"Это и есть жизнь". Памяти 6-й роты псковских десантников

Алексей Воробьев
Боевики атаковали высоту с середины дня до поздней ночи 29 февраля. Около трех часов ночи 1 марта на помощь десантникам с соседних позиций смогла прорваться группа из 15 военнослужащих 4-й роты во главе с гвардии майором Александром Доставаловым. Ранним утром 1 марта бой возобновился. Боевики наступали сразу с нескольких направлений. У вершины начались рукопашные схватки. Последние оставшиеся в живых бойцы вызвали огонь артиллерии на себя.На высоте 776 погибли 84 российских военнослужащих. 22 десантникам было присвоено звание Героя России (21 из них — посмертно). 69 солдат и офицеров были награждены орденом Мужества (63 из них — посмертно).
В эти дни в России проходят мероприятия памяти погибших десантников, в которых участвуют их близкие. Двое из них рассказали нам о своих сыновьях.
Гвардии старший лейтенант Алексей Воробьев, командир разведывательного взвода. Погиб в 24 года, награжден Звездой Героя России (посмертно). Его отец — Владимир Николаевич Воробьев, полковник, бывший заместитель командира дивизии, в 90-е годы — советник специальных войск Вооруженных сил Сирийской Арабской Республики.
class="MediaContainer_caption__9uiPH"> class="MediaCaption_wrapper__QM57K MediaCaption_wrapper--visible__riv_5"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_primary-LP767"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT">Вид на Аргунское ущелье, февраль 2000 года class="MediaCaption_copyright__AJGUp"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--inline-DDCkz tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_secondary-8LmQQ"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT CroppedSimpleText_wrapper--inline___8fpp">© Валерий Матыцин/ ТАССМы были в командировке в Сирии, когда Ирак напал на Кувейт, это был 1990 год. Я был в это время советником одного из офицеров специальных войск Вооруженных сил Сирийской Арабской Республики. Жена ко мне приехала, а Алешу мы были вынуждены отправить в деревню к дедушке с бабушкой, это Оренбургская область, станица Кандауровка. Он последний год учился в школе в станице, заканчивал. Очень много читал Марлинского, Лермонтова, Толстого, наверное, раза четыре прочитал "Войну и мир" и всегда находил себе что-то новое. Всех офицеров, которые в свое время воевали на Кавказе, — он очень увлекался этим и любил это читать. И когда блестяще закончил школу, поехал в Рязань, а бабушке с дедушкой сказал, что он едет поступать в радиотехнический институт. А сам поехал в Рязанское воздушно-десантное училище. Его старший брат уже учился на четвертом курсе этого же училища. Он поступил, учился, закончил и приехал в Череху на должность командира разведывательного взвода в разведывательную роту 104-го полка 76-й дивизии. Когда сводный батальон отправляли в Чечню, он от роты со своим разведвзводом поехал с этим батальоном. Полгода служил там, занимался разведкой, очень ценные данные добывал о бандформированиях, приводил языков, за первый период был награжден орденом Мужества.
class="WithMarginHOC_wrapper__WVU5n">
И конец февраля, получена задача 6-й роте выйти в район Домбай-Орзы, оттуда перейти реку Абазулгол, выйти на высоту 776 и дальше вести разведку противника и местности в направлении Улус-Керта и выйти на высоту Исты-Корд. Это господствующая высота, не поросшая лесом, оттуда очень хорошо корректировать огонь артиллерии и наводить фронтовую и армейскую авиацию на цели. Гвардии старший сержант Рустам Сираев, стрелок, погиб в возрасте 23 лет. Посмертно награжден орденом Мужества. Его мама — Сада Галимовна Сираева. Он это считал нужным, мужчина есть мужчина, так же его отец считал. Он всегда говорил: он мужчина, он обязан. Это долг перед родиной, а значит, долг перед семьей. ***
class="WithPositionControl_container__0BE8L WithPositionControl_container--aside__FAH3z">Читайте такжеШтурм Грозного в 1999-2000 годах. Предпосылки и хронология спецоперации class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">Перед этим наши войска вытеснили бандформирования Хаттаба и Басаева из Грозного, и они все через минное поле проскочили и сосредоточились в Шатое. Когда наши войска их там окружили, им генерал Трошев дал время до утра — сложить оружие и сдаться. Когда утром были готовы принять капитуляцию, там никого не оказалось. То ли какие-то были подземные коммуникации. И они ушли в неизвестном направлении, потом их обнаружили в лесах под Улус-Кертом... И наше командование склонялось к такому решению, что боевики будут прорываться мелкими группами между блокпостами. Но они пошли скопом все. Они пошли по двум тропинкам через высоту 776, и рота как раз [на эти позиции] выходила. А Алеша вел разведку противника и местности впереди со своей разведывательной группой. Когда он достиг высоты 776, проверили ее, посмотрели: никаких следов людей и животных на ней не было, первозданный ландшафт. Они доложили Марку Евтюхину (командиру батальона — прим. ТАСС), что противника нет, рота может свободно передвигаться.
Когда подходили к подножью горы Исты-Корд, они обнаружили наблюдательный пост противника и решили его бесшумно снять, потому что открыть огонь из автоматов — это эхо раздается в горах на большое расстояние. Но в самый последний момент их обнаружили, пришлось открыть огонь на поражение. И сразу выскочили бандформирования и пытались окружить разведчиков. Евтюхин приказал отходить, но противник старался боевой порядок держать как можно ближе к разведчикам, чтобы их не отсекла артиллерия.
Когда начали по высоте работать минометы, а деревья высокие — буки, мины разрывались на 20-метровой высоте, на вершинах этих деревьев, и, как одеялом, осколками накрывали местность. И здесь рота понесла примерно две трети потерь, много раненых было, погибших. Марк Николаевич по радио вызвал своего заместителя Александра Васильевича Доставалова — он был на соседней высоте. Попросил на помощь.
class="MediaContainer_caption__9uiPH"> class="MediaCaption_wrapper__QM57K MediaCaption_wrapper--visible__riv_5"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_primary-LP767"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT">У входа в Аргунское ущелье, январь 2000 года class="MediaCaption_copyright__AJGUp"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--inline-DDCkz tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_secondary-8LmQQ"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT CroppedSimpleText_wrapper--inline___8fpp">© Валерий Матыцин/ ТАССВыжившие [в этом бою] говорят, разведчик лежал раненый, мы его хворостом закрыли, а он нам сказал: "Идите быстрее в расположение своих войск и передайте, чтобы подмога пришла". Я говорю: "А что же вы его не взяли?" — "Он нам, — говорят, — приказал, что он останется здесь, а вы давайте быстрее за подмогой". Это Алеша был. Он их послал. Когда в госпитале мы получили эпикриз, у него было множество минно-взрывных ранений и была главная аорта перебита. И он, конечно, от обильной кровопотери скончался.
И такое, памятное: когда уже официально объявили, 6 марта мы с матерью решили, что надо к похоронам готовиться, и вот такая картина. Мы приехали в город, ходим по церковным лавкам, закупаем все необходимое для похорон. А мужчины, парни ходят, покупают девушкам цветы, подарки. И вот такой контраст — прямо до слез обидно. Потом земляки из Оренбургской области, со станицы, обратились к нам с просьбой, чтобы мы здесь [в Пскове] Алешу не хоронили, а привезли туда — в станицу, в Оренбург. У нас очень дисциплинированные казаки. Мы согласились, и Алешу похоронили там. Там в честь него названы средняя школа и улица.
Мой отец прослужил рядовым солдатом девять лет, был призван на срочную службу в 1937 году. На Дальнем Востоке служил, и вот как раз война с японцами на озере Хасан и Халхин-Гол, он в этих боевых действиях участвовал и пришел с наградами. Только пришел, женился, и через несколько месяцев началась Великая Отечественная война, и его по мобилизации сразу под Сталинград. И он от Сталинграда до Берлина дошел, и только в 1947 году, в конце, вернулся из Германии. Отец очень много рассказывал мне, своим внукам. Я военный, на меня очень большое влияние оказал отец, а я на них. И они все время воспитывались в военном городке, это дети военных. Они постоянно со мной ходили в полк, они стреляли, участвовали в укладке парашютов, были в тренажерном классе. Они все это впитали и решили стать военными. Это сформировало у них мировоззрение стать военными: и у одного, и у второго.
Я хочу акцентировать внимание только на одном. Мне не хватает сына, он погиб. Но я горд за него, что он не опозорил ни родителей, ни свою воинскую часть, ни свой городок, ни свою Родину. Он сделал выбор и стал героем. Такие люди…
class="WithMarginHOC_wrapper__WVU5n WithMarginHOC_wrapper--clear_left__qwU25">Рустам Сираев
— В 1976 году он родился, 5 сентября, в Челябинской области, Саткинский район, потом мы переехали сюда [в Оренбург], так получилось... У меня старшая дочь Гульнара, она с 1974 года. В селе, где они родились, у нас был гараж, так называемая ракушка, рядом сложены во дворе строительные материалы. Он гулял прям перед окнами дома, был март, и мне звонят: "Соня, твой опять на улице голый". С мальчишками промокли, все с себя сняли — сушат обувь и одежду на солнышке.
И все он мечтал: кирзовые сапоги ему надо было, как у солдат. Потом кто-то ему из старших друзей подарил такие сапоги, он довольный был! Вот везде ему надо было лазить, поэтому с улицы всегда мокрый приходил. Я ему говорю: "Если такой мокрый, то не приходи домой". Идет муж на обед, говорит: "Слушай, а чего у нас Рустик выглядывает из-за гаража?" Я вспомнила, что сказала ему, если мокрый, не приходи. Муж меня отругал, мы пошли, позвали его. Вот такой он был у нас шебутной мальчишка.
В 1983 году он в школу пошел, в 1992-м — окончил. У мужа спрашивают: "Как сын учится?" Он отвечал: "Без четверок". — "О, какой молодец, на пятерки". — "Нет, на твердые тройки". Но читать любил, все время спрашивал меня: "Почему вы вот грамотно пишете, а мы не умеем". Я ему говорила: "Вырастешь, тоже будешь писать грамотно, только читай больше".
Он и на бокс ходил, и на карате, он куда только не ходил. И голову разбивал, и сотрясение мозга у него было, машина его здесь сбила, но я этого ничего не знала, это знали Гуля только и папа, не расстраивать чтобы. На все секции он ходил сам.
То, что он прыгнул [с парашютом] первый раз в 12 лет, мы узнали недавно от Банникова (Владимир Банников, военнослужащий ВДВ, руководитель ветеранских организаций Оренбурга и области — прим. ТАСС), а прыгать можно было с 14 лет. Потому что мальчишки стояли на своем: "Мы будем прыгать, и все". А он маленький ростом у нас был…
class="MediaContainer_container___hAhp"> class="ImageExtraContent_media__5l7rl"> class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#6c7a6b"> style="text-align:center;"> class="MediaContainer_caption__9uiPH"> class="MediaCaption_wrapper__QM57K MediaCaption_wrapper--visible__riv_5"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_primary-LP767"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT">Аргунское ущелье, март 2000 года class="MediaCaption_copyright__AJGUp"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--inline-DDCkz tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_secondary-8LmQQ"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT CroppedSimpleText_wrapper--inline___8fpp">© Валерий Матыцин/ ТАССОни ползут, такие парашюты огромные, такие крохотные мальчишки, там, говорит, все поле валялось от смеха. Спрашивают их: "Еще прыгать будете?" — "Да, будем". Настырность вот эта у него...
С друзьями он познакомился, когда пошел на карате. Эти друзья остались на всю жизнь. Когда пришла телеграмма, первым пришел [его товарищ] Рустам с пачкой денег, потому что он знал, что мы живем на инженерную зарплату. На похороны принес, взял в бухгалтерии под свою ответственность. За счет поддержки и внимания друзей сына я еще живу. В этом году поеду в Псков, приглашена на памятные мероприятия 27 февраля.
Даже вот ребята вспоминают, что он был ведущий, то есть "мы за ним, а не он за кем-то". Я вот помню, что в сложные годы, когда наркомания началась, родители других ребят все время у него спрашивали: "Ты не знаешь, вот Ренат, например, не принимает ничего?" Они почему-то у него спрашивали, он такой открытый, почти везде улыбается. У меня внук растет, он по его примеру тоже идет, улыбается и издалека громко здоровается.
class="WithPositionControl_container__0BE8L WithPositionControl_container--aside__FAH3z">Читайте также"К врагам беспощадны". Участники боев 1999 года в Дагестане — о противостоянии террористам class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">В восьмом-девятом классе чувствуем, что он не хочет дальше учиться, — встал вопрос, куда дальше. Он вообще не знал, куда поступать. Отец говорит: "Ну вот военные училища же есть, если ты ходишь, занимаешься — может, туда?" Нет, категорически нет, и все. Мы со смехом сказали: тогда иди в железнодорожный на кулинара — а он варить картошку даже не умел. И он пошел туда, но ни разу ничего [не приготовил]. Однажды, когда нас не было дома, делал манник, но уксус разбавил не так и положил не одну девятую часть, а девять частей, у него лепешка получилась. Больше практики не было, не работал, конечно, по профессии.
Потом решил идти в армию, только в парашютно-десантные [войска], и все. Лебедев (гвардии сержант Виктор Лебедев, погиб с Сираевым в одном бою, посмертно награжден орденом Мужества — прим. ТАСС) служил там же, он на полгода раньше пошел. Потом вернулся домой и снова пошел учиться.
Он все до этого мечтал, что пойдет во Французский легион (войсковое соединение, входящее в состав Сухопутных войск Франции и комплектуемое преимущественно из иностранцев — прим. ТАСС), сделал себе паспорт. Я ему сказала: вот ты идешь туда только через мой труп. А там, слава богу, мусульман не принимают, это остановило.
Тут началась чеченская кампания… Вернуться в армию заставил в том числе финансовый вопрос. Мы пытались разменять четырехкомнатную квартиру, но никак. А он познакомился с девушкой... Они встречались, пока он в армии служил, думал, потом вот приедет и распишутся, и все...
Они по квартирам жили, а когда он погиб, мы ее к себе взяли, потому что штампа нет, ей ничего не положено. Сейчас она четыре года как умерла — острый лейкоз, но всю жизнь нам посвятила, хотя позже вышла замуж, у нее дочь родилась...
И они уехали [с Виктором Лебедевым служить по контракту]... Потом дочь звонит и говорит: "Рустик прислал письмо и сообщил, что долго писать не будет, они далеко в лесу". Они уже в Чечню уезжали, но я об этом не знала тогда.
Я помню, в ночь на 1 марта 2000 года я была у сестры, у них старенький коттедж, я спала в отдельной комнате, за окном ветром мотало фонарь, а улица такая тихая — ни машина не проедет, ничего. Звенящая тишина. Я никак не могла уснуть. А сестра в другой комнате тоже спала беспокойно, говорит, что слышала, как он кричал.
class="MediaContainer_container___hAhp"> class="ImageExtraContent_media__5l7rl"> class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#714f4d"> style="text-align:center;"> class="MediaContainer_caption__9uiPH"> class="MediaCaption_wrapper__QM57K MediaCaption_wrapper--visible__riv_5"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_primary-LP767"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT">Военнослужащие федеральных сил РФ во время нанесения массированных ударов по позициям боевиков, январь 2000 года class="MediaCaption_copyright__AJGUp"> class="tass_pkg_caption-MI-Pm tass_pkg_caption--inline-DDCkz tass_pkg_caption--size_default-pedsa tass_pkg_caption--font_weight_medium-4UIKi tass_pkg_caption--color_secondary-8LmQQ"> class="CroppedSimpleText_wrapper__KECGT CroppedSimpleText_wrapper--inline___8fpp">© Валерий Матыцин/ ТАССУ него левой части вообще не было, похоже, мы открывали окошко [гроба], все надеялись, что не он. Я не знаю, как он вел бой, говорили, что какие-то обходы делал Рустик. Кто там может знать, как он обходил через деревья, убил сколько, кто знает. Никто не знает, как гибли. Я думала одно: хоть бы не мучились.
class="WithMarginHOC_wrapper__WVU5n WithMarginHOC_wrapper--clear_left__qwU25">
Ребята [друзья Рустама] — молодцы, бывают у нас постоянно, они как бы заполняют оставшуюся пустоту... Вот Джульетка (гражданская жена Рустама Сираева — прим. ТАСС) даже с мужем со своим нас потом познакомила, мы приняли его и считаем за зятя, ведь она нам как дочь была. Ребята тоже удивлялись, что столько лет, а она все с нами.
С мамой погибшего Виктора Лебедева общаемся постоянно, мы очень похожи и по характеру, и судьбы сложились так... Редкий день проходит, чтобы мы не созвонились. Еще нам многие организации города помогают.
Больше хороших людей вокруг, чем плохих. Очень нам помогли, город, соседи у нас очень дружные, молодцы, я благодарна всем.
Друзья Рустика даже помогли нам свадьбу внука устроить, сейчас ждем правнуков, так что есть для кого жить. Конечно, вспоминаешь когда, плачешь. Особенно когда одна.
class="WithMarginHOC_wrapper__WVU5n WithMarginHOC_wrapper--clear_left__qwU25">
С 27 февраля по 1 марта в Пскове пройдут мероприятия, посвященные 25-летию подвига воинов-десантников 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В них примут участие Нина и Татьяна Лебедевы — мама и вдова Виктора Лебедева; Сада и Гульнара Сираевы — мама и сестра Рустама Сираева. Средства на их поездку выделены из областного резервного фонда. Среди погибших — трое оренбуржцев: Алексей Воробьев, Рустам Сираев и Виктор Лебедев. Старший сержант Сираев и рядовой Лебедев были посмертно награждены орденом Мужества, гвардии старшему лейтенанту Воробьеву посмертно присвоено звание Героя России. Память о бойцах бережно хранят оренбуржцы. На родине десантников установлены мемориальные бюсты, в Оренбурге есть сквер имени Лебедева и Сираева.
Алексей Семенов, Алена Глухова
В материале использованы данные ТАСС-Досье


