5 шагов к успеху: как «Формула-1» превратилась в многомиллиардную индустрию


1950 год. Рождение «Формулы-1»
13 мая 1950 года, за два часа 13 минут и несколько десятых долей секунды, Джузеппе «Нино» Фарина из «Альфа Ромео» вошел в историю. Итальянец выиграл Гран-при Великобритании — это была первая гонка в рамках недавно созданного «Чемпионата среди пилотов». Сегодня это соревнование известно всем под брендом «Формулы-1».. На самом деле, гонки «Формулы-1», соответствующие действующему техническому регламенту, проводились еще до того, как был организован официальный чемпионат мира. Однако появление в 1949 году чемпионата мира по мотогонкам (сейчас MotoGP) побудило заинтересованные стороны организовать аналогичные соревнования на четырехколесных автомобилях.. С 1950-х годов 76 трасс по всему миру принимали одну из этих знаменитых гонок. В 1953-м в Аргентине прошел первый Гран-при чемпионата за пределами Европы. На Ближний Восток — регион, который сейчас невероятно выгоден для «Формулы-1» — серия начала ездить только с 2004 года, когда свои двери для пилотов открыл Бахрейн. Четыре сегодняшние гонки (в Бахрейне, Саудовской Аравии, Катаре и Абу-Даби) являются одними из самых прибыльных событий в календаре, а принадлежащие Саудовской Аравии компании Aramco и Qatar Airways входят в число крупнейших спонсоров «Формулы-1».
1968 год. Эра спонсорства
В первые годы существования «Формулы-1» всем командам присваивали определенный цвет в зависимости от страны, которую они представляли. «Феррари» стал ассоциироваться с красным цветом, присвоенным Италии, британские команды — с зеленым, американские — с синим, немецкие — с белым или серебристым.. Во многом, это мешало развитию спонсорства в «Формуле-1», поэтому Международной автомобильной федерации (FIA) пришлось пересмотреть правила. В 1967 году команда Gunston выехала на трассу в оранжево-коричневых цветах одноименной марки сигарет, что стало поворотным моментом для развития «Формулы-1».. В том же году Гран-при Германии стала первой гонкой чемпионата, которая транслировалась по телевидению в цвете. Через год на автомобилях «Лотус» появились логотипы компании Imperial Tobacco, которая начала спонсировать всю «Формулу-1». С тех пор табачные компании стали доминировать в числе спонсоров «Королевских гонок». Некоторые из самых знаковых ливрей всех времен были связаны именно с этим сектором: «Уильямс» традиционно был украшен рекламой Camel, «Макларен» — Marlboro.
1981 год. Приход к власти Берни Экклстоуна
В 1974 году была основана Ассоциация конструкторов «Формулы-1» (FOCA), главной целью которой стало развитие коммерческой деятельности чемпионата. Организация оказалась под контролем бизнесмена Берни Экклстоуна и его помощника Макса Мосли, которые в 2001 году получили беспрецедентный контроль над всей «Формулой-1».. А началось все с того, что между FOCA и Международной федерацией автоспорта (FIA) возникли разногласия, которые привели к отмене гонок и угрозам спонсоров. Заинтересованным сторонам в 1981 году пришлось прийти к компромиссу, известному как «Договор Согласия». Он диктовал условия, по которым FIA организовывает чемпионат, команды в нем участвуют, а обладатель коммерческих прав занимается доходами, в первую очередь от продажи телеправ, распределяющимися между всеми участниками соглашения.. Это соглашение заложило основу для коммерческого роста «Формулы-1» и передало контроль над медиаправами компании FOCA, то есть Экклстоуну.. Экклстоун в 1996 году создал «F1 Digital+» — расширенный пакет мировых трансляций для освещения событий «Формулы-1». Инновационный проект был призван обеспечить телевизионных зрителей всем необходимым для собственноручного управления трансляцией гонок. В частности, благодаря каналу, «Формула-1», опережая время, стала транслировать происходящее на трассе с бортовой автомобильной камеры, которая сейчас является неотъемлемой частью современного вещания. В 2002 году проект закрылся, но заложил основу для современных трансляций гонок.
2002 год. «Формула-1» перешла на модель внутреннего производства телерадиовещания
Каждая гонка «Формулы-1» транслировалась ведущей телекомпанией страны, в которой проходили этапы серии. Это давало ограниченный контроль над конечным продуктом, поэтому руководителями серии было принято решение перейти на внутреннее производство. Переход начался в 2002 году, но отказываться от старой модели не торопились в Японии и Монако. В конечном итоге, в 2011 году Fuji Television передала права на трансляцию гонки «Формуле-1», Гран-при Монако сделало это только в 2023-м.. В Великобритании пошли дальше и сделали трансляцию «Формулы-1» платной. Сейчас это кажется нормой, но в 2012 году к Sky Sports было много вопросов. Тем не менее, несмотря на многочисленные жалобы, эксклюзивное соглашение с каналом действует до сих пор. Sky Sports, по мнению экспертов, произвел революцию в трансляциях «Формулы-1» и считается золотым стандартом, с которым сравнивают все остальные телекомпании, транслирующие серию.
2016 год. «Формулу-1» приобрела Liberty Media
Корпорация Liberty Media миллиардера Джона Мэлоуна в 2016 году приступила к сделке по покупке «Формулы-1». Сначала американская компания за $746 млн купила 18,78% акций Delta Topco, материнской компании «Королевских гонок», и инвестиционного фонда CVC Capital Partners, управлявшего гонками с 2006 года. Затем медиагруппа заплатила Международной федерации автоспорта и акционерам Liberty еще $354 млн деньгами и $3,3 млрд в виде акций. Компания взяла на себя долги «Формулы-1» (около $4 млрд), таким образом, общая сумма сделки составила $8 млрд.. Берни Экклстоун остался гендиректором «Формулы-1», а новым председателем совета директоров стал представитель Liberty Чейз Кэри, который ранее работал операционным директором теле-и медиакомпании 21st Century Fox.. Первым делом Liberty запустил платформу потокового вещания F1 TV. Затем на Netflix вышел документальный сериал «Формула-1. Драйв выживания», который стал очень успешным и помог «Королевским гонкам» привлечь более молодую и разнообразную аудиторию. Со сменой владельца увеличились и доходы серии: с 2021 года они не опускались ниже $2 млрд в год, а в 2024-м достигли $3,65 млрд.. Начала «Формула-1» уделять больше внимания и рынку США — в 2022 году в календарь «Формулы-1» вошел Гран-при Майами, а годом позже — Гран-при Лас-Вегаса.Читайте также

Сборная Казахстана опустилась на последнее место в группе на чемпионате мира по хоккею
Спорт
Сборная Норвегии со счетом 1:0 обыграла команду Венгрии и ушла с последнего, восьмого места в турнирной таблице группы В чемпионата мира по хоккею, сохранив прописку в элитном дивизионе. Встреча прошла в Дании. Шайбу на 7-й минуте забросил Оскар Стин. Сборная Норвегии одержала первую победу на турнире и набрала 4 очка. Норвежцы поднялись на 6-е место в турнирной таблице группы В. Команда Венгрии с 3 очками располагается на 7-й строчке. Обе команды провели заключительные встречи на чемпионате

Воробьёв — о ничьей с ЦСКА: вроде бы бились до конца, но чуть-чуть не хватило нас
Спорт
Нападающий «Локомотива» Дмитрий Воробьёв прокомментировал ничью с ЦСКА в 29-м туре РПЛ. «Вроде бы бились до конца, отрабатывали на каждом участке поля, но чуть‑чуть не хватило нас. Надо отдать должное ЦСКА, они и в первом тайме неплохо контролировали мяч, и во втором тайме больше нагнетали», — приводит слова Воробьёва «Матч ТВ». Встреча завершилась со счётом 2:2. «Локомотив» набрал 50 очков и занимает шестое место в турнирной таблице чемпионата России. На счету ЦСКА 56 очков и третья позиция.

Рыскин объявил об уходе из «Ростова» по окончании сезона
Спорт
Спортивный директор «Ростова» Алексей Рыскин сообщил, что покинет ростовский клуб по окончании сезона. «Про Андрея Чайку ничего неизвестно. Но про меня правда — я ухожу после окончания сезона. За других не могу сказать. Устал, хочется паузу взять. Планы позаниматься здоровьем», — цитирует Рыскина «Спорт-Экспресс». Функционер занимает пост спортивного директора «Ростова» с июня 2017 года. По информации «Спорт-Экспресса», руководство клуба и тренерский штаб объявят о своём уходе после суперфинала
Комментарии (0)