Кандидат в мастера киберспорта: «Яндекс» занялся соревнованиями по онлайн-играм

Командная работа
«Яндекс» подал заявку на регистрацию товарного знака Team Yandex, рассказали Forbes в компании. Под этим брендом она будет развивать киберспортивные проекты своих сервисов. Например, запускать профессиональные команды, образовательные курсы по геймингу, продавать эксклюзивные товары, а также аксессуары и периферийные устройства.Первым проектом Team Yandex стала команда по дисциплине Dota 2 — одной из самых популярных онлайн-игр в мире. По данным Statista, в апреле 2025 года Dota 2 занимала второе место в Steam по среднему числу игроков в час — 343 500. В пиковые моменты число геймеров в игре превышало 630 000 человек, а общее число активных пользователей стабильно держится выше 7,6 млн в месяц. По итогам 2024 года игра вошла в топ-5 самых популярных игр Steam. Согласно данным EsportsCharts, Dota 2 вошла в топ-5 самых просматриваемых игр за 2024 год.
В состав команды Team Yandex по Dota 2 вошел такой знаковый для сферы киберспорта игрок, как Алексей Березин (Solo), а также Айбек Токаев (TA2000), Евгений Игнатенко (Noticed), Илья Чирцов (Chira_Junior) и Алексей Паршуков (prblms). Тренером команды стал Александр Литвиненко (Accell). Спонсором команды выступает «Маркет», сервис намерен использовать проект как площадку для запуска новых маркетинговых кампаний: от подборок товаров и участия в киберспортивных трансляциях до выпуска лимитированных коллекций и тематического мерча.
В ближайшем будущем компания планирует запустить под брендом Team Yandex команды и в других популярных киберспортивных дисциплинах, а также привлекать к поддержке этого направления внешних партнеров. В частности, компания рассматривает создание команды по игре Counter Strike (CS), уточнили в «Яндексе». Размер инвестиций в киберспортивное направление в «Яндексе» не раскрывают.
Спорт за монитором
Рынок киберспорта — один из самых быстрорастущих в мире. Так, по оценкам market.us, глобальный рынок киберспорта, составлявший в 2023 году около $2 млрд, к концу 2024-го должен был вырасти до $2,4 млрд, а к 2032-му — до $11 млрд. У Precedence Research другие цифры: согласно их отчету, в 2022 году объем мирового рынка киберспорта превысил $4,4 млрд и, как ожидается, достигнет примерно $33 млрд к 2032 году.Пользователи проводят в онлайн-играх все больше времени. Согласно исследованию NewZoo, количество проведенного в играх времени в 2024 году выросло на 6% в годовом выражении, а в IV квартале достигло рекордного уровня. При этом геймеры отдают предпочтение уже известных играм: например, Dota 2 заняла четвертое место среди самых посещаемых игр за 2024 год.
В мировых масштабах аудитория киберспорта огромна: в 2022 году она составляла около 532 млн человек, а в 2025-м может превысить 640 млн. Только в России она, по словам Дмитрия Чернышенко, насчитывала в 2023 году около 15 млн человек в возрасте от 12 до 64 лет. Россияне также занимают значительную долю аудитории онлайн-игр — по данным исследования Valve, русский язык в 2024 году стал третьим по популярности на крупнейшей в мире платформе цифровой дистрибуции игр Steam, уступив китайскому и английскому.
Новый импульс
Для аналитиков, опрошенных Forbes, шаг «Яндекса» сюрпризом не стал: по их словам, русскоязычное киберспортивное сообщество уже некоторое время с большим интересом обсуждало слухи о том, что «Яндекс» приходит в большой киберспорт». Появление в индустрии нового участника, в особенности такого крупного, как «Яндекс», обязано изменить расстановку сил на рынке, считает киберспортивный эксперт, экс-директор Tundra Esports и Gambit Esports Давид Даштоян. Новые вложения в сферу киберспорта от компании, по его мнению, означают, что существующим клубам придется соперничать за интерес игроков не только с букмекерскими конторами, которые за последние несколько лет стали активно запускать свои команды, но и с принципиально новой категорией инвесторов.Глава Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василий Овчинников такое продолжение развития «Яндекса» в развлекательных сервисах называет «логичным». У компании есть «Яндекс Игры» (браузерные игры), облачный гейминг для игр на слабых устройствах, заявления о разработке игр по своим IP (Intellectual Property), купленные в январе бренды Comic Сon и «Игромир» и фестиваль поп-культуры и игр «Comic Con Игромир 2025», перечисляет он. «На рынке в России у них только один конкурент — Esforce, работающий в паре с Федерацией киберспорта и финансируемый в том числе отчислениями ЕРАИ (Единый регулятор азартных игр) от ставок на киберспортивные соревнования, сумма которых в год составляет более 500 млн рублей. «Яндексу» понадобятся сопоставимые инвестиции», — рассуждает Овчинников.
Управляющий партнер сети киберклубов Colizeum Николай Антонов считает новость о полноценном выходе «Яндекса» на этот рынок мощным импульсом к развитию отрасли. «Наша компания работает c 2017 года на рынке, и я наблюдаю, как меняется отношение к киберспорту в стране. Например, в 2017-м люди старших поколений не понимали, что это такое, скептическое отношение преобладало. Но с каждым годом оно меняется в лучшую сторону. Ярким моментом была победа российской команды Team Spirit на International, крупнейшем чемпионате, президент их тогда наградил», — вспоминает он. Сегодня киберспорт, по его словам, становится мейнстримной частью индустрии развлечений. «Думаю, скоро для нас стримы матчей по Dota и CS на ТВ будут в порядке вещей, как матчи футбольной Лиги чемпионов на Okko. То, что делает «Яндекс», очень символично: это четкий сигнал — раз крупнейшая компания сюда инвестирует, значит, она видит здесь большие перспективы. Это дополнительные ресурсы в индустрию, новые ивенты, рост аудитории, больше людей будут заниматься киберспортом, конкурирующим с футболом или хоккеем», — рассуждает Антонов.
Выход «Яндекса» на рынок киберспорта с брендом Team Yandex — это не столько про бизнес как источник прямого дохода, сколько про стратегическое переосмысление коммуникации с новой аудиторией, считает сооснователь международной сети игровых клубов True Gamers Влад Белянин. «Речь идет о зумерах и младших миллениалах — поколении, которое выросло на гаджетах, стриминге и онлайн-играх. Для них киберспорт не развлечение, а культурная норма. «Яндекс», по сути, просто адаптирует свою экосистему под это восприятие», — размышляет он. По словам Воронина, это осознанная ставка на смену медийных и потребительских привычек: вместо баннеров — мерч, вместо рекламы на ТВ — турниры и стримы, вместо классических акций — механики через «Плюс» и геймификацию. «Это логичный шаг: мы уже видим, как букмекеры или бренды вроде Red Bull получают заметный эффект от подобных инвестиций. Только в случае «Яндекса» это еще и попытка объединить внутри одного бренда медиа, сервисы и технологии. Если проект будет развиваться системно, он вполне может стать точкой роста не только для самой компании, но и для рынка в целом», — заключает Белянин.
Что может пойти не так
При всех преимуществах ставки крупнейшей интернет-компании на киберспорт у нее есть и свои подводные камни, говорят эксперты. «С одной стороны, конечно, это достаточно знаковое событие, которое может дать отечественному киберспорту некоторое количество позитивных инфоповодов, — считает директор Ассоциации развития киберспортивной индустрии (АРКИ) и руководитель отдела маркетинга и продуктов Langame Павел Голубев. — С другой — сколько крупных компаний уже заходило в киберспорт, и сколько из них в нем чего-то добились и хоть как-то закрепились? Примерно ноль».После февраля 2022 года многие российские клубы были отстранены от участия в международных турнирах. В частности, Virtus.pro и Gambit Esports, принадлежавшие соответственно VK и МТС, были не допущены на большинство крупных киберспортивных соревнований. В результате VK была вынуждена продать Virtus.pro армянскому предпринимателю Араму Карамакуляну за 174 млн рублей, зафиксировав убыток в 13 млн рублей, после чего клуб вновь допустили к международным соревнованиям. МТС также продала флагманский состав Gambit Esports по дисциплине Counter-Strike американскому клубу Cloud9 за неназванную сумму, после чего распустила оставшиеся составы Gambit.
Мотивация «Яндекса» не очевидна, продолжает Голубев. «Продвигать облачный гейминг? Но это сервис не для аудитории соревновательных игр, успех в которых крайне зависит от пинга (скорость отклика интернет-сервера на отправленный пользователем запрос). «Яндекс Игры»? Это продукт для аудитории гиперказуальных игр. «Яндекс Плюс»? Для него подходит более широкая аудитория, увлекающаяся геймингом, а не небольшая ее доля среди любителей киберспорта, — рассуждает он. — Предположим, есть пул релевантных киберспортивной аудитории продуктов, о которых мы еще не знаем. Тогда флагманский актив «Яндекса» в виде команды должен собрать вокруг себя достаточную аудиторию, чтобы эти продукты «пушить». Аудитория собирается либо медийным, либо сильным составом, способным «фармить» крупные турниры. Но медийным я бы мог назвать только капитана команды Solo, а по поводу силы — текущий состав выглядит на уровень Tier-2 (профессиональный состав, играющий на международном уровне, претендующий на места в высшем дивизионе, но не имеющий стабильности и ресурсов, как Tier-1) Dota-сцены».
Голубев призывает не забывать и про геополитическую обстановку, где российскую команду могут под давлением просто не допустить до соревнований. «С другой стороны, бюджет на обеспечение Tier-2 состава для «Яндекса» — капля в море ($0,5-1 млн в год), так что это вообще может быть эксперимент для прокачивания HR-бренда «Яндекса», — говорит эксперт.
«Непонятно также, насколько долгосрочным окажется интерес «Яндекса» к киберспорту. Если в случае вышеупомянутых букмекеров можно точно сказать, что они знают, сколько и как зарабатывать на киберспортивной аудитории, то в случае «Яндекса» это еще вопрос, — продолжает Даштоян. — Участие в рынке требует значительных ресурсов, и «Яндекс» должен быть уверен, что сумеет монетизировать аудиторию своего клуба в той степени, которая будет оправдывать долгосрочные инвестиции в сферу соревновательного гейминга».
Эксперт также обращает внимание на то, что открытым остается вопрос об укомплектовании менеджерской команды Yandex Team качественными кадрами. По словам Давида Даштояна, эта проблема стоит особенно остро в русскоязычном сегменте киберспорта, где спрос на квалифицированных сотрудников значительно превышает предложение, «актуально как для уровня аккаунт-менеджеров, так и для генеральных менеджеров».
Кроме того, по словам Овчинникова, нейминг команды — опасная штука, особенно, когда она проигрывает. «Будут кричать: «Яндекс» — говно!», — иронизирует он. Впрочем, при всех вызовах очевидно, что такая data-driven-компания, как «Яндекс», должна иметь ответы на все сложные вопросы, и поэтому инсайдеры с нетерпением ждут официального анонса Team Yandex, резюмирует Даштоян.
Читайте также

Пытавшиеся позвонить в Иран люди услышали тревожное голосовое сообщение
Наука и техника
Люди, пытавшиеся позвонить друзьям и близким в Иране, слышали странные, заранее записанные голосовые сообщения, об этом сообщает CNN. В записи телефонного звонка, полученной каналом, человек за пределами Ирана при звонке услышал роботизированный голос. «Привет, и спасибо, что нашли время послушать. Жизнь полна неожиданных сюрпризов, и эти сюрпризы иногда могут приносить радость, а иногда они бросают нам вызов. Главное — найти в себе силы, чтобы преодолеть эти трудности», — говорится в записи.

Минцифры признало нецелесообразным введение SMS-оповещений о сбоях связи
Наука и техника
Минцифры признало нецелесообразным введение обязательного SMS-оповещения всех граждан о сбоях связи, пишет РБК со ссылкой на ответ министерства на запрос депутатов фракции «Новые люди» Антона Ткачева, Владимира Плякина и Ярослава Самылина. Парламентарии обратились в ведомство с такой идеей в конце мая. Депутаты указали, что люди часто не знают причин, по которым возникают сбои в работе мобильной связи и интернета, а также сроков устранения неполадок. Это вызывает у граждан «обоснованное

Не шуметь: «Газпром-Медиа» отказался от запуска аудиосервиса из-за конкуренции
Наука и техника
Холдинг «Газпром-Медиа» отказался от запуска сервиса «Шум». Об этом Forbes рассказал генеральный директор «Газпром-Медиа» Александр Жаров на полях Петербургского международного экономического форума. «Отказались от этой идеи. Посчитали деньги, и надо ввалить столько в маркетинг, что срок окупаемости уходит за пределы разумного», — заявил Жаров. По его словам, в запуске «Шума» нет экономической целесообразности из-за конкуренции с VK и «Яндексом». По итогам 2024 года объем рынка подписных
Комментарии (0)