Неизвестный Коненков и пчелы в Кремле: пять главных летних выставок Нижнего Новгорода


«Сергей Коненков. ХХ век» в выставочном Пакгаузе на Стрелке
Когда: до 22 июля. Так и хочется написать: такого Коненкова вы никогда не видели. Да что не видели: просто не знали. Советское искусствоведение опасалось транслировать всю широту взглядов этого именитого, обласканного властью художника. Только к 150-летнему юбилею, который пришелся на пандемийный 2021 год, музеи начали приоткрывать незнакомые массовому зрителю стороны творчества Сергея Коненкова. Что в разрезе его экзотической биографии, охватившей все глобальные события страны и мира в XX веке, выглядит сногсшибательно.. Родившийся в многодетной крестьянской семье в Смоленской губернии, мальчик решил стать скульптором, впечатлившись глиняными игрушками, которые делал для детей деревенский гончар, и античными статуями в доме помещика. Коненков поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и на стипендию Павла Третьякова поехал в Европу, где особенно полюбил творчество Микеланджело. Учился в Императорской академии художеств. При советской власти возглавил профсоюз скульпторов, стал членом коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса при Моссовете. Участвовал в подготовке плана монументальной пропаганды. На открытие созданных им мемориальных досок, деревянных скульптурных групп в Кремле приходил Ленин и первые лица государства.. В 1922 году вместе с супругой Маргаритой Воронцовой был направлен в командировку в США. До возвращения в СССР путешествовал по Италии, участвовал в Венецианской биеннале. Знакомство с Эйнштейном привело Коненкова к квантовому мистицизму: в письмах ученикам и Сталину он предрекал столкновение двух армий, рабочего класса и капиталистов. Коненков писал Сталину из Америки в январе 1941: «Приближается весна 1941, а с ней и то тяжкое время, о котором наш Господь, Иисус Христос, сказал: «Ибо тогда будет великая скорбь, которой не было от начала мира доныне и не будет. Гитлер изменит вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как в символе Седекия царь Иерусалимский изменил царю Навуходоносору».. Скульптор с женой прожили за границей 22 года: осенью 1945-го по личному распоряжению Сталина за Коненковым и его произведениями в США был отправлен пароход «Смольный». Любимые темы Коненкова были: Христос, Самсон, воображаемые портреты великих (Сократ, Паганини, Дарвин, Достоевский, Толстой, Маяковский) и фигуры сказочного рода, Водяной и Чудо-юдо. В 1959 году Коненков писал: «Художники — разведчики будущего». Так сформировался его творческий метод, где коммунистические убеждения сплелись с религиозным сектанством, а сам он, по мнению искусствоведа Аллы Вершининой, представал как теург, то есть маг, творящий с богом наравне.. Выставка в Пакгаузе, которую Художественный музей подготовил совместно с РОСИЗО, выстроена нарочито просто: экспонатов немного, около 40, биография художника изложена на стендах довольно подробно. Идеально белое пространство выставочного зала открывает скульптура Пророка с поднятыми вверх руками. Слева и справа от нее расположены острова или верхушки облаков, где группами собраны скульптуры и графика.. В космогонических картинах-картах Сергей Коненков строит особые тонкие миры и связывает человека с божественным. Скульптура разбита по островкам: религия (от мессии до демона), власть (вожди и герои) и язычество (гедонизм и женское начало). Хронология тут неуместна: коммунизм в мировоззрении Коненкова уживается с христианством и язычеством, и все это вместе образует цельный радостный мир. Так, на деревянном бюсте Сталина его рукой вырезано: «Сын Бога Навуходоносор, ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, силу и славу». И тут же выставлен космогонизм Коненкова — карты-картины с Откровениями Иоанна Богослова.
«Зона пчел» в нижегородском Кремле
Когда: до 27 июля. Выставка «Зона пчел», состоящая из работ двух художников (Антона Кузнецова и Марии Сафроновой), год назад была представлена в московской галерее «Триумф». Новый, расширенный вариант показывают в Нижнем Новгороде в рамках спецпрограммы Международной биеннале экологического искусства. Проект разместился на третьем этаже кремлевского Дома губернатора (он служит одной из площадок Нижегородского государственного художественного музея). Два нижних этажа занимает посвященная классическому русскому искусству постоянная экспозиция, в которую выставка Кузнецова и Сафроновой тоже пустила свои корни. . Арт-интервенция работает в двух форматах. У некоторых постоянных экспонатов заменены таблички с описаниями. Они выкрашены в желтый цвет и содержат более подробное описание, которое соответствует тематике проекта «Зона пчел». Например, рассказ про «Пасеку» Ивана Похитонова дополнен информацией о том, что изображения ульев на картине гармонично вписаны в общий ландшафт и создают ощущение единства природы и человеческого труда. В другом зале рядом с полотнами Исаака Левитана «Пейзаж с ульями» и «Пасека» установлен объект «Улей» Марии Сафроновой. . Сам проект «Зона пчел» предлагает зрителю задуматься о хрупкости экосистемы Земли, из которой, как из дженги, по кирпичику убирают те или иные элементы. Антон Кузнецов рисует воображаемое будущее, в котором людям придется заменить пчел машинами: на его картинах над тающими ледниками парят дроны, на месте ульев вырастают гигантские фабричные цеха, а грань между человеком и насекомым постепенно стирается. В инсталляции Марии Сафроновой «Земля» планета изображена как единый улей, в котором все живые организмы тесно связаны друг с другом. Отдельная витрина посвящена импровизированному «Реликварию» со священными артефактами, которым поклоняется сообщество, почитающее пчел.
«Цифровые надежды» в «Пространстве Цех»
Когда: до 10 августа. «Цифровые надежды» — проект медиа-арта в рамках Экологической биеннале. Среди экспонатов — уже известные хиты, такие как «Лес исчезающих ссылок» и «Замкнутая система» Recycle Group, показанная несколько лет назад в «Манеже» в Санкт-Петербурге, а также огромный остов кита, 25-метровая перформативная инсталляция Андрея Воронова «Пятьдесят два герца», которая еще недавно стояла в Доме культуры «ГЭС-2». Безусловная сенсация этого сезона — сфера «Точка сингулярности», созданная компанией «Сила света» и МТС Live. . «Точка сингулярности» — это и аттракцион, и научная иллюстрация, и акт научного творчества одновременно. Взяв за основу теорию Большого взрыва о происхождении Вселенной из состояния, в котором привычные законы физики перестают работать, мультимедиа-студия «Сила света» создала инсталляцию. Внутри полноформатной LED сферы диаметром десять метров, охватывающей зрителей на 360° (внутренняя поверхность выложена гибкими LED модулями общей площадью экранов в 314 квадратных метров, всего задействован 6281 светодиодный модуль), идет шестиминутное шоу, разработанное специалистами «Силы света» в соавторстве с научными сотрудниками нового физтеха университета ИТМО.. Пространственный звук внутри сферы создан музыкантами Никитой Забелиным и Андреем Поляковым. «Наша инсталлляция — это не ответ на вопросы, а пространство, где встречаются наука и искусство. Настоящий художественный коллайдер, где сталкиваются знания, чувства, сомнение и восхищение», — говорят авторы «Точки сингулярности». Вся конструкция весом 34 тонны и высотой с трехэтажное здание собрана на силовом каркасе со встроенным мостом для прохода зрителей в центр пространства. Каркас изготовлен на Нижегородском заводе металлоконструкций.
«Наши двери всегда закрыты» в студии «Тихая»
Когда: до 31 августа. Нижегородская студия «Тихая» в этом году отмечает 10-летие. Она появилась в 2015 году, когда художник Артем Филатов открыл небольшую мастерскую печатной графики. Вскоре вокруг этой инициативы сформировалась группа единомышленников, преимущественно авторов с уличным бэкграундом, сложился круг постоянных художников-резидентов, а «Тихая» превратилась в студию. Сегодня это расположенное неподалеку от нижегородского Кремля современное трехэтажное здание с открытым хранением и собственной арт-резиденцией. . Попасть в «Тихую» всегда можно было только по предварительной договоренности, но при этом любой из художников-резидентов готов рассказать как об истории самой студии, так и о творчестве всех остальных коллег. Этот подход обыгрывает название юбилейной выставки «Наши двери всегда закрыты». В экспозицию вошло более 100 работ резидентов (графика, объекты, инсталляции), а также архивные документы и фотографии.. По словам куратора студии Алисы Савицкой, выставка задумывалась как кабинет редкостей — художественных диковинок, обычно невидимых для посетителей. Среди них есть камерные, почти интимные вещи — например, альбом Алексея Старкова «Малокровие. Пособие по расставанию» (2024 год), на страницах которого рассыпается на куски фотография целующейся пары. Есть и масштабные инсталляции, такие как «Алтарь» (2016 год) Андрея Оленева, много лет проведшие на складе. Диптих Якова Хорева «Свежий улов» (2017 год) напоминает о первом масштабном музейном показе резидентов «Тихой» под кураторством Анны Нистратовой. «На большом столе разложены артефакты, связанные с жизнью студии: письма, открытки, книги, — рассказывает Алиса Савицкая. — В отдельной коробке находятся три больших листа для флипчарта, на которых руками резидентов расписана стратегия развития студии — этому «документу» мы следуем до сих пор».
«Кожа земли» на Мытном рынке и в гостинице Ермолаевых
Когда: до 1 октября. Основной проект Биеннале экологического искусства — выставка «Кожа земли» — расположен на двух площадках. На Мытном рынке в историческом центре города и в здании бывшей гостиницы Ермолаевых на Стрелке. Своим названием «Кожа земли» взывает к человеческому сознанию, сравнивая тонкую оболочку, почвенный покров планеты с человеческой кожей, живой структурой.. Куратор Юлия Аксенова разделила экспозицию сообразно зрелищности: большие объекты заняли три этажа пространства на Стрелке, а на Мытном рынке оставили то, что поменьше объемами и нуждается в комментарии. Так, на Мытном оказались объекты, созданные корейским художником Кимом Суннимом из материала, которые он назвал «плава», — из сплава пластика и камней. На каждую работу из плавы он посадил суккулент и выдвинул условие: по окончании выставки нижегородские любители домашних цветов разберут арт-объекты по домам, чтобы ни одно растение не пострадало.. Тут же развешаны надувные скульптуры Ирины Кориной из ее проекта «Природа вещей обновление». А на белых покровах, напоминающих больничные простыни, художница Мария Мичи представила science art проект «Микробное тело». Во время арт-резиденции в Третьяковской галерее в Самаре, которая располагается в здании фабрики-кухни, памятника конструктивизма, Мария Мичи сотрудничала с самарским микробиологом Ольгой Кондратенко. Сфера научных интересов Кондратенко — микробиота. Собрав анализы бактерий в разных зонах Третьяковки, художник выбрала группу волонтеров, чьи анализы микробиоты, напечатанные и обработанные, и легли в основу живописи на ткани.Читайте также

Pitti Uomo 108: как прошла главная выставка мужской моды во Флоренции
Из жизни
День первый. Дороги, которые мы выбираем По традиции летняя Pitti Uomo начинается с дефиле Polimoda — главной модной школы Флоренции, где студенты показывают свое видение будущего моды. На этот раз студентам дали задание рассказать истории в шести образах — шоу проходило на заброшенной станции Леопольда, всего в двух минутах от крепости да Бассо. Из 60 выпускников преподавательский коллектив во главе с дизайнером Массимилиано Джиорнетти отобрал 20 студентов из 17 стран мира, чьи работы, на их

От Воркуты до Хакасии: 12 неожиданных направлений для летних путешествий по России
Из жизни
Иван Губский / ТАСС Северная Осетия Осетия — пожалуй, самый свободный регион Северного Кавказа. Никаких ограничений в нарядах и напитках и горы, горы, горы. Приезжать сюда стоит ради поездок к вершинам и перевалам. Обязательно посмотрите на Даргавс — крупнейший некрополь на Северном Кавказе, доберитесь до нового горнолыжного курорта Мамисон и погуляйте по столице региона Владикавказу, который еще называют кавказским Парижем.. Что попробовать: осетинские пироги (с мясом, картофелем, свекольной

Акция «Человечные вещи» и фестиваль «Не один в темноте» : социальные проекты недели
Из жизни
Мини-фест «Не один в темноте» 26 и 27 июня в Москве в «Театре на Цветном» в Москве пройдет мини-фест «Не один в темноте», приуроченный ко Дню слепоглухих людей и организованный фондом «Со-единение». В его программе показы спектаклей «Кармен» и «Прикасаемые 3.0» с участием слепоглухих и зрячеслышащих актеров, чтения участников и друзей литературного конкурса «Со-творчество», мастер-класс по дактилю и другие события. Акция «Человечные вещи» Фонд «Второе дыхание» запустил акцию «Человечные вещи»
Комментарии (0)