Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Политика » Эксперт: РФ может добиться успеха на антимонопольном треке в год председательства в БРИКС


Эксперт: РФ может добиться успеха на антимонопольном треке в год председательства в БРИКС

10 декабрь 2023, Воскресенье
67
0
Эксперт: РФ может добиться успеха на антимонопольном треке в год председательства в БРИКС
МОСКВА, 10 декабря. /ТАСС/. Страны БРИКС могут начать институционализацию антимонопольной сферы объединения в 2024 году, когда председательство перейдет к России. Такое мнение высказал в беседе с ТАСС директор Международного центра конкурентного права и политики стран БРИКС при НИУ ВШЭ Алексей Иванов. Он отметил, что эта тема будет становиться все актуальнее с ростом числа участников объединения."Сегодня в БРИКС совместная регуляторная работа практически не формализована и не институционализирована в отличие от сообществ западных стран. Это могло еще работать в небольшом клубе из пяти стран - основоположников БРИКС, но может стать проблемой после расширения. Полноценная институционализация сотрудничества по антимонопольному треку точно станет серьезным прорывом в кооперации стран БРИКС и заметным успехом российского председательства, если это решение удастся принять в следующем году", - считает Иванов.В 2024 году страны БРИКС получат уникальную возможность договориться о создании своего первого совместного института регулирования глобальной экономики, которым может стать институт антимонопольной политики на ключевых рынках, отметил эксперт. До сих пор кооперация в этой области велась на слабо формализованной основе, она опиралась на мягкие формы сотрудничества и взаимодействие экспертных сообществ, и в расширенном составе БРИКС будет непросто использовать такой формат, учитывая разнообразие правовых и экономических систем, добавил он."В ходе российского председательства с учетом расширения БРИКС откроется окно возможностей, позволяющее вывести антимонопольное сотрудничество в формате БРИКС на новый качественный уровень. Потребность в этом осознается и экспертным сообществом наших стран, и антимонопольными регуляторами, что показали результаты глубинного опроса, проведенного Международным центром конкурентного права и политики БРИКС в этом году", - добавил Иванов.Новый институт может быть построен по модели Комитета по конкуренции ОЭСР, объединившего антимонопольных регуляторов и экспертные сообщества стран Запада в послевоенный период, и позволить странам БРИКС оказывать непосредственное влияние на правила и принципы антимонопольного регулирования в мире, отметил эксперт."Ключевая задача институционализации антимонопольного сотрудничества на основе обязывающего межправительственного соглашения - выстраивание эффективного обмена конфиденциальной информацией о состоянии конкуренции на глобальных рынках, совместный анализ конкурентной динамики на ключевых глобальных рынках, научные исследования по ключевым вызовам для антимонопольной политики, в перспективе - совместные расследования деятельности международных картелей, глобальных монополий и сделок экономической концентрации", - говорит Иванов.Международный режим защиты конкуренции изначально был предложен в рамках Гаванской хартии 1947 года как ключевой элемент архитектуры Международной торговой организации - несостоявшегося предшественника Всемирной торговой организации (ВТО), рассказал эксперт."Однако в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров по созданию ВТО в 1994 году идея включить глобальные правила защиты конкуренции в соглашения о ВТО была торпедирована США, поскольку представляла угрозу западным монополиям, методично захватывающим новые рынки после распада социалистического лагеря. При этом в состав соглашений о ВТО были включены требования к защите интеллектуальной собственности, ставшие одним из ключевых инструментов монополизации рынков в последние десятилетия", - рассказал Иванов.По его словам, создание в расширенном формате БРИКС полноценного института защиты конкуренции на мировых рынках - это серьезная возможность для пересмотра принципов регулирования мировой экономики в интересах стран БРИКС и развивающегося мира в целом. В 2023 году, отмечает он, антимонопольный трек уже был одним из наиболее оживленных в БРИКС, что получило отражение во Второй йоханнесбургской декларации саммита БРИКС этого года.Антимонопольные ведомства и экспертные сообщества стран БРИКС, опираясь на подписанный в 2016 году в Санкт-Петербурге Меморандум о взаимопонимании, который имеет рекомендательное значение, тем не менее, уже активно сотрудничают по отдельным социально значимым вопросам - от борьбы с трансграничными картелями до обмена опытом и неконфиденциальной информацией при рассмотрении крупных глобальных сделок, говорит Иванов.В БРИКС работают совместные группы по исследованию рынков продовольствия, лекарств и глобальных цифровых платформ. "Однако во многом эта работа строится ad hoc (для решения конкретных задач - прим. ТАСС) и сильно зависит от персональной мотивации вовлеченных экспертов и представителей ведомств. Включение в состав объединения новых членов - это и серьезный вызов для сложившегося формата сотрудничества, но и редкая возможность для перехода к новому качеству антимонопольной кооперации", - считает эксперт.Гибкость, способность фокусироваться на актуальных социально-экономических проблемах делает антимонопольный трек перспективным направлением реальной институционализации сотрудничества в БРИКС. "В отличие консервативных и зарегламентированных денежно-кредитной или фискальной политики, эта сфера по своей природе обладает высокой гибкостью, что позволяет легче сближать подходы и углублять интеграцию, несмотря на весьма разнообразные правовые и экономические системы. Сохраняя достаточный регуляторный люфт на случай необходимой притирки и адаптации, что часто невозможно в других областях регулирования", - говорит эксперт.По словам Иванова, есть множество направлений для продвижения странами БРИКС более справедливых правил конкуренции.Он указал, в частности, на обеспокоенность России и Китая несправедливыми ограничениями в торговле, вводимыми в одностороннем порядке рядом государств и корпораций. Имеется также обеспокоенность Египта (как и России) монополизацией и сбоями в глобальных цепочках поставок продовольствия, ставящих под угрозу продовольственную безопасность на Ближнем Востоке и в Африке и создающих экономические риски для производителей стран - экспортеров зерна.Эксперт отметил повышенное внимание Индии и ЮАР к доступности инноваций в здравоохранении. Эти страны предлагают БРИКС объединить усилия для противостояния монополии глобальных фармацевтических гигантов и стимулирования разработки собственных инновационных препаратов, в том числе биоаналогов. Страны Африки и Латинской Америки недовольны несправедливыми бизнес-практиками крупнейших мировых цифровых платформ и захватом ими смежных рынков - от городского транспорта до рынков здравоохранения и производства контента."Преодоление этих и других дисбалансов в развитии мировой экономики, разумеется, дело не только антимонопольной политики, но именно согласованные меры антимонопольного регулирования могут стать наиболее быстрым и эффективным средством решения указанных проблем в условиях, когда договориться о единых отраслевых правилах для каждого из социально значимых рынков практически невозможно при том правовом и экономическом разнообразии, которое и так есть в БРИКС, но еще больше усилится со следующего года", - говорит Иванов.У стран БРИКС есть возможность показать эффективность скоординированной антимонопольной политики для повышения справедливости и инклюзивности мировых рынков, для чего, по мнению Иванова, есть все предпосылки."Это станет важным фактором повышения привлекательности объединения для стан Глобального Юга, которые зачастую лишь бессильно наблюдают растущую несправедливость и неравенство в мировой экономике. Это, в свою очередь, может подтолкнуть к дальнейшему расширению объединения на новом качественном уровне - на основе взаимовыгодных принципов и механизмов защиты здоровой конкуренции на ключевых социально значимых рынках мировой экономики", - резюмирует эксперт.Россия будет председательствовать в БРИКС в 2024 году. В этом же году произойдет расширение организации, членами которой в настоящее время являются Россия, Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка.На саммите БРИКС, который прошел в ЮАР 22-24 августа 2023 года, приглашение вступить в организацию с 1 января 2024 года получили Аргентина, Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия.
Читайте также
Саммит КНР — ЕС с разных ракурсов: экономика или Украина — что вышло на первый план
Саммит КНР — ЕС с разных ракурсов: экономика или Украина — что вышло на первый план
Политика
Старший корреспондент представительства ТАСС в Пекине Николай Селищев Участники 24-го саммита КНР — ЕС, который 7 декабря состоялся в Пекине, сосредоточились на экономической повестке. Об этом свидетельствуют заявления лидеров Китая и Евросоюза, а также сообщения официальных китайских СМИ.Прибывшие в КНР глава Евросовета Шарль Мишель и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не стали акцентировать внимание на "корректном" соблюдении прав человека в Китае, как и на украинской
Итоги года для ЕС, или Чего ждать от европерестройки
Итоги года для ЕС, или Чего ждать от европерестройки
Политика
2023 год может войти в учебники истории как год завершения европейского проекта. По крайней мере в том виде, в каком мы его знаем. Предпосылки к этому можно проследить значительно раньше, но именно в этом году процесс, похоже, стал необратим. Причем финальные аккорды прозвучали буквально под католическое Рождество.Конец европейского проекта вовсе не означает политический крах или распад Евросоюза. Евросоюз не исчезнет, он будет оставаться на западной границе России. Как говорил Наполеон:
Неуемная гордыня или социальная отсталость: на чем играют Байден и Трамп
Неуемная гордыня или социальная отсталость: на чем играют Байден и Трамп
Политика
В президентской предвыборной гонке в США дело идет к повторению финальной схватки 2020 года между демократом Джо Байденом и республиканцем Дональдом Трампом. Реальных конкурентов сегодня у них не видно, и помешать их новому выходу в суперфинал могут разве что их собственные проблемы — от физических и ментальных до юридических. Поэтому наблюдатели и пресса уже задаются вопросами о том, каким может стать второй президентский срок того и другого и чем это может привлекать и отталкивать
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив