например, в "Бригаде" Саша Белый и его друзья, жизнь которых кому-то из зрителей сначала могла показаться привлекательной как минимум из-за обретенного теми материального богатства, по итогу понесли довольно жесткое наказание. Ведь методы, которые они использовали при достижении этого богатства, нельзя назвать честными и гуманными. Да и сам Безруков говорил, что сочувствует тем, кто захотел пойти по стопам главных героев, большая часть которых погибла.Писатель Роберт Гараев сам состоял в банде, хоть и недолго: "Я год провел в группировке, потому что нормальным людям, интеллигентным ребятам из художественной школы нечего больше делать в банде пацанов". Жизнь ребят, которые привели его туда, сложилась не лучшим образом. Один умер из-за наркотиков, другой — в инвалидной коляске.Гараев считает, что 80-е годы, время казанского феномена — это такое же важное время для России, как 90-е, как Первая и Вторая мировые войны, как Октябрьская революция. По его словам, это "такие важные переломные моменты, на которых интересно создавать драматические ситуации". Анастасия Харчишена 
Читайте также
"Я изменял, врал. Она ушла, что делать?" Работа горячей линии Российского Красного Креста
"Я изменял, врал. Она ушла, что делать?" Работа горячей линии Российского Красного Креста
Общество
"Однажды ночью я говорила с женщиной три часа подряд. Она предпенсионного возраста, у нее две дочери, и одна из них с ней не общается. А другая сказала, что собирается с мужем переехать в другой город. Женщина говорила, что ее бросают, что как же она теперь будет... Ей было нужно держать меня рядом, чтобы страх не накрыл опять. Спустя три часа она немного успокоилась и поела".После сложных разговоров Екатерина смотрит смешные видеоролики. Говорит, за 10 минут получается отойти.
Автор «Слова пацана» оценил возможность возрождения «казанского феномена»
Автор «Слова пацана» оценил возможность возрождения «казанского феномена»
Общество
Молодежные банды Казани конца 1980-х годов, которые вошли в историю как «казанский феномен», сегодня уже не смогут возродиться. Такое мнение в беседе с «Лентой.ру» высказал журналист Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана», по которой режиссер Жора Крыжовников снял одноименный сериал. «Сегодня Казань совсем другая, хотя группировки на окраинах города все еще существуют. Однако на их территориях подросткам никто не позволит создать свои», — оценил подобную перспективу Гараев. Кроме того, как
Губернатор Александр Соколов: Кировская область — регион "белой нефти"
Губернатор Александр Соколов: Кировская область — регион "белой нефти"
Общество
Кировская область в 2024 году отметит 650-летие своей столицы — Кирова. К этой дате регион подошел с устойчивой экономикой, богатой культурой и смелыми мечтами, считает губернатор Кировской области Александр Соколов. О том, как сегодня регион наращивает производство и развивает биофармацевтику, почему в области вводят доплаты учителям, врачам и молодым мамам и зачем Кирову кампус мирового уровня, Александр Соколов рассказал в интервью ТАСС во время международной выставки-форума
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив