Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Из жизни » Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт


Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт

16 июнь 2025, Понедельник
2
0
Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт

Что такое проявленность и почему об этом все говорят

«Визуализируй свой успех утром, повтори аффирмации днем, закрепи все медитацией вечером», «держи в уме только положительные образы — и вселенная откроется тебе». Термин «проявленность» сегодня вездесущ: он активно используется в рекламных кампаниях, онлайн-курсах, мотивационных статьях, корпоративных тренингах и, конечно, в кабинетах психологов. Этот феномен не имеет твердой академической прописки в классической психологии, являясь, скорее, продуктом современной культуры, оформившимся в самостоятельный феномен на стыке психологии, медиа и социальных практик. 
В популярной психологии и повседневном языке «проявленность» понимают как способность человека аутентично раскрыть свой внутренний мир, делая его видимым и различимым для других через открытость в общении, публичное признание и узнаваемость, что нередко связывается с конкурентоспособностью и зрелостью. Она воспринимается как отражение внутреннего «я» в социальных связях, творчестве и публичных выступлениях, хотя в социальных сетях ее смысл все больше смещается к самопредставлению и личному брендингу.
В России «проявленность» постепенно становится модным словом с конца 2010-х годов, появляясь в коучинге, лидерских программах, консалтинге и блогах. Начинает появляться этот термин и в материалах современных психологов: постепенно акцентируется идея о том, что социальный успех невозможен без публичной самопрезентации; самооценка и чувство собственной ценности формируются на основании того, насколько человек ощущает и демонстрирует свою «явленность» миру.
Так складывается своеобразная идея: быть проявленным — значит быть включенным в социальную ткань, взаимодействовать с другими не только на уровне функций и ролей, но и на уровне смыслов, ценностей, эмоций. Идея звучит заманчиво. Но так ли все просто? Как проявленность стала новой ментальной ловушкой, мошеннической схемой, новым требованием и товаром в бесконечной гонке за признанием?

Оглушительный контраст эпох 

Еще не так давно публичная откровенность была редким, единичным ритуалом — событием, которого, возможно, за всю жизнь с отдельным человеком не случалось ни разу и свидетелем которого он мог и не быть. Человек из прошлых веков тщательно охранял границы своего мира, понимая: показать себя — значит рискнуть если не всем, то многим. Исповедь в храме, признание влюбленному через письма, семейная тайна, которую не доверяют даже самому близкому другу — таковы были формы самораскрытия. В традиционном обществе каждый жест во вне требовал веской причины, сопровождался метаниями, неловкостью, порой стыдом или опасением быть осмеянным. Личное было действительно личным, невидимым для чужих глаз, а «откровение» звучало как слово из религиозного обряда.
Быть увиденным, быть замеченным — это всегда стоило слишком дорого. Даже в семейном кругу чувства и переживания прятались за молчанием, намеками, обрядами; внутреннее предпочитали удерживать в тени. Дневник, запертый на ключ, письмо, которое нельзя показывать никому, тайная молитва — вся культура сдержанности базировалась отчасти на интимности личного, отчасти на страхе общественного порицания. Публичная жизнь требовала выверенного самообладания, каждая эмоция контролировалась, а индивидуальность растворялась в коллективном.
Всплески эксцентричности воспринимались как вызов, почти всегда карались — исключением были разве что провидцы, гении или юродивые. Власть, церковь, соседи — все так или иначе следили за соблюдением приличий, установленным ходом жизни, где проявлять внутреннее вслух считалось неуместным, а подчас и опасным.
Сейчас иной культурный вектор: общество шагнуло в новую крайность — культ тотальной демонстративности. 
Сегодня публичное высказывание себя стало нормой. Каждый несет свой внутренний мир на мировую витрину: соцсети, сторис, блоги, публичные признания, терапевтические марафоны, открытые дневники, флешмобы откровений, реалити-шоу. Чувства, страхи, сомнения, даже самые тонкие личные мотивы выставляются на общее обозрение — и не вызывают ни удивления, ни осуждения, разве что скуку. Теперь откровенность — это признак современности, а молчание и скрытность нередко расцениваются как странность.
То, что было исключением и событием, стало фоновым шумом цивилизации. Каждый человек обязан не только быть, но и казаться: оформлять личные открытия в продаваемый сюжет. Умение держать дистанцию утрачено, а интимное стало материалом для публичной дискуссии и лайков. Переживания сегодня обсуждаются на YouTube или в Telegram-каналах перед тысячами незнакомцев. Публичная исповедь перестала быть обрядом, стала механикой: лайк — новая форма признания, комментарий — современный аналог сочувствия, подписка — признание значимости, репост — непогрешимость авторитета.

Как проявленность превратилась в продукт

В эпоху Ренессанса, а затем Просвещения произошел сдвиг в том, как человек воспринимал свое место в мире. Раньше считалось, что внутреннее состояние человека влияет на внешний порядок вещей — эта идея встречалась как в герметических учениях, так и в античной философии. Чтобы жить в согласии с миром, человек должен был соблюдать строгую внутреннюю дисциплину, быть сдержанным, нести личную ответственность за свои мысли, слова и поступки.
Постепенно на первый план вышла идея личной значимости и индивидуальных прав. То, что раньше требовало духовного посвящения, стало рассматриваться как естественное право каждого — быть услышанным, выражать себя, участвовать в общественной и политической жизни. Эзотерические знания больше не были обязательным условием для признания: достаточно было иметь собственный опыт и желание о нем говорить.
По-настоящему радикальная трансформация случилась в тот момент, когда представления о проявлении внутреннего во внешнем были коммерциализированы и упрощены до степени универсального «инструмента успеха». В XIX веке, увлеченном пафосом промышленного прогресса и азартом зарождающегося массового рынка, рождается движение «Нового мышления» (New Thought). Оно предложило чрезвычайно соблазнительную идею: «мысли позитивно — и получишь желаемое». И эта идея была предложена чрезвычайно вовремя — в тот период США переживали бурный экономический рост, а весь капиталистический мир и философия стремительно росли и укреплялись благодаря бурному техническому прогрессу. 
«Новое мышление» совершило акт великого интеллектуального упрощения: оно взяло сложную идею и превратило ее в простой, утилитарный рыночный продукт. Философская глубина была ампутирована. Болезнь — результат неверных мыслей. Богатство — результат правильных. Так древняя идея со‑творчества с миром, требовавшая самоограничения внутренней дисциплины, была упакована в потребительский продукт, который можно рекламировать, масштабировать и продавать наряду с железнодорожными акциями или патентами на зубной порошок. 
Апофеоз случился уже в XXI веке: им стала книга-феномен австралийской писательницы Ронды Берн «Секрет» (The Secret), которая низвела все до слогана уровня детской считалочки: «Проси. Верь. Получай» и превратила вселенную в гигантский интернет-магазин с бесконечным каталогом товаров, где можно «заказать» себе не только новый автомобиль, но и здоровье, любовь и просветление. 

Конвейер манифестаций: как проявленность стала массовым продуктом

Сегодня достаточно подписаться на канал или рассылку, где с утра до вечера льются готовые инструкции для массового потребления: «запиши свое желание три раза утром, шесть раз днем, девять — ночью», «повторяй, что у тебя всегда все получается». Каждый новый марафон, каждый поток — это не личное откровение, а дешевый технологичный конвейер, производящий одинаковые откровения на продажу. Все сопровождается агрессивным маркетингом — от топорных скриптов продаж до псевдоинтеллектуальных спичей с отсылками к науке и бесконечными нарративами успеха: «вчера не было ничего, сегодня — Porsche, и все благодаря правильной вибрации мысли».
В системе «проявленности» недостаточно просто существовать — надо ежедневно доказывать право на внимание, обновлять и перепаковывать свой «я-бренд» под алгоритмы лайков и просмотров. Перформанс не прекращается ни на минуту: каждая эмоция, каждая потеря, каждый триумф — только материал для новой серии на ленте. Этот рыночный шторм не возник случайно — он долго зрел, но пик его пришелся на пандемию 2020-го, когда миллионы людей, оказавшись в изоляции, выбрали не молчание, а тотальную демонстрацию: Google Trends зафиксировал взрывной рост интереса к manifestation именно в разгар глобального страха и неопределенности. 
Публичное самораскрытие стало товаром, требующим непрерывных инвестиций — времени, денег, нервов, веры. В гонке за правом быть замеченным ставки только растут, правила ужесточаются. Новая порция «осознанности», новый марафон, новый коуч — и вновь армия идентичных личностей с одинаковыми мечтами. Чем больше становится «проявленных», тем меньше цена каждого нового «я»: каждый лайк разбавляет ценность, каждая сторис — превращает личность в инфляционную валюту рынка внимания.
Чем настойчивее человек старается «быть собой», демонстрируя миру честность и уникальность, тем плотнее он вплетает свою идентичность в ткань внешних алгоритмических оценок. И свобода, обещанная первоначальным призывом к проявленности, оказывается тонкой клеткой, чьи мощные прутья выкованы из непрерывной жажды всеобщего одобрения.

Инфляция личности и трагедия нарциссизма

Отто Кернберг, один из крупнейших и наиболее известных действующих психоаналитиков, в своих трудах признает, что нарциссические черты человека могут усиливаться в обществе, где ценятся внешнее признание и власть. Справедливо утверждать, что нарциссизм выходит за рамки патологии и проявляется в культурных контекстах, особенно там, где «быть увиденным» становится приоритетом. Это происходит из-за зависимости от внешнего одобрения, харизмы и культурных поощрений таких черт. 
Где-то здесь случается переход от здорового нарциссизма, поддерживающего самоуважение, к патологическому грандиозному, где человек становится чуть ли не полностью зависим от внешних подтверждений собственной значимости. Кернберг подчеркивает: «Жизнь превращается в непрерывную борьбу за поддержание постоянного чувства превосходства, что приводит к нарушению отношений, постоянной уязвимости, одиночеству, и в худшем случае пациент страдает от постоянной агрессии в адрес других и самого себя, проявляющейся в разных формах антисоциального и саморазрушительного поведения».
На общественном уровне эта внутренняя трагедия превращается в эпидемию социальной инфляции ценности личности. Индустрия лайков и подписчиков подменяет зрелую самооценку зависимостью от случайного одобрения, а подлинная индивидуальность вытесняется цепочкой идеализированных самопрезентаций, заимствованных из общего котла нарциссической культуры. Для таких людей, отмечает Кернберг, материальные и символические знаки признания становятся единственным мерилом достоинства, «что нормально для детей, но не для взрослых».
Эта инфляция приводит к разрушению всех форм устойчивых отношений — от романтических связей до социальных институтов. В социальном пространстве нарастает чувство тревоги, пустоты и растерянности: все больше людей чувствуют себя чужими, теряют способность к эмпатии и зрелым отношениям. В мире, где самораскрытие стало валютой, а притворство — необходимостью, тревога и одиночество лишь усиливаются, обостряется расслоение общества. 
Это и есть трагический парадокс нашего времени: желание быть увиденным не освобождает, а загоняет человека в новый цикл отчуждения и неудовлетворенности. В итоге трагедия нарциссизма становится трагедией культуры: чем больше социуму требуется внешней демонстрации успеха, тем меньше в нем остается пространства для подлинной человечности, взаимности и внутренней работы. 
Единственный способ разорвать этот порочный круг — вернуть себе способность к подлинному, а не выставочному самоощущению, к зрелым отношениям, к любви и боли. Путь к честности начинается лишь тогда, когда мы перестаем казаться и, наконец, решаемся быть. 
Массовая открытость — фундаментальная необходимость времени, человек все сильнее вынужден демонстрировать миру собственную нужность. Личная жизнь превращается в непрерывный маркетинговый отчет. Публичная исповедь перестала быть внутренней необходимостью, а стала социальной повинностью, навязанной рынком внимания и гонкой за все новыми формами обладания. Проявленность теперь — единственный доступный язык эпохи пустоты, в которой быть невидимым стало страшнее, чем быть фальшивым. 
Экзистенциальная трагедия современности в том, что искренность уже не спасает. Жизнь постепенно свертывается до бесконечной череды презентаций, комментариев, сторис и искренних (или не очень) исповедей. Каждый вынужден формировать из себя продаваемую версию, где настоящие чувства, боль, одиночество, стыд и страх, если не могут быть проданы, выбрасываются как неликвид. Возможно, единственная настоящая проявленность сегодня — это мужество не участвовать в этом карнавале. Смелость молчать, когда все вокруг кричат о своем успехе. Смелость быть, а не казаться.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Читайте также
Приключение в Альпах и изучение космоса: лучшие летние детские лагеря за границей
Приключение в Альпах и изучение космоса: лучшие летние детские лагеря за границей
Из жизни
Активный отдых на Кипре Детский дневной лагерь Junior Camp проходит на Кипре в Лимассоле уже более 12 лет на базе школы English Sunny School of Cyprus. Программа совмещает пляжный отдых, экскурсии и изучение английского языка с мастер-классами и спортом. Дети участвуют в командных играх, творческих занятиях и водных развлечениях, пробуют себя в скалолазании, стрельбе из лука или сап-серфинге. . Занятия английским языком проходят в мини-группах до 10 человек по 20 академических часов в неделю,
Подделки работ Коровина и розовый бриллиант Марии-Антуанетты: новости арт-рынка
Подделки работ Коровина и розовый бриллиант Марии-Антуанетты: новости арт-рынка
Из жизни
Новости рынка: Phillips оценивает перспективы Азии, Christie’s предупреждает о трамповских пошлинах Аукционный дом Phillips отмечает 10-летие присутствия в азиатском регионе. Прошедшая в конце мая 2025 серия торгов, посвященных современному искусству, собрала в сумме $10 млн. Топ-лотом стало написанное в 2021 году полотно Джорджа Кондо «Блюз», проданное за $1,7 млн. В интервью порталу Artnet глава представительства Phillips в Азии Джонатан Крокетт рассказал о стратегии развития дома в регионе.
Суд в США запретил сталкеру Тейлор Свифт приближаться к ней
Суд в США запретил сталкеру Тейлор Свифт приближаться к ней
Из жизни
Суд запретил предполагаемому сталкеру Тейлор Свифт — 45-летнему Брайану Джейсону Вагнеру — приближаться к певице. Об этом сообщает издание The Guardian. Певица получила соответствующий временный запретительный ордер против преследователя. Согласно ему, Брайан Джейсон Вагнер должен держаться от нее на расстоянии не менее 100 ярдов (около 91 м). Как пишет The Guardian, ожидается, что постоянное решение о запрете на приближение будет вынесено после слушания 30 июня. Обращаясь в суд, Свифт
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив