Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Спорт » Гонка за мечтой: как попасть в автоспорт и сколько это стоит


Гонка за мечтой: как попасть в автоспорт и сколько это стоит

23 ноябрь 2025, Воскресенье
1
0

Картинг: дорогой старт для будущих чемпионов

В кольцевых гонках путь профессионального гонщика начинается с картинга. Для по-настоящему заметных результатов делать первые шаги лучше в детском возрасте — с 7-9 лет. В спортивный картинг дети попадают зачастую из прокатного, и уже на начальном уровне национальных первенств вложения составляют не менее €50 000 за сезон. Такую сумму в разговоре с Forbes Club назвали директор «Гоночной команды МСК» в автокроссе Екатерина Николаева и известный автогоночный менеджер Петр Алешин.
Для участия необходимо не только арендовать карт, но также приобрести соответствующую экипировку и оплатить стартовые взносы. Часть средств уйдет на организацию тестовых и тренировочных заездов, а также на логистику до мест проведения соревнований. Если же программа спортсмена включает в себя выступления в международных гонках за рубежом, то каждый выезд потребует дополнительных затрат — от €5000-6000 за один этап, не включая расходов на логистику.
В 12 лет пилот переходит в юниоры, а в 14 начинается стадия взрослого картинга. На этом уровне сезон в чемпионате России будет стоить уже до €100 000, уточняет Алешин. Впрочем, для настоящего развития, которое необходимо для построения международной карьеры, начинающему спортсмену необходимо регулярно выступать за рубежом, чтобы конкурировать с лучшими картингистами Европы своей возрастной группы.
Каждая выездная гонка будет стоить €10 000–15 000 — такую сумму нужно будет заплатить команде, которая предоставит карт и обеспечит выступление. В указанную сумму не входят затраты на перелет к месту проведения соревнований и проживание рядом с трассой. В общей сложности сезон в международном картинге обойдется примерно в €250 000-350 000 в зависимости от уровня команды и интенсивности программы, утверждает Петр Алешин. Бюджеты могут быть и выше, поскольку в картинге количество тренировочных заездов ничем не ограничено, а чем выше «накат» пилота, тем более он конкурентоспособен в соревнованиях. Такие тесты стоят денег — дети миллиардеров на этом этапе могут тренироваться по несколько раз в неделю, чтобы за счет опыта опережать менее обеспеченных соперников.
После картинга пилоты обычно переходят в гонки с открытыми колесами — «формулы». Это самая престижная и популярная гоночная дисциплина на планете — а, следовательно, самая дорогая. Путь в «Формулу-1» обычно начинается с «Формулы-4». По всему миру в этой категории проходит множество различных чемпионатов, собственная Ф4 есть и в России. Уровень чемпионатов существенно отличается — как с точки зрения организации, так и в плане уровня гонщиков и команд. При этом обойтись участием лишь в одном из первенств не получится — слишком малый будет «накат».
Полноценная программа, после которой можно претендовать на продвижение по «формульной» лестнице, включает в себя выступления в небольшом зимнем первенстве — на Ближнем Востоке или в Испании, в которых проходит около пяти этапов, а также летние выступления в одной из топовых серий. Главная и самая дорогая «Формула-4» — в Италии. Подростки с амбициями часто совмещают участие в этой серии с одним из более скромных чемпионатов — например, с первенством Центрально-европейской зоны, которое базируется в Чехии.
«Впрочем, за последние годы уровень национальных гоночных чемпионатов существенно вырос, и у молодых пилотов появилась профессиональная дорога и в России, — добавляет Алешин. — При этом понятно, что спонсоров из России на эти чемпионаты найти гораздо проще».
Помимо самих выступлений в гонках для поддержания формы и прогресса спортсмена, как и в картинге, необходимы тесты — порядка 20-25 дней в году. Бюджет для выступлений в зависимости от уровня команды может составлять от €600 000-700 000 до €1-1,2 млн, заявил Forbes Сlub Петр Алешин. При этом он не рекомендует торопиться и сразу заключать контракт с крупной командой.
«Имеет смысл выбирать дорогие команды, но только на второй год, — рассуждает Алешин в беседе с Forbes Club. — В первый год нет смысла переплачивать. Когда вы новичок, вам в первую очередь необходим накат, вы только учитесь ездить на этих машинах. Многие, если есть спонсоры, в первый же год выбирают хорошие команды, чтобы поехать в них и следующий сезон. Но я как менеджер стараюсь считать деньги клиентов и не думаю, что это оптимальный вариант с точки зрения соотношения цены и качества».
Вслед за «Формулой-4» в иерархии гонок на машинах с открытыми колесами идет так называемая «Формула-Regional» — промежуточная ступень перед «Формулой-3». Топовая «региональная» — европейская, Formula Regional European Championship by Alpine (FRECA). На этом уровне количество тестов ограничено регламентом, благодаря чему бюджеты чуть скромнее — по оценке Алешина,  сезон обойдется пилоту в €500 000-800 000. В этом парадокс построения детской карьеры в «формулах»: иногда более старшая ступень может оказаться слегка дешевле начального уровня.
Как и на уровне «Формулы-4», здесь существуют зимние «региональные» серии, которые позволяют поддерживать физическую форму в межсезонье и получить больше опыта работы с машиной — вместе с ближневосточной Formula Regional Middle East общие затраты на сезон могут превысить отметку в миллион евро. 
Бюджеты на выступления на следующем уровне — в «Формуле-3» — начинаются уже от полутора миллионов евро, рассказывает Алешин. Важно, что в этой серии в принципе запрещены тесты, а количество заездов за этап ограничено. Дело в том, что эти гонки проходят в те же уик-энды и на тех же трассах, что и этапы «Формулы-1» — во время, когда гонщики главной мировой серии отдыхают. Тем не менее альтернативы «Формуле-3» нет, признает Алешин: если гонщик намерен продолжать карьеру после «Формулы-4» и FRECA, ему придется согласиться на эти условия.
Наконец, последняя ступень перед миром «Формулы-1» — «Формула-2», которая устроена в том же формате: ограничение на тесты и минимальное время работы на трассе в дни соревнований. Здесь бюджеты начинаются с €2,5 млн за сезон.
Таким образом, даже самым талантливым пилотам, чтобы обратить на себя внимание и добраться до вершины кольцевых «формульных» гонок необходимо потратить по меньшей мере €10 млн в промежутке от  7 до 20 лет — именно в этом возрасте переход в «Формулу-1» с ее огромными зарплатами становится реалистичным.
В большинстве случаев на первых порах в картинге бюджет складывается из личных средств семьи спортсмена. В «Формуле-4» наиболее удачливым спортсменам иногда удается найти спонсора, который покроет часть затрат. На этом уровне самых ярких и одаренных пилотов замечают скауты команд «Формулы-1», которые могут взять молодого гонщика под крыло, оказать финансовую поддержку и организовать дополнительные тренировки. Зачастую лишь после этого у пилота появляется шанс заявить о себе в более высоких категориях и попытаться зацепиться за место в «Формуле-1», куда попадают лишь избранные.

Автокросс: доступный входной билет в автоспорт 

Одна из альтернатив кольцевым гонкам — соревнования по автокроссу. Так называют гонки на багги по замкнутой грунтовой трассе. Эта дисциплина отличается от кольцевых гонок более динамичным и ярким форматом, в рамках которого за этап проходит несколько более коротких заездов, зачастую наполненных зрелищной борьбой.
«Автокросс — это настоящий входной билет в автоспорт, — объясняет Forbes Екатерина Николаева, мастер спорта по автоспорту, обладатель Кубка России по ралли-рейдам и председатель комитетов кросса Федераций автоспорта Москвы и области. — Не считая картинга, это единственная возможность для детей приобщиться к автоспорту. Вход в эту дисциплину достаточно доступный: хороший мини-багги, на котором ребенок сможет проявить себя, можно купить за 300 000 рублей. Для автоспорта это смешные деньги».
Впрочем, как и в других дисциплинах, приобрести багги или арендовать автомобиль недостаточно. Помимо стартовых взносов и экипировки спортсмену необходимо регулярно ремонтировать автомобиль, ведь автокросс — максимально контактный вид автоспорта. И если взносы за участие в соревнованиях небольшие и составляют несколько тысяч рублей за этап, то экипировка обойдется еще в 100 000 рублей. В общей сложности вместе с логистикой, расходниками и ремонтом багги сезон в чемпионате Москвы потребует бюджета от миллиона рублей, а выступления в чемпионате России — еще два миллиона. Два чемпионата можно совмещать.
«Автоспорт — для обеспеченных людей. Я не устаю просить родителей не мучать детей, если нет бюджета. Я видела огромное количество рыдающих детей и драм, и это огромная травма для ребенка, — добавляет Николаева. — Больно смотреть, когда папа, который сам не стал гонщиком, закрывает свой гештальт. В то же время, если необходимый бюджет есть, то именно такие гонки — ровно тот спорт, который лучше всего сплотит папу и ребенка. Они вместе строят и чинят машину, разбираются в ней, ездят на соревнования».
В то же время, как и в кольцевых гонках, для полноценного участия необходима команда — менеджер, который будет оформлять необходимую документацию, механики, обслуживающие автомобиль, а также оплата топлива. В среднем выезд на этап с собственным автомобилем обходится участнику автокроссовых соревнований в 200 000-300 000 рублей. Если же речь идет об арендованной машине, то цены достигают 300 000-400 000 за этап.
Ралли-кросс — похожая, но более сложная категория. Эти соревнования проходят по отчасти асфальтированным трассам, в связи с чем нагрузка на автомобиль и резину выше. Если в автокроссе можно проехать весь сезон на одном-двух комплектах шин, то в ралли-кроссе такое невозможно.
Стоимость автомобиля для ралли-кросса в зависимости от уровня подготовки составляет от 1,5 до 4 млн рублей, подсчитала Николаева по запросу Forbes Club. Кроме того, ралли-кросс — еще более контактная дисциплина, в которой нередки перевороты и вылеты в отбойники. С учетом шин, затрат на расходники и ремонта бюджет сезона в российском ралли-кроссе может достигать четырех миллионов рублей.

Ралли-рейды: путь к чемпионству для взрослых и состоявшихся

Но что делать взрослому человеку, если юношеский картинг и мини-багги остались в давно забытом прошлом или автоспортивного опыта нет вовсе? В таком случае имеет смысл присмотреться к ралли-рейдам — протяженным гонкам по бездорожью. Главная гонка планеты в этой дисциплине — знаменитый «Дакар». Когда-то марафон проводили в Африке, но сейчас «Дакар» проходит в Саудовской Аравии и длится две недели. За это время участники преодолевают тысячи километров и соревнуются не только в скорости, но и в навигации — перед каждым этапом экипаж получает дорожную книгу, в которой описан маршрут предстоящего дня, и по нему проходит подготовленную организаторами трассу.
Ралли-рейды — это командный вид спорта, он требует тщательной подготовки и поддержки коллектива. Чтобы добиться успеха в этих гонках, независимо от того, идет ли речь о «Дакаре» или чемпионате России по ралли-рейдам, необходимы опытные механики и менеджер, который возьмет на себя организацию выезда команды. А начинается все, как и в других дисциплинах, с автомобиля.
В ралли-рейдах участвуют автомобили разных категорий. Самый популярный в данный момент класс в ралли-рейдах — это мотовездеходы Т3 и Т4, представленные в зачетах Challenger и SSV (side-by-side vehicle). В 2025 году победу в зачете Challenger на «Дакаре» завоевал автомобиль Taurus, его стоимость составляет от €150 000 до €200 000.
Более серьезная техника, которая позволит сразиться за победу в абсолютном зачете, выделяется в отдельную категорию Ultimate. Эти машины лишь внешне похожи на дорожные аналоги от Toyota, Ford или Mini, технически же они полностью переработаны для гонок по экстремальному бездорожью. Стоимость такой машины у производителя — от €500 000 и выше. В теории можно построить автомобиль Ultimate самостоятельно, но это потребует еще более внушительных затрат и исключительной инженерной экспертизы — поясняет Forbes Club обладатель кубка мира по ралли-рейдам и призер «Дакара» в качестве штурмана Константин Жильцов. Содержание команды, в которую, помимо механиков и менеджера, входит штурман — отдельная статья расходов, исчисляющаяся миллионами рублей в год.
Экстремальные многодневные гонки также требуют запаса расходников и запчастей. Одно колесо для прототипа Ultimate стоит €600. На один этап чемпионата России необходимо по меньшей мере шесть колес, указывает Жильцов.
«Дакар» предъявляет совершенно иные требования: здесь нужно исходить из того, что в каждый из дней гонки понадобится по шесть колес, предупреждает штурман. Также необходимо иметь в запасе дополнительную коробку передач, стоимость которой составляет €20 000, редукторы (каждый по €3000), комплект запасных амортизаторов — от четырех до восьми, в зависимости от конструкции автомобиля, стоимостью по €2 000 каждый. Помимо этого, чтобы выступить на «Дакаре», необходимо оплатить стартовый взнос €20 000.
Впрочем, главное в подготовке к таким гонкам, как «Дакар», — это тренировки, утверждает Жильцов. Спортсмен выступает в гонках более 25 лет: после многочисленных побед на этапах кубка мира штурман переквалифицировался в наставники и сейчас тренирует начинающих гонщиков. По его мнению, без опыта конкурировать с опытными спортсменами невозможно, а порой и вовсе опасно: ралли-рейды требовательны к скорости реакции и умению разумно реагировать на форс-мажоры. Подобный опыт приобретается на гонках локального уровня и на тестах. Главной площадкой для подготовки к «Дакару» считается Ралли Марокко, которое проходит в октябре. Эта гонка позволяет отточить навыки езды по бездорожью и в песках, а также проверить технику.
Средний бюджет на выступления на «Дакаре» и Ралли Марокко составляет €1-1,2 млн, подсчитали участники обоих ралли-рейдов, с которыми поговорил Forbes. По их словам, такая сумма позволит подготовиться на достаточно высоком уровне, чтобы бороться за победу. Если же говорить о сезоне чемпионата России или ралли-рейде «Шелковый путь» — одном из крупнейших ралли-рейдов Евразии, который в 2024–2025 годах проходит по территории России и Монголии — то бюджет крупной команды составляет €3-5 млн на сезон, указали собеседники Forbes Sport.
«Конечно, многое зависит от пилота, — признает Константин Жильцов. — Есть спортсмены, которые считают, что они уже все знают, но в итоге крушат технику и затраты на их выступления лишь растут. Но если у человека вдумчивый и хладнокровный подход, если он понимает, что вокруг него — профессионалы, полностью им доверяет, то стоимость снижается за счет уменьшения трат на ремонт автомобиля».
По словам Жильцова, для полноценной подготовки к крупным соревнованиям необходимы регулярные заезды: «Главное в ралли-рейдах — это выносливость, причем не только физическая, но и психологическая. Психика должна быть уравновешенная, поскольку на трассе эмоции порой зашкаливают. Что касается физической выносливости, то в ралли-рейдах не нужны перекаченные мышцы. Нужный тип выносливости вырабатывается за рулем — чем больше тренировок, тем лучше спортсмен готов к соревнованию. Никак иначе подготовить себя к такому вызову невозможно».
Получить необходимые навыки можно и без выездов в Марокко — в России дисциплина ралли-рейдов находится на довольно высоком уровне, и в различных регионах есть подходящие для тренировок полигоны.
«Раньше мы выезжали куда-нибудь в Астраханскую область и гоняли в полях без всяких условий, — вспоминает Жильцов. — К счастью, сейчас и для ралли-рейдов появились специализированные тренировочные гоночные полигоны — то же «Алискино Моторспорт Арена» рядом с подмосковным Можайском, к примеру — где можно в комфортных условиях нанять тренера и от души поездить».
Средний возраст участника ралли-рейдов — 50 лет. Здесь встречаются отставные чемпионы классического ралли с джентльмен-драйверами — так называют состоявшихся предпринимателей, которые в свободное время тратят личное время и деньги на выступления на мировом уровне. И теперь такие бизнесмены тоже могут стать чемпионами мира: несколько лет назад кубок мира по ралли-рейдам официально получил статус чемпионата мира. Начать путь к этому званию можно даже во взрослом возрасте и почти в любом месте, в том числе в Москве.
Читайте также
Бабаев: вины Акинфеева в пропущенном голе от «Спартака» нет
Бабаев: вины Акинфеева в пропущенном голе от «Спартака» нет
Спорт
Генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев высказался о поражении от «Спартака» в матче 16-го тура РПЛ. «Нет. Проигрывает и выигрывает команда. Если попытаемся быть экспертами, то на пропущенный гол повлияла масса нюансов, это и расстановка футболистов, и удивительная траектория полета мяча. Легко повесить вину на кого‑то одного, кажется, что проще всего обвинить в пропущенном голе голкипера», — цитирует Бабаева «Матч ТВ». Встреча завершилась со счётом 1:0 в пользу «Спартака». «Спартак» набрал 28
Гол и две передачи Кучерова принесли «Тампе» победу над «Вашингтоном»
Гол и две передачи Кучерова принесли «Тампе» победу над «Вашингтоном»
Спорт
«Тампа-Бэй Лайтнинг» в гостях победил «Вашингтон Кэпиталз» в матче регулярного чемпионата Национальной хоккейной лиги (НХЛ). Встреча на стадионе «Кэпитал Уан-Арена» завершилась со счётом 5:3. В составе победителей шайбы забросили Брэндон Хагель (дубль), Оливер Бьёркстранд, Энтони Чирелли и российский форвард Никита Кучеров, который также записал в свой актив две результативные передачи. Он получил травму после столкновения с форвардом «Вашингтон Кэпиталз» Томом Уилсоном и не смог продолжить
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив