День Крещения Руси: дата и история праздника
28 июля в России отмечают сразу два важных праздника. В этот день православные верующие вспоминают равноапостольного князя Владимира, чьё решение о крещении Руси определило путь развития нашего государства на века вперёд. Также 28 июля считается и днём Крещения Руси. Но что предшествовало этому историческому моменту? Как жили наши предки до прихода христианства? Почему князь Владимир выбрал именно православную веру? И какие тайны скрываются за этой величественной страницей нашей истории?

Самым пугающим аспектом древнего язычества, безусловно, были человеческие жертвоприношения. В критические моменты — во время войн, неурожаев или страшных бедствий — люди прибегали к этому крайнему способу умилостивить богов. Это была мрачная, но важная часть религиозной практики.
Древние славяне верили в существование трёх миров: небесного, земного и подземного. Особенно страшили их представления о мире мёртвых и его загадочных обитателях. Люди боялись не только смерти, но и того, что может произойти после неё.
Существовал постоянный страх перед гневом богов. Люди верили, что любое нарушение традиций, неуважение к божествам или несоблюдение обрядов может вызвать их кару. Человек чувствовал себя беззащитным перед мощью природы, которую обожествлял. Гроза, наводнение, засуха — всё это воспринималось как гнев богов.
Мир древних славян был полон сверхъестественных существ. Домовые, лешие, русалки, банники — каждый уголок природы был населён ими. Люди верили, что эти существа могут как помочь, так и навредить, и жили в постоянном страхе перед их гневом.
Особую атмосферу страха создавали ритуальные практики. Таинственные обряды, связанные с магией и колдовством, проходили в строгой секретности. Простые люди не понимали их сути, но боялись их силы.
Даже предсказания будущего вызывали тревогу. Считалось, что судьба предначертана, и избежать предсказанного невозможно. Это порождало страх перед неизбежным.
В 972 году Владимир начал княжить в Новгороде. После смерти отца развернулась борьба за киевский престол между братьями. В 980 году, одержав победу над старшим братом Ярополком, Владимир утвердился на киевском престоле. Период правления Владимира ознаменовался значительными территориальными приобретениями. Князь завоевал Галицию, подчинил вятичей, успешно воевал с печенегами, расширил границы государства от Балтийского моря до реки Буг.
Несмотря на влияние православной бабушки, Владимир пошёл по пути язычества. У него было пять законных жён и множество наложниц, а на киевских холмах он установил языческих идолов.
Переломным моментом в жизни князя стала смерть варягов Феодора и Иоанна, принявших мученическую смерть за веру Христову. Это событие заставило Владимира усомниться в истинности язычества. Тогда он вызывал к себе представителей различных религий: мусульман с Волги, немецких католиков, иудеев, православных византийцев. Особое впечатление на князя произвёл православный проповедник, показавший ему изображение Страшного суда. Так начался путь князя Владимира от язычества к христианству, который впоследствии привёл к крещению Руси и кардинальному изменению истории русского государства.

Его крестили в 988 году представители византийского духовенства. После крещения он получил имя Василий. По преданию, незадолго до крещения князь внезапно ослеп. Но выйдя из купели, он прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
2. Принятие христианства не уничтожило язычество, а привело к его трансформации. Вместо полного искоренения древних верований произошло их слияние с новой религией. К XIII веку на Руси сформировалось явление, при котором крещёные люди продолжали соблюдать языческие традиции. Этот культурный синтез сохранился и до наших дней. Многие традиции древних славян живут в современной культуре. Например, народные праздники Иван Купала, Масленица, традиции на Пасху и тд.
3. Сегодня Муром — один из самых православных городов России, но путь к вере здесь был непростым. Первые попытки христианизации не дали результата. Князь Глеб, недолго правивший этими землями, не увидел победы новой веры. После его смерти местные жители, находясь под влиянием мусульман-болгар, упорно держались язычества. Перелом наступил, когда Муром получил князь Константин Святославич. Он отправил в город своего сына Михаила с миссией убеждения, но тот был убит. Тогда Константин взял город силой и много лет пытался приобщить жителей к христианству. В летописях Муромский Спасский монастырь упоминается в 1092 году. Это знак того, что только спустя почти 100 лет христианство укоренилось в этих землях.
4. Христианизация Северо-Восточной Руси тоже была длительным и непростым процессом. Языческие традиции сохранялись в глухих уголках Руси даже в XII веке. Так, первые епископы Ростова — Феодор и Иларион — были вынуждены бежать от разъярённых язычников. Следующий епископ, Леонтий, тоже столкнулся с яростным сопротивлением. Его тоже изгнали из города, но там он начал с обучения детей. Это вызвало новый всплеск недовольства. Леонтий принял мученическую смерть от рук противников христианства около 1070 года.
Живучесть языческих традиций сохранялась даже в эпоху Владимира Мономаха. Известно, что преподобный Авраамий сокрушил идола Велеса с помощью трости, данной ему в видении Иоанном Богословом. Это событие, судя по сану Авраамия и упоминанию князя Владимира Мономаха, произошло не ранее 1113–1125 годов.
5. Много времени и усилий понадобилось и для формирования христианских традиций. Так, в 1157 г. ростовцы выгнали епископа Нестора за то, что он не разрешал им есть мясо в среду и пятницу и церковные праздники. Также возникали вопросы о том, как проводить таинство причастия. В отдалённых селеньях не всегда была возможность достать просфору на всех прихожан. Тогда в качестве альтернативы стали использовать антидор — остатки от просфоры.

РИА Новости © Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Во что верили на Руси до Крещения
До принятия христианства древние славяне исповедовали язычество, обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов. Языческая вера была тесно связана с хозяйственной деятельностью и бытом, это определяло отношение наших предков к природе и друг другу. Поэтому, чтобы задобрить высшие силы, обеспечить хороший урожай и защиту от врагов, древние славяне приносили жертвы.Самым пугающим аспектом древнего язычества, безусловно, были человеческие жертвоприношения. В критические моменты — во время войн, неурожаев или страшных бедствий — люди прибегали к этому крайнему способу умилостивить богов. Это была мрачная, но важная часть религиозной практики.
Древние славяне верили в существование трёх миров: небесного, земного и подземного. Особенно страшили их представления о мире мёртвых и его загадочных обитателях. Люди боялись не только смерти, но и того, что может произойти после неё.
Существовал постоянный страх перед гневом богов. Люди верили, что любое нарушение традиций, неуважение к божествам или несоблюдение обрядов может вызвать их кару. Человек чувствовал себя беззащитным перед мощью природы, которую обожествлял. Гроза, наводнение, засуха — всё это воспринималось как гнев богов.
Мир древних славян был полон сверхъестественных существ. Домовые, лешие, русалки, банники — каждый уголок природы был населён ими. Люди верили, что эти существа могут как помочь, так и навредить, и жили в постоянном страхе перед их гневом.
Особую атмосферу страха создавали ритуальные практики. Таинственные обряды, связанные с магией и колдовством, проходили в строгой секретности. Простые люди не понимали их сути, но боялись их силы.
Даже предсказания будущего вызывали тревогу. Считалось, что судьба предначертана, и избежать предсказанного невозможно. Это порождало страх перед неизбежным.
Почему князь Владимир выбрал православное христианство в качестве религии для Руси
Князь Владимир Святославич, будущий креститель Руси, родился примерно в 960-963 году. Он был сыном великого князя Святослава Игоревича и его ключницы Малуши, происходившей из древлянского рода. Так как отец Владимира постоянно находился в военных походах, то воспитанием будущего правителя занимались его дядя Добрыня, убеждённый язычник, и бабушка княгиня Ольга, первая христианка на Руси.В 972 году Владимир начал княжить в Новгороде. После смерти отца развернулась борьба за киевский престол между братьями. В 980 году, одержав победу над старшим братом Ярополком, Владимир утвердился на киевском престоле. Период правления Владимира ознаменовался значительными территориальными приобретениями. Князь завоевал Галицию, подчинил вятичей, успешно воевал с печенегами, расширил границы государства от Балтийского моря до реки Буг.
Несмотря на влияние православной бабушки, Владимир пошёл по пути язычества. У него было пять законных жён и множество наложниц, а на киевских холмах он установил языческих идолов.
Переломным моментом в жизни князя стала смерть варягов Феодора и Иоанна, принявших мученическую смерть за веру Христову. Это событие заставило Владимира усомниться в истинности язычества. Тогда он вызывал к себе представителей различных религий: мусульман с Волги, немецких католиков, иудеев, православных византийцев. Особое впечатление на князя произвёл православный проповедник, показавший ему изображение Страшного суда. Так начался путь князя Владимира от язычества к христианству, который впоследствии привёл к крещению Руси и кардинальному изменению истории русского государства.

Gettyimages.ru © Sylvain Sonnet
Владимир решил принять христианство, но он не хотел подчинять Русь греческому духовенству. Поэтому он начал военные действия против греков и захватил Херсонес. Оттуда он отправил своих послов в Константинополь к императорам Василию II и Константину VIII Порфирородным с просьбой о руке их сестры, царевны Анны. Императоры ответили, что царица может стать супругой только христианина. Владимир начал готовиться к крещению.Его крестили в 988 году представители византийского духовенства. После крещения он получил имя Василий. По преданию, незадолго до крещения князь внезапно ослеп. Но выйдя из купели, он прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
Пять исторических фактов о Крещении Руси
1. Владимир Красное Солнышко крестил Русь, когда ему ещё не было 30 лет. Точных данных о годе рождения равноапостольного князя нет, но учёные предполагают что это было в 960 — 963 гг. Поэтому на момент крещения, в 988 году, ему было примерно 25—28 лет.2. Принятие христианства не уничтожило язычество, а привело к его трансформации. Вместо полного искоренения древних верований произошло их слияние с новой религией. К XIII веку на Руси сформировалось явление, при котором крещёные люди продолжали соблюдать языческие традиции. Этот культурный синтез сохранился и до наших дней. Многие традиции древних славян живут в современной культуре. Например, народные праздники Иван Купала, Масленица, традиции на Пасху и тд.
3. Сегодня Муром — один из самых православных городов России, но путь к вере здесь был непростым. Первые попытки христианизации не дали результата. Князь Глеб, недолго правивший этими землями, не увидел победы новой веры. После его смерти местные жители, находясь под влиянием мусульман-болгар, упорно держались язычества. Перелом наступил, когда Муром получил князь Константин Святославич. Он отправил в город своего сына Михаила с миссией убеждения, но тот был убит. Тогда Константин взял город силой и много лет пытался приобщить жителей к христианству. В летописях Муромский Спасский монастырь упоминается в 1092 году. Это знак того, что только спустя почти 100 лет христианство укоренилось в этих землях.
4. Христианизация Северо-Восточной Руси тоже была длительным и непростым процессом. Языческие традиции сохранялись в глухих уголках Руси даже в XII веке. Так, первые епископы Ростова — Феодор и Иларион — были вынуждены бежать от разъярённых язычников. Следующий епископ, Леонтий, тоже столкнулся с яростным сопротивлением. Его тоже изгнали из города, но там он начал с обучения детей. Это вызвало новый всплеск недовольства. Леонтий принял мученическую смерть от рук противников христианства около 1070 года.
Живучесть языческих традиций сохранялась даже в эпоху Владимира Мономаха. Известно, что преподобный Авраамий сокрушил идола Велеса с помощью трости, данной ему в видении Иоанном Богословом. Это событие, судя по сану Авраамия и упоминанию князя Владимира Мономаха, произошло не ранее 1113–1125 годов.
5. Много времени и усилий понадобилось и для формирования христианских традиций. Так, в 1157 г. ростовцы выгнали епископа Нестора за то, что он не разрешал им есть мясо в среду и пятницу и церковные праздники. Также возникали вопросы о том, как проводить таинство причастия. В отдалённых селеньях не всегда была возможность достать просфору на всех прихожан. Тогда в качестве альтернативы стали использовать антидор — остатки от просфоры.
Читайте также

На Украине сотрудники ТЦК на машине сбили мотоциклиста, пытаясь его мобилизовать
Общество
В Ровненской области Украины сотрудники военкомата на машине сбили мотоциклиста, пытаясь его мобилизовать. Об этом сообщает «СТРАНА.ua». «Сотрудники ТЦК в Ровенской области на ходу подрезали мотоциклиста: мужчина упал и получил перелом ноги», — говорится в публикации. Издание пишет, что после этого сотрудники военкомата угрожали женщине, снимавшей происходящее на видео. Ранее в Кривом Роге на Украине сотрудник военкомата избил мужчину, который искал насильно мобилизованного сына.

В аэропорту Калуги сняты временные ограничения на полёты
Общество
В аэропорту Калуги сняты временные ограничения на приём и выпуск воздушных судов. Об этом заявил в Росавиации. «Ограничения вводили для обеспечения безопасности полётов», — говорится в сообщении. Ранее ограничения были сняты в аэропорту Волгограда.
Комментарии (0)