Универсальные атомоходы: как Россия развивает свой ледокольный флот
Новый атомный ледокол «Якутия» покинул достроечную набережную Балтийского завода и отправился в порт приписки Мурманск, сообщили в ОСК. Судно относится к проекту 22220 и предназначено для обеспечения круглогодичной навигации в западном районе Арктики. Это уже четвёртый ледокол проекта. В обозримой перспективе флот должны пополнить ещё три — «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград». По словам аналитиков, обновление ледокольного флота позволяет России наращивать грузоперевозки по стратегически важному Северному морскому пути.

«Универсальный атомный ледокол «Якутия» покинул достроечную набережную Балтийского завода ОСК и отправился в порт приписки Мурманск. Судно пройдёт по Балтийскому морю, Атлантике, Баренцеву морю и пришвартуется в порту в Кольском заливе», — заявили в пресс-службе.
Ранее гендиректор «Росатома» Алексей Лихачёв отмечал, что «Якутия» в первых числах апреля должна начать работу на Северном морском пути.
Ледокол был заложен на Балтийском заводе в 2020 году. В мае 2024 года на «Якутии» начались швартовные испытания, а осенью специалисты приступили к физическому пуску ядерной энергетической установки. После этого в течение шести месяцев корабелы проводили швартовные, а затем и ходовые испытания, а также готовили ледокол к переходу.
В настоящее время на предприятии строятся также ледоколы «Чукотка» и «Ленинград». Кроме того, в этом году будет заложено седьмое судно серии — «Сталинград».
В ОСК подчёркивают, что ледоколы проекта 22220 — это «самые большие и мощные в мире» суда в своём классе. Они предназначены для обеспечения навигации в западном районе Арктики, для проводки и буксировки судов, в том числе на мелководных участках Енисея и Обской губы, а также для оказания помощи и выполнения спасательных работ.

Один ледокол серии 22220 может в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тыс. т, пробивая лёд толщиной до трёх метров.
Мощность судна (на валах) составляет 60 МВт, а скорость хода при отсутствии льда — 22 узла (40,7 км/ч). Длина ледокола достигает 173,3 м, ширина — 34 м, а полное водоизмещение — 33 540 т. Управляет судном экипаж из 75 человек. Срок службы ледокола составляет не менее 40 лет.
По словам аналитиков, ледоколы проекта 22220 играют важную роль в обеспечении транспортных перевозок в Арктике.
«Количество грузов, которые благодаря ледоколам 22220 перевозятся по Северному морскому пути, постоянно растёт. Это, в частности, углеводороды, сжиженный природный газ. Объём перевозок уже превысил времена СССР», — отметил в разговоре с RT капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.
В свою очередь, эксперт в области судостроения Прохор Тебин отмечает значение этих судов в снабжении российских арктических регионов.
«Безусловно, ледоколы играют важную роль в обеспечении деятельности Северного морского пути. На этот проект завязана значительная часть развития Арктики. Без ледоколов эффективное снабжение арктических регионов и морских перевозок по СМП попросту невозможно», — заявил специалист в комментарии RT.
Стоит отметить, что в 2024 году грузопоток через СМП оказался рекордным, составив 37,9 млн т — это почти на 1,6 млн т больше, чем годом ранее.

Для развития Арктики и обеспечения перевозок по СМП Россия также работает над созданием ледоколов нового поколения под индексом 10510 «Лидер». Головное судно проекта под названием «Россия» уже строится на верфи «Звезда» в Приморском крае.
«Лидеры» будут превосходить проект 22220 по размерам, а также получат новый реактор «РИТМ-400», который в 1,8 раза мощнее установки «РИТМ-200».
Суммарная мощность энергоустановок ледокола в 120 МВт позволит «России» преодолевать льды толщиной более 4 м со скоростью 2 узла (около 3,7 км/ч).
«Лидер» будет иметь и мощность гораздо большую, чем ледоколы 22220, и проходимость льдов у него будет выше. Фактически по эффективности он будет равен двум ледоколам типа «Арктика». Развитие СМП — это наша альтернатива транспортным маршрутам через Суэцкий канал. Причём наш вариант будет дешевле и надёжнее. Уверен, что вопрос круглогодичной эксплуатации этой важнейшей транспортной артерии благодаря нашим ледоколам будет решён», — утверждает Василий Дандыкин.
Эксперты констатируют, что Россия на сегодняшний день является лидером в области строительства ледоколов. Однако в последнее время в Вашингтоне всё чаще начали говорить о планах сократить отставание от Москвы. Так, в марте президент США Дональд Трамп заявил о намерении обогнать Россию по размеру ледокольного флота. Для этого он обсудил с главой Финляндии Александром Стуббом вопрос заказа «большого количества» таких судов у Хельсинки.
По мнению аналитиков, Вашингтону будет непросто реализовать эти планы.
«Россия является лидером в области строительства ледокольного флота. Устранить отставание Вашингтону, наверное, не удастся. На то, чтобы хоть в какой-то мере исправить ситуацию, им понадобится минимум десять лет при условии достаточного финансирования. При этом США придётся сотрудничать с иностранными партнёрами», — заключил Прохор Тебин.

Ледокол «Якутия» РИА Новости © Артем Пряхин
Атомный ледокол проекта 22220 «Якутия» покинул достроечную набережную Балтийского завода в Санкт-Петербурге и отправился в порт приписки Мурманск. Об этом сообщили в Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).«Универсальный атомный ледокол «Якутия» покинул достроечную набережную Балтийского завода ОСК и отправился в порт приписки Мурманск. Судно пройдёт по Балтийскому морю, Атлантике, Баренцеву морю и пришвартуется в порту в Кольском заливе», — заявили в пресс-службе.
Ранее гендиректор «Росатома» Алексей Лихачёв отмечал, что «Якутия» в первых числах апреля должна начать работу на Северном морском пути.
Ледокол был заложен на Балтийском заводе в 2020 году. В мае 2024 года на «Якутии» начались швартовные испытания, а осенью специалисты приступили к физическому пуску ядерной энергетической установки. После этого в течение шести месяцев корабелы проводили швартовные, а затем и ходовые испытания, а также готовили ледокол к переходу.
«Самые большие и мощные в мире»
Напомним, «Якутия» стала четвёртым судном проекта 22220. Ранее на Балтийском заводе были выпущены ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал».В настоящее время на предприятии строятся также ледоколы «Чукотка» и «Ленинград». Кроме того, в этом году будет заложено седьмое судно серии — «Сталинград».
В ОСК подчёркивают, что ледоколы проекта 22220 — это «самые большие и мощные в мире» суда в своём классе. Они предназначены для обеспечения навигации в западном районе Арктики, для проводки и буксировки судов, в том числе на мелководных участках Енисея и Обской губы, а также для оказания помощи и выполнения спасательных работ.

Ледокол «Якутия» РИА Новости © Артем Пряхин
Каждый ледокол оснащён двумя реакторами «РИТМ-200». Эти энергетические установки отличаются компактностью и экономичностью, что среди прочего позволяет делать ледоколы двухосадочными. Благодаря этому судно может одинаково эффективно работать как в устьях сибирских рек, так и на трассах Северного морского пути (СМП).Один ледокол серии 22220 может в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тыс. т, пробивая лёд толщиной до трёх метров.
Мощность судна (на валах) составляет 60 МВт, а скорость хода при отсутствии льда — 22 узла (40,7 км/ч). Длина ледокола достигает 173,3 м, ширина — 34 м, а полное водоизмещение — 33 540 т. Управляет судном экипаж из 75 человек. Срок службы ледокола составляет не менее 40 лет.
По словам аналитиков, ледоколы проекта 22220 играют важную роль в обеспечении транспортных перевозок в Арктике.
«Количество грузов, которые благодаря ледоколам 22220 перевозятся по Северному морскому пути, постоянно растёт. Это, в частности, углеводороды, сжиженный природный газ. Объём перевозок уже превысил времена СССР», — отметил в разговоре с RT капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.
В свою очередь, эксперт в области судостроения Прохор Тебин отмечает значение этих судов в снабжении российских арктических регионов.
«Безусловно, ледоколы играют важную роль в обеспечении деятельности Северного морского пути. На этот проект завязана значительная часть развития Арктики. Без ледоколов эффективное снабжение арктических регионов и морских перевозок по СМП попросту невозможно», — заявил специалист в комментарии RT.
Атомоход «Лидер»
Обновление ледокольного флота необходимо России, чтобы сделать судоходство по всей акватории Северного морского пути круглогодичным и нарастить объём грузоперевозок по нему к 2030 году до 150 млн т в год, говорится в материалах «Росатома».Стоит отметить, что в 2024 году грузопоток через СМП оказался рекордным, составив 37,9 млн т — это почти на 1,6 млн т больше, чем годом ранее.

Атомный ледокол «Россия» (эскиз) © Росатом
«Развитие этого важнейшего транспортного коридора позволит России полнее раскрыть свой экспортный потенциал, наладить эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию. Кстати говоря, мы открыты для сотрудничества с нашими партнёрами, с теми, кто хочет работать с Россией», — отметил Владимир Путин на церемонии спуска на воду ледокола «Якутия» в 2022 году.Для развития Арктики и обеспечения перевозок по СМП Россия также работает над созданием ледоколов нового поколения под индексом 10510 «Лидер». Головное судно проекта под названием «Россия» уже строится на верфи «Звезда» в Приморском крае.
«Лидеры» будут превосходить проект 22220 по размерам, а также получат новый реактор «РИТМ-400», который в 1,8 раза мощнее установки «РИТМ-200».
Суммарная мощность энергоустановок ледокола в 120 МВт позволит «России» преодолевать льды толщиной более 4 м со скоростью 2 узла (около 3,7 км/ч).
«Лидер» будет иметь и мощность гораздо большую, чем ледоколы 22220, и проходимость льдов у него будет выше. Фактически по эффективности он будет равен двум ледоколам типа «Арктика». Развитие СМП — это наша альтернатива транспортным маршрутам через Суэцкий канал. Причём наш вариант будет дешевле и надёжнее. Уверен, что вопрос круглогодичной эксплуатации этой важнейшей транспортной артерии благодаря нашим ледоколам будет решён», — утверждает Василий Дандыкин.
Эксперты констатируют, что Россия на сегодняшний день является лидером в области строительства ледоколов. Однако в последнее время в Вашингтоне всё чаще начали говорить о планах сократить отставание от Москвы. Так, в марте президент США Дональд Трамп заявил о намерении обогнать Россию по размеру ледокольного флота. Для этого он обсудил с главой Финляндии Александром Стуббом вопрос заказа «большого количества» таких судов у Хельсинки.
По мнению аналитиков, Вашингтону будет непросто реализовать эти планы.
«Россия является лидером в области строительства ледокольного флота. Устранить отставание Вашингтону, наверное, не удастся. На то, чтобы хоть в какой-то мере исправить ситуацию, им понадобится минимум десять лет при условии достаточного финансирования. При этом США придётся сотрудничать с иностранными партнёрами», — заключил Прохор Тебин.
Читайте также

Кириенко отметил роль сотрудников ФМБА в работе у линии боевого соприкосновения
Общество
Сотрудники Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России продемонстрировали высокий уровень организации медицинской помощи при работе недалеко от линии боевого соприкосновения. Об этом заявил первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. Он отметил, что в августе 2024 года при атаке ВСУ на Курскую область ФМБА "максимально оперативно" сформировала большую группировку высококвалифицированных врачей разных профилей, а в Курчатове "за

Беспилотник пытался атаковать Калужскую область
Общество
Беспилотный летательный аппарат пытался атаковать Калужскую область. Об этом сообщил губернатор российского региона Владислав Шапша в Telegram-канале. «Силами ПВО на территории Жуковского района уничтожен БПЛА. На месте работает оперативная группа», — написал губернатор. По его информации, никаких разрушений после попытки атаки беспилотника не зафиксировали. Информации о пострадавших Шапша не привел. Ранее жители Обнинска в Калужской области сообщали о взрыве. В некоторых домах затряслись

Силы ПВО отразили атаку БПЛА над двумя районами Нижегородской области
Общество
Ночью над территориями двух районов Нижегородской области силы и средства ПВО отразили атаку БПЛА. Об этом сообщил губернатор региона Глеб Никитин. По его словам, по предварительным данным, никаких последствий зафиксировано не было. В Mash ранее сообщали, что жители Обнинска Калужской области сообщают о звуках взрывов. Кроме того, угроза атаки БПЛА была объявлена в Рязани.
Комментарии (0)