«Воробей», «Ёжик», «Косатка»: глава КБ «Спектр Инжиниринг» — о новых воздушных, наземных и речных российских дронах
В течение 2025 года российский FPV-дрон «Воробей» получит систему донаведения на основе машинного зрения и нейросетей. Об этом в интервью RT рассказал исполнительный директор конструкторского бюро «Спектр Инжиниринг» Андрей Братеньков. По его словам, новейший ударный БПЛА сможет автоматически идентифицировать и поражать цель. Также в текущем году предприятие планирует организовать производство наземных дронов-камикадзе «Ёжик» и беспилотного вертолёта грузоподъёмностью 150 кг для логистики на передовой. Ещё одним перспективным проектом КБ станет безэкипажный катер «Косатка», предназначенный для потопления вражеских плавсредств. Как сообщил Братеньков, его наведение на цель будет осуществляться по тепловому следу, электромагнитному излучению и акустике двигателей лодок ВСУ.

— Год назад КБ «Спектр» развернул производство трёхлопастных пропеллеров для FPV-дронов с перспективой выхода на мощность 4 млн единиц ежегодно. Перед этим специалисты предприятия провели необходимые исследования, учитывая требования к аэродинамике, материалам и размерности. Фактически с нуля был создан профиль лопасти, а сам пропеллер оптимизирован под специфику боевого применения FPV-дронов.
Затем удалось найти отечественных поставщиков пластмасс. В ходе тестирования воздушные винты показали способность работать в температурных режимах от ‐60 до +70 °C.
Пропеллер только на первый взгляд кажется простой деталью. На самом деле его разработка и производство требуют довольно серьёзных компетенций и значительных трудозатрат. Пропеллеры выпускаются по технологии литья пластмасс под давлением на термопластавтоматах, что позволяет выпускать качественную продукцию в сжатые сроки. Тем не менее перед отправкой заказчикам образцы из партий проходят статические и динамические испытания на специальном стенде.

Добавлю, что в декабре на мощностях КБ запущено производство пресс-форм пропеллеров для трофейных образцов украинской «Бабы-яги» (этот БПЛА изготавливается на основе китайского агродрона. — RT) и её отечественных аналогов. А с недавних пор, правда, в коллаборации, выпускаем пропеллеры и для Mavic, упрощая тем самым их ремонт и эксплуатацию. Эти китайские коптеры очень ценны в зоне СВО — они используются для разведки в тактической глубине, корректировки огня и сброса «подарков» на головы бандеровцев.
Массовое производство элементов винтомоторной группы очень важно в плане импортозамещения и удешевления данной продукции. Россия сокращает зависимость от поставок из Китая и стремится локализовать производство всех комплектующих на своей территории.
Максимальная «русификация» FPV-дронов — стратегически важная на текущий момент задача. Эти БПЛА способны не только компенсировать нехватку артиллерии: в руках опытных пилотов они могут кардинально менять обстановку — по крайней мере на конкретных участках линии боевого соприкосновения.
Достаточно сказать, что именно массовое распространение FPV существенно сузило возможности применения бронетехники, артиллерии и даже пехоты. Однако их постоянно не хватает: в среднем за один боевой выход расчёт FPV расходуют 15—20 дронов. И таких расчётов сотни по всей ЛБС.
Важной новостью на пути импортозамещения я считаю скорый запуск полного цикла производства электродвигателей в популярной на фронте размерности 32 × 12 см. В решении этой задачи КБ помогают научно-производственные объединения «Север» и «Химик».
Такой электромотор можно устанавливать на почти любой FPV, включая 13-дюймовые «птички». Один двигатель позволяет спокойно поднимать 7 кг полезной нагрузки. При необходимости увеличить грузоподъёмность на 13-дюймовый коптер (имеется в виду БПЛА с диаметром пропеллеров 13 дюймов. — RT) можно поставить два электромотора. Так получится переносить противотанковую мину ТМ-62, которая весит 13 кг. Нашим бойцам подобная функция очень нужна, так как ТМ-62 широко используется для дистанционного минирования и ударов по позициям ВСУ.

— Конечно. С конца 2023 года в российские подразделения поставляются дроны «Воробей» в модификациях на 8 и 10 дюймов. В первом варианте дальность применения составляет 7 км, допустимая масса полезной нагрузки — 3—4 кг, во втором — дистанция полёта достигает 10 км, нагрузка — 5 кг.
В отличие от других моделей FPV, «Воробей» хорошо оптимизирован под установку штатных боеприпасов. Дрон эффективен для ударов по бронетехнике, укреплениям, огневым точкам и пехоте ВСУ. Спрос на «Воробьёв» очень большой. Откровенно скажу, он пока превышает производственные возможности «Спектра», хотя предприятие стремится наращивать темпы производства дрона и одновременно увеличивать количество отечественных компонентов в нём.
В течение этого года для «Воробья» и других FPV-дронов будет разработана система донаведения на основе машинного зрения и нейросетей. Подобные технические средства появились ещё в прошлом году, однако автопилот включается в них на финальном отрезке полёта. Наша система позволит в буквальном смысле реализовать принцип «выстрелил — забыл». Запускать FPV-дроны сможет практически любой пехотинец. «Птички» сами будут идентифицировать и поражать цели.

— По итогу мы не получим искусственный интеллект в чистом виде. Однако на текущий момент у нас есть понимание, как создать электронное устройство на основе одной платы, то есть предельно простое и дешёвое, но с крайне полезным функционалом. Такой модуль позволит воздушному камикадзе ориентироваться в пространстве, опознавать цели, даже определять своих и чужих.
Приоткрою завесу тайны. Предполагается, что дрон с нашим автопилотом будет действовать в секторах, которые внесены на цифровую карту. Сейчас широкое распространение получают мобильные геоинформационные системы, в которые как раз интегрированы высокодетальные карты местности, указаны обозначения собственных позиций и объектов противника.
Наряду с этим в модуль будет встроена инерциальная система навигации. Дрон с нашей системой донаведения будет улетать в определённый сектор. Он сможет наносить удары как по координатам, так и по движущимся объектам, которые находятся в заданном квадрате.
Стоимость FPV с подобной системой, естественно, возрастёт, но едва ли цену 150 тыс. рублей (средняя стоимость FPV-дрона составляет 45—50 тыс. рублей. — RT) можно назвать высокой. Тем более с установкой подобных модулей практически полностью будет исключен риск потерь пилотов и операторов.
— Работаете ли вы над самолётной тематикой в области БПЛА?
— В беспилотной технике мы постоянно ищем и находим новые перспективные направления. Среди них — тяжёлые беспилотные машины. В 2025 году планируем запустить производство беспилотного самолёта дальностью свыше 50 км. Этот БПЛА будет выполнять примерно тот же функционал, что и «Орлан-10», но его стоимость будет кратно меньше.
Кроме того, в текущем году, если всё удачно сложится, организуем производство беспилотного вертолёта грузоподъёмностью 150 кг. С нашей точки зрения, машина востребована для перевозки грузов в район ЛБС и, возможно, одного военнослужащего с определённым боекомплектом. Вертолёт будет летать на высоте около 15 м со скоростью до 250 км/ч, что затруднит его обнаружение и поражение. Машина сможет находиться в воздухе около 30 минут. Она будет ремонтопригодной и «питаться» 92-м и 95-м бензином.

Операторы БПЛА ВС РФ РИА Новости © Станислав Красильников
— Ранее вы ставили перед собой амбициозную задачу — наладить крупносерийное производство элементов винтомоторной группы для малоразмерных БПЛА, которые получают ВС РФ в зоне СВО. Удалось ли решить её?— Год назад КБ «Спектр» развернул производство трёхлопастных пропеллеров для FPV-дронов с перспективой выхода на мощность 4 млн единиц ежегодно. Перед этим специалисты предприятия провели необходимые исследования, учитывая требования к аэродинамике, материалам и размерности. Фактически с нуля был создан профиль лопасти, а сам пропеллер оптимизирован под специфику боевого применения FPV-дронов.
Затем удалось найти отечественных поставщиков пластмасс. В ходе тестирования воздушные винты показали способность работать в температурных режимах от ‐60 до +70 °C.
Пропеллер только на первый взгляд кажется простой деталью. На самом деле его разработка и производство требуют довольно серьёзных компетенций и значительных трудозатрат. Пропеллеры выпускаются по технологии литья пластмасс под давлением на термопластавтоматах, что позволяет выпускать качественную продукцию в сжатые сроки. Тем не менее перед отправкой заказчикам образцы из партий проходят статические и динамические испытания на специальном стенде.

Пропеллеры КБ «Спектр Инжиниринг» © КБ «Спектр Инжиниринг»
На сегодняшний день мы близки к тому, чтобы выйти на производство 4 млн пропеллеров. Таким образом, КБ «Спектр» становится лидером по производству винтомоторной группы для всей линейки фронтовых коптеров с винтами диаметра от 7 до 13 дюймов.Добавлю, что в декабре на мощностях КБ запущено производство пресс-форм пропеллеров для трофейных образцов украинской «Бабы-яги» (этот БПЛА изготавливается на основе китайского агродрона. — RT) и её отечественных аналогов. А с недавних пор, правда, в коллаборации, выпускаем пропеллеры и для Mavic, упрощая тем самым их ремонт и эксплуатацию. Эти китайские коптеры очень ценны в зоне СВО — они используются для разведки в тактической глубине, корректировки огня и сброса «подарков» на головы бандеровцев.
Массовое производство элементов винтомоторной группы очень важно в плане импортозамещения и удешевления данной продукции. Россия сокращает зависимость от поставок из Китая и стремится локализовать производство всех комплектующих на своей территории.
Максимальная «русификация» FPV-дронов — стратегически важная на текущий момент задача. Эти БПЛА способны не только компенсировать нехватку артиллерии: в руках опытных пилотов они могут кардинально менять обстановку — по крайней мере на конкретных участках линии боевого соприкосновения.
Достаточно сказать, что именно массовое распространение FPV существенно сузило возможности применения бронетехники, артиллерии и даже пехоты. Однако их постоянно не хватает: в среднем за один боевой выход расчёт FPV расходуют 15—20 дронов. И таких расчётов сотни по всей ЛБС.
Важной новостью на пути импортозамещения я считаю скорый запуск полного цикла производства электродвигателей в популярной на фронте размерности 32 × 12 см. В решении этой задачи КБ помогают научно-производственные объединения «Север» и «Химик».
Такой электромотор можно устанавливать на почти любой FPV, включая 13-дюймовые «птички». Один двигатель позволяет спокойно поднимать 7 кг полезной нагрузки. При необходимости увеличить грузоподъёмность на 13-дюймовый коптер (имеется в виду БПЛА с диаметром пропеллеров 13 дюймов. — RT) можно поставить два электромотора. Так получится переносить противотанковую мину ТМ-62, которая весит 13 кг. Нашим бойцам подобная функция очень нужна, так как ТМ-62 широко используется для дистанционного минирования и ударов по позициям ВСУ.

Военнослужащие ВС РФ с минами ТМ-62 РИА Новости © Евгений Биятов
— Создаёт ли КБ «Спектр» собственные FPV-дроны? — Конечно. С конца 2023 года в российские подразделения поставляются дроны «Воробей» в модификациях на 8 и 10 дюймов. В первом варианте дальность применения составляет 7 км, допустимая масса полезной нагрузки — 3—4 кг, во втором — дистанция полёта достигает 10 км, нагрузка — 5 кг.
В отличие от других моделей FPV, «Воробей» хорошо оптимизирован под установку штатных боеприпасов. Дрон эффективен для ударов по бронетехнике, укреплениям, огневым точкам и пехоте ВСУ. Спрос на «Воробьёв» очень большой. Откровенно скажу, он пока превышает производственные возможности «Спектра», хотя предприятие стремится наращивать темпы производства дрона и одновременно увеличивать количество отечественных компонентов в нём.
В течение этого года для «Воробья» и других FPV-дронов будет разработана система донаведения на основе машинного зрения и нейросетей. Подобные технические средства появились ещё в прошлом году, однако автопилот включается в них на финальном отрезке полёта. Наша система позволит в буквальном смысле реализовать принцип «выстрелил — забыл». Запускать FPV-дроны сможет практически любой пехотинец. «Птички» сами будут идентифицировать и поражать цели.

FPV-дрон КБ «Спектр Инжиниринг» © КБ «Спектр Инжиниринг»
— Получается, что вы планируете создать модуль с искусственным интеллектом, который сделает FPV-дрон полностью автономным? Ряд экспертов и разработчиков сомневаются, что эта задача реализуема, и напоминают о высокой стоимости такого беспилотника. — По итогу мы не получим искусственный интеллект в чистом виде. Однако на текущий момент у нас есть понимание, как создать электронное устройство на основе одной платы, то есть предельно простое и дешёвое, но с крайне полезным функционалом. Такой модуль позволит воздушному камикадзе ориентироваться в пространстве, опознавать цели, даже определять своих и чужих.
Приоткрою завесу тайны. Предполагается, что дрон с нашим автопилотом будет действовать в секторах, которые внесены на цифровую карту. Сейчас широкое распространение получают мобильные геоинформационные системы, в которые как раз интегрированы высокодетальные карты местности, указаны обозначения собственных позиций и объектов противника.
Наряду с этим в модуль будет встроена инерциальная система навигации. Дрон с нашей системой донаведения будет улетать в определённый сектор. Он сможет наносить удары как по координатам, так и по движущимся объектам, которые находятся в заданном квадрате.
Стоимость FPV с подобной системой, естественно, возрастёт, но едва ли цену 150 тыс. рублей (средняя стоимость FPV-дрона составляет 45—50 тыс. рублей. — RT) можно назвать высокой. Тем более с установкой подобных модулей практически полностью будет исключен риск потерь пилотов и операторов.
— Работаете ли вы над самолётной тематикой в области БПЛА?
— В беспилотной технике мы постоянно ищем и находим новые перспективные направления. Среди них — тяжёлые беспилотные машины. В 2025 году планируем запустить производство беспилотного самолёта дальностью свыше 50 км. Этот БПЛА будет выполнять примерно тот же функционал, что и «Орлан-10», но его стоимость будет кратно меньше.
Кроме того, в текущем году, если всё удачно сложится, организуем производство беспилотного вертолёта грузоподъёмностью 150 кг. С нашей точки зрения, машина востребована для перевозки грузов в район ЛБС и, возможно, одного военнослужащего с определённым боекомплектом. Вертолёт будет летать на высоте около 15 м со скоростью до 250 км/ч, что затруднит его обнаружение и поражение. Машина сможет находиться в воздухе около 30 минут. Она будет ремонтопригодной и «питаться» 92-м и 95-м бензином.
Читайте также

Сальдо: расстрел Парубия на Украине говорит о разложении политической системы
Общество
Расстрел экс-спикера Верховной рады Андрея Парубия на Украине говорит о том, что её политическая система разлагается изнутри, считает губернатор Херсонской области Владимир Сальдо. «Уничтожение Парубия во Львове показывает, как разлагается украинская политическая система изнутри. В киевских радикальных кругах давно идет борьба за власть, влияние и деньги, и этот конфликт выходит на поверхность всё чаще», — сказал глава региона. Старые националисты, новые ультрарадикалы и «зелёная» группировка

Украинские радикалы заявили о причастности к покушению на Парубия
Общество
Украинское крыло американской ультраправой группировки The Base заявило о причастности к покушению на экс-председателя Верховной Рады Андрея Парубия. Об этом говорится в сообщении филиала группировки в Telegram.

Генштаб: войска России уже ведут бои в городской черте Северска
Общество
Войска России уже ведут бои в городской черте Северска в Донецкой Народной Республике, «Южная» группировка развивает наступление на этом направлении. Об этом сообщил начальник Генштаба ВС России Валерий Герасимов, подводя итоги весенне-летней кампании в зоне СВО. В марте прошлого года президент Владимир Путин отмечал, что Северское направление в зоне СВО — непростой участок, украинские военные укрепили это место, но движение там есть. Российские бойцы воюют там хорошо, заявил президент.
Комментарии (0)