Китайская "панама": продажа портов обернулась скандалом


"Ничего, кроме бизнеса"...
В начале марта в гонконгских СМИ появились сообщения о том, что принадлежащая гонконгскому олигарху Ли Кашину (李嘉诚) корпорация Cheung Kong Hutchison Holdings Co., Ltd. (Changhe) объявила о намерении продать дочернюю компанию Hutchison Ports, владевшую двумя портами на Панамской канале. А 18 марта было объявлено, что в руки американского консорциума перешли 43 порта в 23 странах мира. Таким образом, продажа двух каналов на Панамском канале оказалась упрятана в общий пакет большой сделки.Ну, продали и продали, кому какое дело! Здесь нужно пояснить, что на Панамском канале расположены пять портов, из них самый крупный и ранее управлялся американцами. Еще двумя владеют тайваньская и сингапурская компании. Фишка, однако, в том, что те два — Кристобаль и Бальбоа, которые принадлежали Hutchison Ports — самые важные, поскольку находятся на входе в канал со стороны Тихого океана и на выходе в Атлантический. То есть они как бы запирают Панамский канал с обеих сторон. Запирают, конечно, условно.
Сам Ли Кашин сначала заявил, что при осуществлении сделки руководствовался сугубо деловыми интересами, а затем, столкнувшись с гневной волной критики, попросту "залег на дно", попытавшись отмолчаться. Но не тут-то было — скандал, похоже, только разгорается. Кто-то может сказать: что пристали к пожилому человеку, который, может быть, в силу преклонного возраста решил отойти от дел и поэтому распродает активы? Не чужое же продает — свое, кровное! Как написала сингапурская Lianhe Zaobao, сделка, которую оценивают в $22,8 млрд, "является разумным выбором при ведении деловых переговоров".
Или национальное предательство?
Не все так просто. Прежде всего, тут нужно учитывать политический контекст. В своей инаугурационной речи президент США Дональд Трамп не менее шести раз упомянул Панамский канал, настаивая, что передача его Панаме в 1999 году была ошибкой, которую нужно исправить."И, самое главное, Китай управляет Панамским каналом. А мы не давали его Китаю. Мы дали его Панаме. И мы забираем его обратно", — подчеркнул американский лидер. И, получается, забрали? Поддержка президента США Дональда Трампа и представителей его администрации, написала газета The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники, стала ключевым фактором в покупке американским фондом BlackRock портов Панамского канала у гонконгской компании CK Hutchison. За спиной фонда, признают американские СМИ, маячит Минфин США.
class="WithPositionControl_container__0BE8L WithPositionControl_container--aside__FAH3z">Читайте такжеСтрах США: однажды уступить Латинскую Америку Китаю class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">

По мнению газеты, продажа двух каналов американскому капиталу может напрямую привести к увеличению логистических издержек китайских компаний, ослабить их международную конкурентоспособность, создать угрозу долгосрочному развитию производства и внешней торговли Китая и даже оказать влияние на продвижение инициативы "Один пояс — один путь".
Ta Kung Pao недвусмысленно упоминает возможность юридического признания сделки недействительной. "Здравый смысл подсказывает нам, — говорится в статье, — что действия, наносящие серьезный вред стране и обществу, будут регулироваться и наказываться законом, включая те сделки, в которых используются якобы законные средства для сокрытия незаконных целей".
Не исключаю, что опубликовать статью посоветовали из Пекина. Уж больно серьезный тон и державные интересы Большого Китая сквозят в ней. Хотя какие-то пути отступления для Ли Кашина в материале не исключаются.
Вернемся, однако, к истории с Ли Кашином и проданными портами. На первый взгляд, он мог это сделать как собственник бизнеса. Но меня как-то берут сомнения: действительно ли два порта, по бумагам принадлежавшие Hutchison Ports, были стопроцентной частной собственностью господина Ли, которую он мог продать, проиграть в карты или подарить какой-нибудь милой даме? Как и остальные активы этой огромной бизнес-империи, занимающейся, кроме портов и недвижимости в Гонконге, также розничной торговлей, инфраструктурными объектами и телекоммуникациями в глобальных масштабах? Корпорация, например, контролирует мобильную связь в ряде стран, включая Австрию, Данию, Ирландию и Великобританию.
Ли Кашин, что особенно неприятно для китайских властей, до последнего времени был "иконой" китайского патриотизма, одним из столпов концепции "Одна страна — две системы", демонстрируя, как капиталист в Гонконге может вполне благополучно уживаться с коммунистической властью в Пекине. Два года назад одно издание восторженно писало о том, как старина Ли, затосковав о родной сторонушке (он выходец из провинции Гуандун, Южный Китай), вернулся в Китай из Великобритании, где до этого прожил восемь лет.
И вот — такой пассаж! Недаром один из местных блогеров процитировал Карла Маркса, написавшего о капитале: "При 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы".
И это в тот момент, когда в Пекине продолжается обсуждение законопроекта о содействии развитию частной экономики. Он, несмотря на ожидания, не был принят на недавней сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, высший законодательный орган КНР). В центре продолжающейся дискуссии вокруг законопроекта — вопрос об искренней поддержке бизнесменами дела строительства социализма с китайской спецификой. Как ее поощрять, и можно ли в случае необходимости к ней принудить. Дело Ли Кашина никак в актив китайских частников не запишешь.
Хотя есть, конечно, и другие примеры. Например, компания ByteDance, которой принадлежит TikTok (сервис для создания и просмотра коротких видео). По мнению общественности и властей КНР, компания, столкнувшись с крутым наездом администрации США, заняла вполне себе патриотичную позицию, сохранив, хотя и не без потерь, свое китайское лицо и присутствие на американском медийном рынке.
Зачем нам, товарищ...
За обсуждением скандальной ситуации с Ли Кашином мы как-то упустили из виду суть дела: почему в Китае так волнуются из-за продажи гонконгским миллиардером пары портов на далеком от китайских границ Панамском канале? Что КНР там потеряла (или теряет)?Официальный Пекин подчеркивает, что не вмешивается в суверенные дела Панамы и не влияет на ее контроль над Панамским каналом. "Китай всегда уважал суверенитет Панамы над каналом и признавал его статус как постоянно нейтрального международного водного пути, — заявил представитель МИД КНР Го Цзякунь. — Мы уважаем [права] правительства Панамы по управлению и эксплуатации канала и никогда не вмешиваемся в дела, касающиеся канала". Но при этом в китайской столице раскритиковали намерение панамского президента Хосе Рауля Мулино не продлевать участие в инициативе "Один пояс — один путь", соглашение о присоединении к которой было подписано Панамой в 2017 году. Помощник министра иностранных дел Китая Чжао Чжиюань сделал Панаме по этому поводу "серьезное представление".
А посольство КНР в Панаме заявило, что установить контроль над Панамским каналом пытается не Китай, а Соединенные Штаты, которые "угрожают его забрать". Что, в общем-то, соответствует действительности.
class="WithPositionControl_container__0BE8L WithPositionControl_container--aside__FAH3z">Читайте такжеПанама отказалась продлевать участие в инициативе "Один пояс, один путь" class="ImageSSR_wrapper__5_A4t" data-media="" style="background:#F2F2F2"> style="text-align:center;">

Не Панамой единой
И впрямь: Панамский канал, конечно, удобная водная артерия, имея в виду планы Китая по освоению большого латиноамериканского рынка. Но есть и другие варианты. В ноябре прошлого года во время визита в Перу председателя КНР Си Цзиньпина было объявлено об открытии порта Чанкай, для строительства которого были привлечены китайские инвестиции. Си Цзиньпин сказал, что Чанкай позволит сократить морской путь из Перу в Китай до 23 дней и снизить логистические расходы. Порт, расположенный в 70 км к северу от Лимы, сможет принимать в том числе самые большие из существующих контейнеровозов.Помнится, был еще и проект со строительством при участии Китая канала из Карибского моря в Тихий океан по территории Никарагуа. Проект был заморожен в 2018 году из-за приостановки китайских инвестиций. Теперь проект можно "разморозить". Было бы желание — и без гонконгских олигархов можно обойтись.
Но что-то подсказывает мне, что дело с продажей портов на Панамском канале еще аукнется. По неподтвержденным слухам, в Пекине началось негласное расследование. Результаты выяснения всех обстоятельств могут быть неприятными не для одного Ли Кашина.
Читайте также

Трамп раскритиковал финансовую помощь США Украине
В мире
Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп возмутился тем, что США просто вливают деньги в Украину. В частности, в этом политик обвинил бывшего главу вашингтонской администрации Джо Байдена, пишет ТАСС. «Когда я пришел сюда, я спросил: "Сколько денег мы дали Украине?" Реальная цифра — около $350 млрд, это немыслимо. И у нас не было никакой безопасности. У нас не было ничего. Мы просто вливаем туда деньги», — посетовал Трамп в ходе заседания. Штаты давали деньги так, «будто они

В Швейцарии c 15 мая вступит в силу запрет движения ХАМАС
В мире
Федеральный совет (правительство) Швейцарии одобрил вступление в силу с 15 мая законопроекта о запрете ХАМАС и связанных с ним организаций, который направлен на борьбу с деятельностью радикального палестинского движения и его поддержкой на территории страны. Об этом говорится в сообщении на сайте правительства. Новый закон облегчит сбор доказательств для уголовного преследования деятельности ХАМАС и принятие превентивных мер в отношении членов этих организаций, включая запрет на въезд в страну

Axios: Трамп заявил Зеленскому, что не просит его признавать Крым российским
В мире
Президент США Дональд Трамп на кратких переговорах с Владимиром Зеленским в Ватикане заявил ему, что не заставляет Киев признать Крым российским. Как пишет Axios со ссылкой на источники, американский план предусматривает признание полуострова территорией России лишь со стороны Вашингтона.
Комментарии (0)