«Я должна рассказать»: воспоминания девочки-подростка о жизни в еврейском гетто

Вчера геттовская полиция трудилась до позднего вечера, разносила всем, кто должен ехать в лес, вызовы.
Поднялась паника. Люди бегут прятаться. Но геттовские полицейские их ловят и приводят насильно. Повторяют слова Генса, что нечего бояться, действительно везут в лес на работу, иначе зачем понадобились бы геттовские полицейские и даже динстлейтер (подрядчик, ответственный за выполнение работы. — Прим. ред.)? Однако такой аргумент никого не успокаивает: желая обмануть, немцы не пожалеют нескольких геттовских полицейских.
Кто-то пустил слух, что везут не на лесные работы, а разминировать поля.
Собирающиеся у «арбейтсамта» скорее похожи на похоронщиков, чем на лесорубов. Одни взяли с собой какие-то свертки, а другие пришли с пустыми руками: на самом деле, зачем брать одежду, пусть лучше останется для семьи — продадут.
Двенадцать часов. В гетто въезжают первые десять телег. На каждой — охранник. Женщины громко рыдают, геттовские полицейские их гонят.
* * *
Ворота раскрываются и снова закрываются, выпустив людей в неизвестность…Вывезенные действительно работают в лесу. Некоторые женщины получили от своих мужей записки (какой-то крестьянин сунул в городе проходившей мимо бригаде).
Все бегут к счастливцам читать эти записки.
* * *
В геттовских мастерских изготовили для Мурера мебель. Он потребовал, чтобы на ручках кресел были головы львов.Теперь для него изготавливают макет Вильнюса — большой, во весь зал Юденрата. Над ним трудится много людей: если «льву» понравится, может, они этим заслужат хоть маленькое послабление.
* * *
Гита (я работаю с ней вместе на огородах) уже давно уговаривает меня записаться в хор. Говорит, там очень интересно, а главное, хоть временно забываешь про все беды.На днях она меня повела. Руководитель хора Дурмашкин проверил голос, слух, память и велел сразу остаться на репетиции. Но хор, оказывается, поет на древнееврейском языке, а я ничего не понимаю.
Хористы рассказывают, что сначала было очень трудно. После каждой акции часть хористов выбывала. Приходилось привлекать новых. Но это нелегко: одни объясняют, что очень устают, другим родители не разрешают, у многих траур. Кроме того, часто, особенно после акций, в окна летели камни — чтобы не пели. Хору даже негде было репетировать, каждый раз собирались в другом месте. И все таки репетировали каждый вторник и пятницу. Теперь хор уже имеет две комнаты (на улице Страшуно, 12) пианино и даже форму: темно-синяя юбка (для мужчин — брюки) и белая блузка. После каждого концерта хористы получают килограмм хлеба.
Между прочим, хор Дурмашкина не единственный. Есть и хор под руководством Слепа. Там поют по-еврейски (т.е. на идише. — Прим. пер.). Тот хор имеет прекрасную солистку — Любу Левицкую, которая была солисткой радио.
Дурмашкин создал и симфонический оркестр. Это, конечно, было еще труднее. Музыкантов уцелело очень немного: кто не догадался назвать себя столяром, стекольщиком или хотя бы сапожником и гордо остался музыкантом, тот уже давно в Понарах… А другие, «приобретя» новое ремесло, старались как можно скорее им овладеть, чтобы не выгнали с работы. Пальцы огрубели, стали непослушными. Кроме того, после двенадцати часов тяжелого труда трудно удержать скрипку в руках, да и не очень хочется. А кто и хотел бы — не имеет инструмента: либо, идя в гетто, не взял с собой, либо давно выменял на хлеб.
Но, очевидно, чем больше трудностей, тем больше энтузиазма. Оркестр все-таки кое-как собрали. Ноты Дурмашкин получает через добрых людей из филармонии. Сейчас оркестр готовит вместе с хором Девятую симфонию Бетховена. Оказывается, текст четвертой части симфонии — ода Шиллера «К радости». Мне перевели ее содержание. Там говорится, что все люди — братья. Конечно… Только жаль, что гитлеровцы так не считают…
* * *
Сегодняшний день мог быть последним в моей жизни. А утром я ничего не подозревала, вышла на работу как обычно. И днем ничего не предчувствовала. Наоборот, даже была в хорошем настроении, что удалось обменять на муку мамину блузку.Насыпав муку в специальный простеганный «корсет», ждала вечера, когда надену его под платье, затянусь пояском, чтобы не выглядеть слишком полной, и так, «поправившись», вернусь в гетто.
Когда мы шли с работы, какой-то прохожий буркнул, чтобы мы дальше не шли — возле гетто неспокойно.
Мы растерялись. Что делать? Куда деваться? И что происходит в гетто? Неужели акция? Бригадир велит идти, потому что наше замешательство может вызвать подозрение.
Мы еле-еле двигаемся вперед. Одни советуют вернуться обратно на работу. Другие уверяют, что это равносильно самоубийству — вечер, а мы идем в обратном направлении.
Еще один прохожий предупредил, чтобы мы не шли: у ворот усиленно обыскивают.
Значит, Мурер. Те, кто ничего не несет, успокоились. Другие стараются тут же, на ходу, незаметно выбросить из карманов по одной картофелине. А куда мне деть свою муку? Я ее даже снять не могу.
Гетто уже совсем близко… Надо немедленно что-то предпринять, иначе уже будет слишком поздно… Когда повезут в Понары, буду мучительно жалеть, что упустила этот момент.
Гита попросила сорвать с ее спины звезду, она не пойдет в гетто. Я тоже не пойду… Вслед за нею шагнула на тротуар. Страшно… Гита взяла меня под руку и ускорила шаг. Прошли совсем немного — и уже Каунасская улица. Там опасно: много прохожих. Вернулись назад. Через какой-то проход повернули на Большую Стефановскую улицу. Но она такая же короткая — мы опять у Каунасской. Поворачиваем назад. Издали видно гетто. У ворот все еще очередь…
Снова сделали тот же круг. Но сколько можно так ходить? Если кто-нибудь заметит, сразу поймет. Мы пересекли Каунасскую улицу и пошли по каким-то незнакомым улочкам.
Стемнело. Скоро уже, наверно, вообще не будут впускать в гетто. Может, все бригады уже вернулись, и мы не сможем пробраться? Надо идти…
Насколько расстояние позволяет видеть, у ворот все еще много народа, но, кажется, уже спокойнее. Приближаемся и мы. Хотим юркнуть в проходящую мимо бригаду, но нас не пускают, не хотят рисковать жизнью. Пока объясняемся, шагая рядом, одной ногой по тротуару, другой по мостовой, совсем приближаемся к гетто. Гита дергает меня за рукав, заходит на тротуар, и мы как ни в чем не бывало шагаем мимо гетто.
Снова плетемся по темным улочкам. Окна замаскированы, идем почти ощупью. Покружившись, выходим на улицу Пилимо. Издали по мостовой приближается толпа. Наверно, какая-нибудь бригада наших. Гита шепчет, что теперь уже во чтобы то ни стало надо войти в гетто. Иначе рискуем остаться здесь на всю ночь, а это значит — попасть в Лукишкскую тюрьму.
Как только бригада приблизилась, мы юркнули. Здесь люди оказались более дружелюбными. Некоторые позлились, поворчали, что мы «отчаянные девчонки», но, узнав причину такого нашего злоключения, спрятали нас в самую середину и обещали заслонить от геттовских полицейских. Один у ворот даже положил мне на плечо руку, чтобы не видно было, что я без звезды.
Мурера у ворот действительно нет. Зато трудятся полицейские. Забрали спасенную с таким трудом муку…
Мама не очень переживает: «Хорошо, Маша, что ты хоть жива осталась». Она думала, что я уже не вернусь.
Только теперь я узнала, что тут творилось. Оказывается, под вечер, как раз в самую пору возвращения с работы, к воротам неожиданно подъехал Мурер. Влетел прямо в угловой магазинчик, куда складываются отбираемые продукты. Взглянув, что конфисковано, вылетел назад и избил нескольких геттовских полицейских. Кричал, что они плохо ищут. Грозил, что их самих отправит в Понары. Но прибежал Генс, велел провинившихся полицейских угнать в геттовскую тюрьму и этим спас их от угроз Мурера.
В гетто поднялась страшная паника. Все испуганы, растеряны. Одну за другой в геттовскую тюрьму отводят группы «нарушителей». Женщины, увидев среди задержанных своих мужей и братьев, рыдают, кричат, проклинают. Всех испугала угроза Мурера, что он не потерпит игнорирования своих приказов. Он запретил вносить в гетто продукты, а «verdammte Juden» («проклятые евреи») его не слушаются. Чтобы проучить всех, будет расстреляно сто спекулянтов!
Оказывается, ночью часть задержанных все-таки выпустили. Расстреляли десять женщин, работавших в Новой Вильне и попавших в руки самого Мурера. Их увезли. Старший конвоир даже расписался, что принял их от начальника геттовской тюрьмы и отвечает за их доставку в Понары…
Вот и ноябрь. Холодно. Скоро зима. Выдержим ли мы, если даже не будет акций?
Читайте также

Торжественные мероприятия на День Победы в Москве
Наука
9 мая на Красной площади прошел парад в честь 80-й годовщины в Великой Отечественной войне.

Образное мышление: русская иконопись в заграничных коллекциях
Наука
Первые ростки интереса к русской иконе как к объекту коллекционирования появились на Западе в начале XIX века на волне эстетики романтизма, увлечения византийским искусством, частью которого закономерно рассматривали и древнерусскую живопись. В 1814 году Гете обратился к царскому правительству с просьбой предоставить ему информацию об иконах Суздаля и прислать несколько образцов. Возможно, интерес Гете был вызван покупкой произведений для собрания герцога Карла-Августа

Вучич рассказал, что дал слово Путину приехать на парад Победы
Наука
Президент Сербии Александр Вучич заявил, что его участие в праздничных мероприятиях в Москве, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, обусловлено в том числе тем, что он дал слово президенту России Владимиру Путину. Об этом Вучич рассказал в интервью журналисту ВГТРК Павлу Зарубину, соответствующая запись размещена в его телеграм-канале. «Я дал слово президенту Путину, что я буду здесь сегодня, и я выполнил, что я сказал. Но я думаю, что организованный разговор с президентом
Комментарии (0)