Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Культура » «Юмор — это ремесло, которому нужно учиться»: стендап-комики — о секретах профессии сатирика и этических границах шутки


«Юмор — это ремесло, которому нужно учиться»: стендап-комики — о секретах профессии сатирика и этических границах шутки

01 апрель 2025, Вторник
3
0
1 апреля в мире отмечается День смеха. По традиции принято подшучивать над друзьями, членами семьи и коллегами. Также этот день считается профессиональным праздником сатириков и юмористов. RT пообщался с комиками и попросил их рассказать, можно ли научиться шутить или без особого склада характера стать юмористом нереально. А также выяснил, как сочиняются смешные скетчи и шутки и какие темы высмеивать неэтично.
«Юмор — это ремесло, которому нужно учиться»: стендап-комики — о секретах профессии сатирика и этических границах шутки
1 апреля отмечается День смеха, или, как его ещё называют, День дурака. В этот день принято подшучивать друг над другом и придумывать необидные розыгрыши. Также День смеха считается профессиональным праздником комиков и юмористов.

Истоки сатиры и юмора

Колыбелью сатиры можно считать Древнюю Грецию. В V веке до нашей эры «отец комедии» Аристофан собирал на свои выступления многотысячные толпы. Высмеивая человеческие пороки, политиков и даже богов, он имел невероятный успех у соотечественников.
Люди не утратили потребности в смехе и в Средние века. Образ шута в остроносых туфлях, ярком колпаке и причудливом наряде со временем стал символом целой профессиональной группы. При этом если одни шуты под маской дурашливости говорили нередко крамольную правду о знати, то другие вызывали смех своими физическими недостатками и непотребными шутками.
Чтобы стать известным комиком, в наше время не нужно быть бородатой женщиной или горбуном. Но каноны современного юмора мало отличаются от того, над чем смеялись в прошлом. Из грандиозных амфитеатров и c грязных улиц комики переместились в телестудии и бары.
Стендап появился в США, и это обусловило характер шуток: страна пережила Великую депрессию. Иммигранты, рабочие и бедняки искали способ отвлечься от серых будней.
Жанр стендапа в России достаточно молодой. Из-за океана его привезли члены команды КВН «Новые армяне» Арташес Саркисян и Артак Гаспарян. Они же организовали на Остоженке первые стендап-вечеринки. На отечественном телевидении в 2005 году идею подхватил телеканал ТНТ.
RT попросил российских комиков раскрыть профессиональные секреты, а также рассказать об этических границах в шутках и юмористических выступлениях.

«Талант без практики — ничто»


— Существуют ли правила сочинения хороших шуток? Или они рождаются спонтанно, а научиться шутить нельзя?
Ведущий, стендап-комик Святослав Фомин:
— Научиться можно, и даже нужно. Чувство юмора, самоирония — это как раз те вещи, которых не хватает сейчас людям. Особенно они пригодятся сегодня, 1 апреля. Это прекрасный праздник, хотя кто-то и называет его Днём дурака. Но нет ничего плохого в том, чтобы дарить улыбки, юмор и смех окружающим. Главный секрет хорошей шутки — посмеяться над собой. Усвоишь это — считай, дело в шляпе, на сцене будешь чувствовать себя как рыба в воде.
Стендап-комик, психолог Елизавета Милючихина:
— Юмор — это ремесло, которому нужно учиться. Хотя часто шутки рождаются спонтанно, сами собой, важно не столько их написание, сколько умение запомнить и правильно преподнести. Главное правило — понятность: шутка, которую нужно «разжёвывать», теряет смысл.
Ведущий, стендап-комик Павел Симанович:
— В стендапе, как и в футболе, есть объект и угол атаки. Лучшая мишень — это сам комик. Нужно говорить о своих чувствах и переживаниях. Но если дело касается других людей, то стоит выучить два слова: панчап (этичные шутки, критикующие стереотипы, насилие и беззаконие. — RT) и панчдаун (шутки, высмеивающие социально незащищённых или дискриминируемых людей. — RT). Если ты хочешь кого-то атаковать, то это должны быть люди, которые выше тебя по имущественному, социальному статусу. Потому что если ты нападаешь на более слабых и незащищённых, то ты нарушаешь основное правило комедии.
Стендап-комик Роман Филин:
— Курсы стендапа не заменят природное чутьё, но талант без практики — ничто. Годами оттачивая мастерство, комики завоёвывают признание. Лучшая школа юмора в стране — это КВН, где с единомышленниками можно добиться многого и при желании взлететь к вершинам славы. Чувство юмора можно развить, но есть и те, кто просто не понимает иронии. Секрет хорошей шутки — умение смеяться над собой, говорить о своих проблемах и переживаниях.
— Как вы работаете с аудиторией?
Святослав Фомин:
— Есть юмористы от Бога — у них шутки выстреливают одна за одной и зал хохочет до упаду. А есть те, кто этому учится. Секрета тут нет: в стендапе важна практика. Чем чаще ты выступаешь, тем быстрее научишься чувствовать зал. Смешить незнакомых людей — искусство, требующее смелости и упорства. И помните: чувство юмора — это прекрасно, а девушки любят задорных парней! Уверен, что юмор — важный элемент крепких отношений.
Елизавета Милючихина:
— Работать с аудиторией всегда непросто, особенно сложно перед выходом на сцену. Чтобы побороть страх, я стараюсь перестать думать о себе и переключиться на зрителей. Представляю, что в зале все свои — друзья, которые пришли поддержать. Это помогает поймать атмосферу и настроиться, а дальше всё идёт само собой.
Павел Симанович:
— Я научился этому ещё в студенческие годы. Тогда мы каждый год серьёзно готовились к 1 апреля. Моя задача на сцене — выдать неожиданное решение проблемы, которая всех напрягала. Снимая тревогу, я заставляю зрителя смеяться. На первых порах вообще было трудно заставить себя снять маску, раскрепоститься, долго пытался понять, в каком качестве я интересен зрителю, пока не понял простую истину: зритель чувствует фальшь.
Роман Филин:
— В КВН я научился работать с аудиторией и не бояться сцены. Перейдя в стендап, многое пришлось переосмыслить, ведь это более «честный» жанр. Важно говорить от себя, потому что зритель чувствует неискренность. Сначала трудно, но со временем отходишь от заученных фраз, становишься более расслабленным и начинаешь получать удовольствие. Важно не давать зрителям перетягивать на себя внимание, поддерживать диалог, но не превращать выступление в балаган.

«Юмор подают вечером, под бокал вина»

— Бывает чёрный юмор, а также порой комики затрагивают в своих шутках, например, политику или религию, за что потом подвергаются критике. На ваш взгляд, существуют ли запретные темы для юмора?
Святослав Фомин:
— Конечно, границы есть. Сейчас непростое время… Политику лучше обходить стороной. Других тем полно: личная жизнь, работа, семья… Всё что угодно, кроме политики — её и так в новостях хватает. Юмор — это расслабление. Его подают вечером, под бокал вина.
Елизавета Милючихина:
— Шутить на такие темы, как религия, к примеру, неспортивно для комика. Для аудитории это может быть болезненно, и вместо оглушительного успеха и признания ты получишь лишь освистывания и негативное отношение. Так что лучше избегать дешёвой и сомнительной славы и соблюдать границы.
Павел Симанович:
— Нет, не существуют, но если мы соблюдаем первое правило юмора — искренность в отношении себя. Прежде чем «нападать» на какую-либо тему, необходимо заработать право делать это. Например, нельзя шутить про воспитание детей, если у тебя самого их нет. Иначе в глазах окружающих ты будешь выглядеть как посредственный болтун, а не юморист, ибо кто тебе давал право вообще затрагивать эту тему? Главная проблема заключается в том, что начинающие стендаперы не понимают этого простого правила, из-за чего они терпят неудачу. Без личного опыта стендап-комедия — ничто.
Роман Филин:
— Опыт КВН до сих пор помогает мне чувствовать границы допустимого в юморе. Эта школа дала понимание рамок, которого порой не хватает другим комикам. Я считаю, что политику и религию лучше затрагивать деликатно. Юмор не должен быть злобным и циничным. Если иронизировать над политикой, то легко и с улыбкой. Можно высмеивать западных политиков, нелестно отзывающихся о нашей стране, но важно проявлять остроумие, а не скатываться до оскорблений.

«Занимайтесь стендапом — будете экономить на психотерапии»

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший юморист/комик?
Святослав Фомин:
— На мой взгляд, юморист должен обладать самоиронией, начитанностью и образованностью. Самоирония — это красивая упаковка для шутки, а широкий словарный запас позволяет мастерски использовать фразеологизмы. Комик должен избегать «низковибрационного» юмора, когда узкое мышление и неопытность компенсируются матом и пошлостью.
Елизавета Милючихина:
— Юмористу прежде всего необходим интеллект, определяющий качество его юмора. Важно не только понимать, что интересно людям, но и обладать эмпатией — эмоциональным интеллектом, как принято сейчас говорить.

Павел Симанович:
— Главное для комика — принимать себя и быть честным с аудиторией. Наигранность чувствуется сразу. Во-вторых, настоящий комик — это неисправимый оптимист, видящий в юморе способ облегчить как свои, так и чужие переживания. Сначала находишь проблему, а затем даришь людям возможность посмеяться над ней, тем самым освобождая их. Как говорят многие комики, «занимайтесь стендапом — будете экономить на психотерапии».
Роман Филин:
— Самое ценное качество опытного стендапера — харизма: умение захватить внимание и удерживать интерес публики. Важно также запастись терпением. Чтобы перейти от примитивных шуток к более интеллектуальному юмору, нужно сначала найти свою аудиторию. В баре, где пьют коньяк и курят кальян, шутки про Булгакова после четырёх панчей про секс просто не зайдут. Свою публику можно с течением времени поднять на новый уровень. Это как в беге: разминка, разогрев, а потом полный вперёд.
Читайте также
Московский международный кинофестиваль завершил работу
Московский международный кинофестиваль завершил работу
Культура
Церемония закрытия 47-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) завершилась в театре "Россия", сообщает корреспондент ТАСС. Смотр закрыл аргентинский фильм "Кем бы мы хотели быть" режиссера Алехандро Агрести. Лучшим российским фильмом на ММКФ признали "Мужу привет"Евгений Цыганов получил приз ММКФ за лучшую мужскую рольМосковский международный кинофестиваль открылся 17 апреля показом ленты "В списках не значился" режиссера Сергея Коротаева по
Фильм "Элизиум" получил главный приз 47-го ММКФ
Фильм "Элизиум" получил главный приз 47-го ММКФ
Культура
Фильм "Элизиум" получил главный приз 47-го ММКФ - корреспондент ТАСС.
В Москве открывается выставка "Летопись Победы"
В Москве открывается выставка "Летопись Победы"
Культура
Выставка "Летопись Победы" о работе журналистов в годы Великой Отечественной войны открывается 22 апреля 2025 года в Выставочном зале федеральных архивов в Москве. Об этом сообщили ТАСС в Государственном архиве РФ (ГА РФ), который выступает координатором выставочного проекта. Посетители начнут знакомиться с выставкой с раздела, посвященного перестройке информационной системы СССР до и во время начала войны. Документы познакомят зрителей с масштабными задачами, которые приходилось
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив