Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Наука » Новая валюта: как компании смогут зарабатывать на глобальном рынке углеродных единиц


Новая валюта: как компании смогут зарабатывать на глобальном рынке углеродных единиц

27 декабрь 2025, Суббота
0
0
Новая валюта: как компании смогут зарабатывать на глобальном рынке углеродных единиц
Представьте ситуацию. Российская авиакомпания выполняет международный рейс: самолет взлетает из Москвы и берет курс куда-то на Ближний Восток или в Азию. Но вместе с каждым пассажиром на борт незримо садится еще один «попутчик» — углеродный след, и совсем скоро за него придется заплатить самой авиакомпании. 
С 2027 года вступает в силу международный механизм CORSIA: все выбросы сверх уровня 2019 года авиакомпаниям придется компенсировать. Для нашего гипотетического перевозчика это 1 млн т СО₂ в год. Компании придется покупать углеродные кредиты (их также назвают единицами или офсетами. — Forbes) — сертификаты, подтверждающие сокращение выбросов парниковых газов в ходе климатических проектов (например, по высадке леса или обводнению торфяников). Причем, вероятно, покупать за рубежом, ибо пока в России таких офсетов нет — а те, что есть, международную верификацию не проходили. Сегодня один офсет обойдется в $20 за тонну, к 2030-му — уже в $30–40.
Арифметика беспощадна: это $30–40 млн дополнительных расходов ежегодно, а в масштабах всей отрасли речь о десятках миллиардов рублей. Эти издержки неизбежно отразятся на стоимости авиабилетов и ударят по общей конкурентоспособности российских авиакомпаний, и без того переживающих не лучшие времена уже лет пять.
Но есть и другой путь. Если бы та же авиакомпания инвестировала в лесоклиматический проект по поглощению углерода сейчас, она могла бы приобрести углеродные кредиты существенно дешевле, скажем, за $15–20. Покупка квартиры на фундаменте всегда дешевле, чем с отделкой в готовом доме. Разница в $15–20 млн в год позволит существенно сократить затраты и повысить шансы на рынке. CORSIA — не единственная, пусть и одна из самых ярких, примета большого сдвига в мировой экономике.
Углерод, точнее, его сокращение становится новой валютой.
Тот, кто сможет производить этот актив — доказуемо сокращать или поглощать выбросы, — сможет заработать. Тот же, кто будет выжидать до последнего, заплатит больше. Дешевых углеродных кредитов на спотовом рынке к моменту вступления в силу обязательств не будет, почти все офсеты для CORSIA уже сейчас предоплачены инвесторами и авиакомпаниями.
В 2024 году мировая экономика прошла знаковый рубеж. По данным Всемирного банка, совокупные поступления государств от углеродного ценообразования впервые превысили $100 млрд. Но старт «углеродной экономике» дали еще 30 лет назад. В 1992 году более 150 стран подписали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, заложив основу для архитектуры углеродного регулирования. 1997 год — Киотский протокол впервые в истории установил для государств обязательные количественные цели по сокращению парниковых газов. Так в начале нулевых CO₂ стал товаром: государства, сократившие выбросы сверх нормы, могли продавать другим странам «лишние» тонны углерода в форме специальных финансовых инструментов. Это создало экономические стимулы для снижения выбросов.
Киото вступило в силу в 2005 году, и следом стали появляться обязательные углеродные рынки — когда государство устанавливает лимит на выбросы парниковых газов для бизнеса и распределяет квоты на выброс для крупных предприятий и отраслей. Компании обязаны соблюдать их: кто выбросил меньше — может продать излишек, кто превысил — купить или же заплатить определенную сумму в казну в виде штрафа.
Самая известная система — европейская EU ETS. Она задает мировую планку: сегодня тонна углерода там стоит €70–75. Чтобы защитить свой рынок от «углеродных утечек» — когда производство уходит в страны без углеродных «правил», — ЕС запускает CBAM. Это механизм трансграничных платежей за ввоз высокоуглеродной продукции, напрямую привязанный к ценам ETS. По сути, углеродный налог на импорт. Так выглядит первый тип регулирования.
Второй тип — добровольные углеродные рынки, появившиеся примерно в то же время по инициативе частных структур. Здесь нет обязанности покупать кредиты, однако компании делают это исходя из своих ESG-целей. Среди покупателей едва ли не весь международный бизнес, от Coca-Cola до Shell. К слову, Microsoft законтрактовал уже более 25 млн высококачественных офсетов и не собирается на этом останавливаться.
Цена на офсеты варьируется от $3–4 до $100 и более в зависимости от качества климатического проекта, в результате которого они и появились. Хотя в последние годы реноме добровольных механизмов оказалось подмочено: как показали исследования, значительная часть всех углеродных кредитов в той или иной степени «мусорные» — проекты, их породившие, не ведут к реальным сокращениям выбросов. Сегодня главный фокус — качество. За проекты с проверенным эффектом готовы платить вдвое больше обычного.
Третий уровень — международные механизмы. В Парижском соглашении (пришло на смену Киотскому протоколу и было заключено в 2015 году. — Forbes) предлагается новая архитектура глобальной торговли углеродом. Статья 6.2 соглашения позволяет странам напрямую засчитывать сокращения выбросов друг другу:  например, Швейцария финансирует проекты в Перу и получает зачет. Тут торговля уже идет.
Статья же 6.4 предполагает создание единого рынка под эгидой ООН — «глобального клирингового центра углерода», который должен заменить Киото и объединить государства и бизнес в единую систему. В фокусе — жесткая проверка, что каждый проект реально сокращает выбросы, а один и тот же офсет не используется дважды (как бывает сейчас).
Минус один — рынок по статье 6.4 только в проекте. Хотя и сулит серьезные финансовые поступления: он может достичь $250 млрд к 2030 году и впоследствии продолжить рост. Мировой бизнес весьма воодушевлен этой перспективой: как полагают аналитики, рынок по статье 6 достигнет $167 млрд к 2030 году. Российским компаниям по силам занять 10–15% будущего глобального углеродного рынка, то есть до $25 млрд — а это сравнимо с годовой экспортной выручкой всего отечественного химпрома. Не нефтегаз, конечно, но серьезные деньги.
Однако, чтобы этот сладкий сон промышленников стал явью, предстоит огромная работа. Но об этом ниже. Действует ли в России какая-либо система углеродного регулирования? Действует — ее можно назвать смешанной. Она сочетает обязательные элементы — крупные эмитенты должны ежегодно сдавать отчетность государству под угрозой штрафов — и добровольный формат в виде реестра углеродных единиц (РУЕ). Амбициозной ее пока не назовешь: стимулы к сокращению углеродного следа продукции для бизнеса минимальны, а по добровольному сегменту цифры говорят сами за себя. Из 34,3 млн выпущенных углеродных кредитов зачтено всего 154 000 — меньше 1%. Ликвидности нет.
По сути, единственная рабочая площадка — Сахалинский климатический эксперимент, где стоимость УЕ колеблется от 1000 до 1050 рублей за офсет, а штраф за превышение квоты установлен всего в 1000 рублей за тонну — слабый инструмент декарбонизации в сравнении с зарубежными практиками. Европейский штраф за невыполнение квоты составляет €100 за 1 т СО2, в Китае — 5–10-кратный размер от рыночной стоимости квоты, то есть от $75 до $150 за 1 т СО2. Не тысяча рублей.
Проекты в российском реестре заметно отличаются от мировой практики по типам и методологиям. Это главный барьер: пока такой разрыв сохраняется, признание РУЕ в международных системах — например, в CORSIA — под вопросом. В таких условиях качественные единицы из российского реестра экономически оправданы только при продаже за границу, что в теории возможно, но де-факто без международного признания реестра... Замкнутый круг. Ключевым драйвером повышения ликвидности РУЕ должно стать ужесточение углеродного регулирования в России.
По большому счету, вопрос не в том, нужно ли, а в том, когда. Перспектива 2030 года, обсуждаемая на уровне правительства, выглядит вполне реальной. Иначе Россия рискует оказаться за пределами нового сектора глобальной экономики — и расплатиться снижением конкурентоспособности на долгие годы вперед.
Риск №1: выпасть за борт международной торговли. Уже в 2026 году ЕС запускает CBAM — трансграничный механизм, обязывающий платить за углеродный след ввозимой продукции. CBAM долго считался главным вызовом, особенно для российских металлургов и нефтехимиков, но ситуация изменилась: углеродное регулирование становится глобальным. Китай развивает национальную систему торговли выбросами, которая расширится в 33 раза к 2030 году, по данным Всемирного экономического форума.
Как следствие, Поднебесная может ввести собственный аналог CBAM, так как будет вынуждена реагировать на политику ЕС и снижать углеродный след импорта. Индия, Турция, Казахстан, Вьетнам, Южная Корея и другие партнеры России идут той же дорогой. Логика здесь такова: страны, которые уже ввели плату за выбросы углерода для собственной промышленности, будут стремиться снизить углеродный след импортируемой продукции, чтобы не поставить свой бизнес в заведомо невыгодные условия. Разумно, что страны-экспортеры смогут использовать офсеты для снижения платы, по крайней мере частично. Девелопмент качественных климатических проектов поможет хотя бы отчасти снизить издержки бизнеса и позволит России встроиться в мировую архитектуру углеродных рынков.
Риск №2: рост издержек из-за системы CORSIA. С 2027 года вступает в полную силу система CORSIA, и авиакомпании по всему миру обязаны будут компенсировать выбросы от полетов. Одному только «Аэрофлоту» может понадобиться миллион углеродных кредитов ежегодно. Казалось бы, вот он, шанс запустить российский углеродный рынок! Не тут-то было: РУЕ пока не аккредитован в CORSIA. Для международного признания РУЕ необходимо провести его капитальную доработку.
Другой вариант — закупать углеродные кредиты CORSIA на спотовых рынках, но это риск: ожидается колоссальный дефицит, спрос может превысить предложение в 9–10 раз, а цены углеродных кредитов взлетят от нынешних $20 до $96,5, по моделям Bloomberg.
Есть и обратная сторона: рынок CORSIA-офсетов к 2030 году будет исчисляться миллиардами долларов. Для России это шанс — при условии доработки стандартов и признания РУЕ. Хотя гипотетически и глобальные углеродные реестры могут прийти в Россию для регистрации проектов высокого качества.
Риск №3: остатья за пределами углеродных рынков по Парижскому соглашению. Помимо трансграничных механизмов и отраслевых систем, все большую роль начинает играть статья 6 Парижского соглашения.
Статья 6.2 — это сделки «правительство с правительством»: страны напрямую засчитывают друг другу сокращения выбросов. Таких соглашений уже больше сотни: ЕС, например, планирует закупить до 460 млн т CO₂ к 2040-му. Китай ждет дефицита в 300 млн т CO₂ ежегодно к 2030-му. Китайским компаниям точно понадобятся международные углеродные кредиты — и это выглядит как окно возможностей для российского бизнеса.
Статья 6.4 — это будущий глобальный рынок углерода под эгидой ООН, где смогут независимо работать и государства, и компании. Он находится в разработке, но должен стать единым мировым стандартом торговли углеродными кредитами.
Россия пока в стороне: в списке 113 стран, уже заявивших о готовности участвовать в механизме 6.4, ее нет. Это значит, что без шагов навстречу международным правилам есть нешуточный риск потерять доступ к крупнейшему сегменту углеродной экономики, «новому Шелковому пути». Основные внешние механизмы, стимулирующие углеродный рынок в России, вступят в действие с 2026 по 2030 год.
Спрос на качественные углеродные кредиты к 2030 году в мире будет исчисляться миллионами ежегодно, а инвесторы уже сейчас заключают долгосрочные соглашения для поставок офсетов на годы вперед. Большая их часть сосредоточена в сегменте высококачественных природно-климатических проектов. С января по июнь 2025 года компании законтрактовали поставки более 100 млн кредитов (офтейк), около 50% из которых — от природно-климатических проектов. И если с природно-географическими условиями России повезло (страна находится на первом месте по площади леса), то в части качества таких проектов есть куда стремиться. Нужны проекты, прошедшие верификацию на международном уровне, с высоким качеством методологий и прозрачностью данных. На их подготовку нужно не меньше 3–5 лет.
Если у России есть планы превратить свои природные активы в конкурентный товар — государству, инвесторам и бизнесу пора действовать сегодня. Цена упущенного времени будет только расти.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.
Читайте также
ГТЛК допустила IPO своего железнодорожного бизнеса в 2026-2027 годах
ГТЛК допустила IPO своего железнодорожного бизнеса в 2026-2027 годах
Наука
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может провести IPO своего железнодорожного бизнеса на горизонте 1-2 лет — в зависимости от рыночных условий, сообщил РБК первый заместитель гендиректора ГТЛК Михаил Кадочников. По его словам, организация оценивала возможность провести IPO одного из сегментов бизнеса. «У нас это железная дорога, железнодорожный бизнес ГТЛК, особенно его часть операционной аренды. Она могла бы иметь акционерную ценность и инвестиционную привлекательность
Warner Bros, ИИ-эйфория и риски-2026: главные события мировых рынков
Warner Bros, ИИ-эйфория и риски-2026: главные события мировых рынков
Наука
Битва за Warner Bros. В декабре вокруг Warner Bros. Discovery развернулась борьба, которая на самом деле оказалась спором не о цене, а о будущем всей медиаиндустрии: Netflix предложил выкупить ключевые студийные активы, тогда как Paramount Skydance сделал ставку на поглощение всей корпорации целиком. За цифрами в $83 млрд и $108 млрд скрывается выбор между «цифровой» моделью стриминговой платформы и тяжеловесной медиасистемой с телеканалами, спортом и долгами. О том, какая модель выживания
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив