Гибридный интеллект: как диптех-стартап Neiry «улучшает» мозг животных и людей

В противоположном углу стоит морозильный ларь. Панов открывает его на пару секунд, чтобы показать головы коров. В соседней операционной специалисты Neiry учатся на них вживлять чип в мозг и потом, уже на ферме, делают это за 12 минут. Операционная переносная — это несколько инструментальных ящиков с оборудованием, технологической оснасткой и портативными нейростимуляторами, которые крепятся на затылке у коровы. «У нас четыре хирургических кабинета. Операции идут практически каждый будний день, иногда по выходным», — говорит Панов.
Кавалерийский наскок
Первые 20 минут интервью он рассказывает о будущем Neiry. В разговорах с предпринимателями обычно этим все заканчивается, но для Панова самое интересное — только впереди. План работы компании расписан до 2035 года. Чтобы вспомнить, как и с чего начинался его стартап, приходится совершать усилие.К 2017 году выручка маркетинговой группы Панова «КБ-12», которую он основал с партнером Игорем Максимовым, достигла почти 440 млн рублей, а прибыль — 87 млн рублей, следует из СПАРК.
Однажды компания запускала спутник вместе с инженерами Политеха. Деньги на это собирали с помощью платформы Boomstarter, дополнительно спонсором выступил «Рокетбанк». Его клиенты получали повышенный кешбэк, когда спутник пролетал над их регионом. Стоя на Байконуре, Панов захотел заниматься космосом, но его возможности тогда не соответствовали масштабу индустрии. Он задумался над альтернативой: «Что может быть интереснее космоса? Только мозг».
С какого момента отсчитывать историю Neiry, Панову из опенспейса подсказывает первый нанятый им инженер Алексей Халезов, который участвовал в запуске спутника. Он вышел на работу 28 мая 2018 года.
С тех пор у компании появилось больше 50 продуктов. Но самого первого среди действующих нет — VR-шлема с электродами. Устройство теперь красуется как артефакт на верхней полке в кабинете Панова. На шлеме надпись Impulse Neiry — прежнее название стартапа. Предприниматель хотел тогда создать новый опыт в играх — чтобы ими можно было управлять «силой мысли». Так компания собирала бы данные для развития интерфейса «мозг-компьютер». Neiry готовился к запуску своих зон в парках развлечений в Китае, но из-за пандемии проект пришлось свернуть.
Команда переключилась на сферу образования и перенесла школьные уроки и тесты в VR-среду. Рынок оказался небольшой, продукт тоже свернули. К этому моменту Панов вложил в стартап 60 млн рублей.
«Мой подход влезания в новый бизнес — это такой кавалерийский наскок, когда ты быстро погружаешься в тему, но по дороге тратишь кучу денег. Это экстернат на ошибках с огромной скоростью», — признается предприниматель.
Диалог на 541 млн рублей
Одним из консультантов Панова была Наталия Галкина, основательница исследовательской компании «Нейротренд». Он к ней обращался, когда разрабатывал игры. Галкина также входит в рабочую группу Национальной технологической инициативы (НТИ) по рынку «Нейронет». Она познакомила предпринимателя с менеджером фонда НТИ. Между ними состоялся примерно такой диалог, вспоминает Панов:— Александр, вы чем занимаетесь?
— Нейротехнологиями.
— А за чьи деньги?
— За свои. Других у меня никогда не было.
— Что же вы за свои деньги этим занимаетесь! Тратите их, и нам KPI не даете выполнить. Сколько вам нужно, чтобы все пошло активнее?
— Ну, 50 млн рублей.
— Подумайте, пожалуйста, еще раз.
— 100 млн рублей.
— Скажу вам по секрету: меньше 150 не бывает.
— 150 млн рублей!
— Да не хватит вам 150!
Так в 2021 году стартап привлек 541 млн рублей от фонда НТИ и частных инвесторов. Участие последних (33,3% суммы) — обязательное условие. Ими выступили знакомые и друзья Панова: многие давали деньги, не прося доли, признается предприниматель. Государственные инвестиции он привлек, так как понимал, что на развитие нейротехнологий нужно столько, сколько никто из частных фондов не даст, тем более на посевной стадии. «Чем дальше в лес диптеха, тем больше убеждаюсь, что это было правильное решение», — говорит предприниматель.
Куратором проекта в рамках программы НТИ стала Наталия Галкина. «Чтобы рынок сформировался, на нем должно быть много компаний. Поэтому я поддержала Сашин проект, хотя мне говорили, что он может стать моим конкурентом», — поясняет она.
Одна технология, разные продукты
В поисках новой ниши Neiry остановился на ментальном здоровье и в 2021 году разработал прототипы двух гарнитур под названием Mind Tracker — повязки на голову и наушников. Они позволяют отслеживать психологическое состояние по биоэлектрической активности мозга. Параметры (среди них, например, фокус, покой и напряжение) отображаются в пользовательском приложении.Продажи запустили в конце 2022 года в специальном Telegram-боте. Устройства стоили около 30 000 рублей. За полгода они принесли $300 000 от пользователей из 19 стран. По итогам 2023 года компания продала больше 1000 девайсов. Выручка ООО «Нейри» в 2023 году составила 128 млн рублей, убыток — 32 млн рублей, следует из СПАРК.
Та же повязка, только с другой программой, помогает определять профессиональную предрасположенность человека. Продукт называется «Брейни». Его используют центры занятости и образовательные учреждения в 15 регионах, в том числе в Москве, заявляет Панов. Компания зарабатывает на лицензии на ПО и самом оборудовании.
Neiry продает гарнитуры и без готовой программы. Ее может написать клиент, используя предложенный пакет для разработки ПО и API (программный интерфейс), который дает доступ к физиологическим данным устройств. По словам Панова, девайсы закупают в том числе партнеры из Индии для научных исследований. «Они берут «голое» устройство и сами пишут для него софт», — поясняет он.
Предприниматель считает, что компания должна развиваться динамично и хеджировать риски. Поэтому продуктовые направления в Neiry разрабатываются параллельно: пока идет один трек, запускается другой.
Эрудированная крыса
В апреле 2024 года Neiry представила прототип наушников-вкладышей для стимуляции блуждающего нерва StimX. Методологию для него команда разработала вместе с Научным центром неврологии. «Люди лучше спят, у них лучше настроение, меньше тревоги», — говорит Панов об эффекте устройства по итогам исследований.Летом того же года компания привлекла 300 млн рублей от фонда «Восход» и группы частных инвесторов. Партнер фонда Артур Мартиросов следил за Neiry c 2019 года. Он заинтересовался проектом, когда команда разработала первые продукты и начала их продавать. Панов поделился с ним планами выхода на рынок инвазивных технологий — фонду стратегия оказалась близка. На решение об инвестировании повлияла и личность основателя. «Он действительно визионер, с одной стороны, а с другой — ориентирован на результат», — говорит Мартиросов.
На привлеченные деньги Neiry в том числе доработал наушники-вкладыши. Их продажи начнутся в конце 2025 года.
Один из ярких экспериментов стартапа был с той самой Пифией. Команда Neiry совместно с учеными МГУ подключила мозг крысы к искусственному интеллекту (ИИ), который подсказывал ей ответ через стимуляцию определенных зон мозга. Крыса понимала, когда нажать «Да», когда — «Нет», и правильно ответила на сотни вопросов по истории, физике, математике и другим предметам.
Эксперимент для научного сообщества понятный и простой, его задача — проверить качество работы созданных командой Neiry электродов и электроники, объяснял руководитель лаборатории разработки инвазивных нейроинтерфейсов Института искусственного интеллекта МГУ Василий Попков. «Если коротко: нам нужно отработать в гибридном интеллекте все сетапы (связку разработанных технологий. — Forbes) по взаимодействию мозга и компьютера», — резюмирует Панов. Этот эксперимент — часть большого проекта по исследованию работы мозга через его взаимодействие с ИИ, добавляет он.
Купить, чтобы нанять
В 2025 году Neiry привлек еще 500 млн рублей от «СПЭК Инвестмент», «Мира ай кэпитал» и Российской венчурной компании (находится под управлением РФПИ), следует из информации, заявленной на сайте компании. Часть денег, 150 млн рублей, вложили физлица через платформу «ВТБ Регистратор», последний сбор в рамках раунда закрылся в марте 2025 года.Деньги пошли в том числе на покупку конкурентов. За последний год Neiry приобрел 50,1% производителя медоборудования «Нейротех» и 88,4% компании «Нейротренд». Сумма сделок не раскрывается.
После этого Neiry превратился в группу, а его продуктовый портфель пополнили еще 40 решений. Эти две сделки Панов объясняет термином acqui-hiring (слияние английских слов acquisition — приобретение и hiring — наем): компания так привлекает сильных лидеров и экспертов, чтобы вместе с ними запускать новые, более масштабные проекты.
Идея создать холдинг появилась во время одной из стратегических сессий с фондом «Восход». «Мы сделали вертикально интегрированную компанию», — говорит Мартиросов. Это в том числе удешевит производство устройств.
По итогам 2024 года выручка группы компаний Neiry, по собственным данным, составила 481 млн рублей (отчетность есть в распоряжении Forbes). В нее включены также показатели компаний «Нейротех» и «Нейротренд».
Четверть доходов группы формируют повязка на голову и наушники Mind Tracker. Их покупают конечные пользователи и компании для разработки собственных продуктов. Значительная часть продаж девайсов Neiry приходится на CШA, замечает Панов. Туда они поставляются под другим брендом — таких для работы за рубежом у компании несколько. «Они прячут наши уши», — объясняет предприниматель. Подробностями он не делится.
Оставшаяся выручка — продажи медоборудования. Его покупают частные и государственные клиники, а также министерства.
В наращивании выручки в том числе за счет приобретения других компаний Панов не видит ничего зазорного: зачем конкурировать, если можно развиваться в партнерстве?
Как объясняет основатель «Нейротеха» Вадим Сахаров, в стратегии его компании две цели: занять половину российского рынка медоборудования в сфере нейротехнологий и достичь узнаваемости на мировом. Без административной и частично финансовой поддержки эти планы утопичны. «Партнерство с Neiry позволяет надеяться на такую поддержку», — говорит Сахаров. После присоединения «Нейротех» смогла заняться инвазивными технологиями. «Это высший пилотаж в неврологии и нейрохирургии», — подчеркивает партнер Панова.
Личность Панова тоже сыграла свою роль. «Саша своей активностью замотивировал ощутить себя снова молодым», — признается 52-летний Сахаров. Партнеры сошлись в амбициях, энергии и способности добиваться результата — это, по словам основателя «Нейротеха», повышает шансы на общий успех.
«Я была с самого начала уверена, что по одному, маленькими стартапами, нам будет крайне трудно выжить», — говорит основательница «Нейротренда» Наталия Галкина. У зарождающегося рынка должен быть драйвер — им, по ее словам, стал Панов «со своей энергией и неординарностью».
В этом году команда «Нейротренда» также приступила к созданию упрощенной нейролаборатории. Это ай-трекеры (отслеживают движения глаз), нейрогарнитуры и биобраслеты, которыми смогут воспользоваться другие компании для собственных исследований.
Согласно отчету центра «Технологии возможностей», объем российского рынка нейротехнологий в 2024 году достиг 144,8 млрд рублей. К 2030 году он вырастет до 500 млрд рублей.
Дьявол в деталях
В субботу, 27 сентября, у входа в здание, в котором находится офис Neiry, расположился загон с двумя чипированными коровами. Руководитель продуктового дивизиона «Сельское хозяйство» Александр Бубенок рассказывает группе людей, собравшихся на день открытых дверей, об одном из последних продуктов компании — «Нейророгах». Это нейроимпланты для коров, которые позволяют увеличивать надои за счет стимуляции определенных зон их мозга.Идею продукта подсказали топ-менеджеры одного из крупных агрохолдингов, когда Панов рассказывал им про эксперименты Neiry. «Они сидят и говорят: «У нас коровы не едят по команде, а вы тут какой-то фигней занимаетесь: крысы у вас на кнопки нажимают. Можно сделать так, чтобы корова пошла и поела?» — вспоминает предприниматель. Сейчас этот агрохолдинг — один из заказчиков «нейророгов». Его название Панов не раскрывает.
Инвестором проекта выступила компания «Мира ай капитал», ее руководитель — бывший директор департамента развития информационных технологий Yota Алексей Мариза. Она — основной заказчик нейроимплантов.
Коммерчески сельхознаправление наиболее перспективное, считает Панов. «Только по молоку это десятки, а может, и сотни миллиардов рублей. Это вообще другое кино», — подчеркивает он. По его словам, у Neiry предзаказов от российских компаний на 100 000 коров — больше, чем команда в состоянии выполнить.
Первые пилоты покажут эффективность решения. Neiry ожидает, что количество молока от коров с имплантами увеличится на 25%. Точные данные появятся после того, как пройдут первые лактационные периоды, говорят в компании.
Цель на следующий год — 6666 операций. На вопрос, почему именно такая цифра, у Панова два ответа. Первый, серьезный: «Просто в финмодели так случайно получилось». Второй — шуточный: «Как сказали мои друзья, чтобы никто не сомневался, что нами управляет дьявол».
Применять агроимпланты можно будет не ранее чем через 15 лет, считает Андрей Недужко, гендиректор агрохолдинга «Степь», который входит в топ-4 производителей молока в России. По его словам, технология несет риски для здоровья животного и экономически невыгодна. Увеличивать надои можно с помощью улучшенного питания, селекции, а также отслеживая продуктивность и здоровье коров через цифровые системы. Эти способы доказали свою эффективность и безопасны, заключает Недужко.
Человек, улучшенный юмором
Среди всех российских компаний наибольшую симпатию у Панова вызывает «Росатом». «Они занимаются всем, что связано с атомом. А мы хотим быть «Роснейри», — проводит аналогию предприниматель.В следующем году Neiry собирается привлечь еще 1 млрд рублей, в том числе на развитие новых направлений на базе технологии нейростимуляции. Это умные животные, способные выполнять более сложные задачи, и лечение неврологических заболеваний и психических расстройств. Летом компания представила собственные пленочные электроды тоньше человеческого волоса — их используют в том числе для нейростимуляции.
Этот год группа, по собственному прогнозу, завершит с выручкой 700 млн рублей. Точку безубыточности по EBITDA компания планирует пройти в 2026 году. Еще через два — IPO.
По словам партнера инвесткомпании Kama Flow Евгения Борисова, Neiry удалось выйти за рамки лабораторий, показать реальные продукты и продажи и сопроводить это «красивыми планами на IPO», поэтому инвесторы готовы в него вкладываться. Однако большая часть цифр — собственные заявления компании без независимой верификации. К тому же у нее большой разброс в направлениях, от B2C-устройств до агроимплантов. У экспертов это вызывает скепсис с точки зрения экономической целесообразности и безопасности. «Компания умеет блестяще рассказывать о будущем, но сможет ли его реализовать — вопрос», — резюмирует Борисов.
В области неинвазивных нейроинтерфейсов Neiry достигла «отличных результатов» и имеет несколько оригинальных продуктов, говорит главный инженер-исследователь производителя медоборудования «Нейрософт» Алексей Иванов. Что касается инвазивных решений, то общество пока «не доросло» до них из-за их сложности, хотя в лечении неврологических заболеваний они уже показали свою эффективность, продолжает эксперт. Есть шанс, что энергия и компетенции компании Neiry позволят продвинуть эту технологию дальше, заключает он.
Просто развивать нейротехнологии недостаточно, говорит Панов. Необходимо еще подготавливать этическую почву для них, поэтому в команде Neiry есть философ. В конце 2024 года компания сформулировала принципы нейроэтики. Среди них — безопасность как базовый приоритет, уважение прав и свобод человека, ответственность сторон, подразумевающая страхование рисков, и развитие отрасли как значимой для общества. «У нас есть, если что, благословение РПЦ по некоторым проектам. Мы со всех сторон работаем», — добавляет Панов.
Neiry планирует улучшать и человека. Следующий технологический прорыв случится именно в этом направлении, считает Панов. «Усиление мозга с помощью ИИ — это выход на следующую эволюционную ступень. Вот мы были Homo sapiens, а станем Homo superior, человеком улучшенным», — поясняет он.
Чтобы во всем этом разбираться, Панов учится. Раз в неделю у него математика, два раза в неделю — нейрофизиология. До этого он прошел курс по психиатрии. Английский тоже дважды в неделю — он нужен для общения с иностранными партнерами. В 2026 году компания собирается запускать производство медоборудования в Индии.
Какая у Панова цель вдолгую? «Поработить мир, разумеется», — смеется основатель Neiry. На стене за его спиной надпись: «Героизм нужен в тяжелые времена, но мы живем в эпоху отчаяния. Тут спасает только чувство юмора».
Читайте также

«Яндекс» запустил новую программу поддержки предпринимателей
Наука
«Яндекс» запустил новую программу поддержки предпринимателей, которая рассчитана на компании, только начинающие развивать свои бизнесы и нуждающиеся в поддержке продвижения. Она стартует 14 октября, сообщила Forbes пресс-служба «Яндекса». Программа включает в себя пакет возможностей для развития бизнеса, отмечается в релизе. Речь идет, в частности, об увеличении рекламного бюджета от «Яндекс Рекламы» до трех раз, специальных стартовых условиях от сервисов «Яндекса» и партнерских предложениях

Разговоры об обмене: как брокеры пытаются разморозить активы россиян за рубежом
Наука
Косвенные признаки В конце прошлой недели инвесторов взбудоражила новость о том, что брокеры начали предлагать своим клиентам обмен заблокированных иностранных активов. Все началось с сообщения одного из участников чата Telegram-канала «Новости разблокировки ИЦБ». Инвестор писал, что ему пришло такое предложение от брокера «КИТ Финанс». В качестве доказательства он приложил скриншоты дополнительного соглашения к договору о брокерском обслуживании. В нем в числе полномочий брокеру разрешено
Комментарии (0)