«Зимнее яйцо» Фаберже за £22,8 млн и новый частный музей в Москве: новости арт-рынка

Фонд Онассиса занялся цифровым искусством, аукционисты рекламируют украшения
Международный Фонд Онассиса, занимающийся поддержкой культурных и общественных инициатив, открывает новую площадку на Манхэттене. Фонд был основан в 1975 году по завещанию греческого миллиардера Аристотеля Онассиса и назван в честь его сына Александра, погибшего в авиакатастрофе в 24 года. Нью-йоркская площадка фонда откроется в январе 2026 года в районе Трайбека. Она будет работать под брендом Onassis ONX. Это подразделение фонда, которое с 2020 года поддерживает современных художников, работающих с технологиями от искусственного интеллекта до дополненной реальности. Onassis ONX откроется групповой выставкой, в которой примет участие видеохудожник и режиссер Эндрю Томас Хуанг, сотрудничающий с Бьорк и FKA Twigs.Портал Artnews обращает внимание на то, что аукционные дома все чаще используют ювелирные украшения не только как лоты, но и как антураж, позволяющий повысить привлекательность торгов. В середине ноября, когда Sotheby’s установил в Нью-Йорке новый ценовой рекорд на произведения Густава Климта, одни из торгов вела Филлис Као, известная своими яркими нарядами и экстравагантной привычкой быстро переключаться с английского на китайский. На этот раз ее манера «дирижирования» торгами была на порядок сдержаннее, а все внимание привлекло ожерелье середины 1980-х годов David Webb с изумрудами, рубинами и сапфирами на ее шее. После торгов центральный изумруд весом 38 каратов из этого ожерелья несколько дней демонстрировался на витрине нью-йоркской площадки аукциона, а само украшение уже выставлено на продажу в частном порядке. Как признаются в Sotheby’s, эта практика началась во время ковидных локдаунов, когда из закрытых трансляций аукционов нужно было выжимать максимальную эффективность. Christie’s действует чуть менее топорно, используя для «скрытой рекламы» не аукционистов, а других сотрудников дома, которые во время торгов принимают ставки по телефону. Например, в ходе недавних торгов скульптур четы Лаланн их же ювелирные украшения можно было заметить сразу на нескольких специалистах Christie’s.
Коллекционер судится с Sotheby’s из-за картины Модильяни
Коллекционер обвиняет Sotheby’s в нарушении условий договора по приобретению картины Амедео Модильяни. Речь идет о «Портрете Леопольда Зборовского» 1917 года, который Чарльз Кан купил на торгах аукционного дома в 2003 году за $1,5 млн. Согласно иску, поданному в Верховный суд Нью-Йорка 19 ноября, коллекционер и Sotheby’s заключили специальный договор. В нем прописаны обязательства аукциона взять работу на реализацию, если Кан решит продать ее в течение 15 лет с момента первоначальной покупки. Кроме того, по условиям сделки, в этом случае Sotheby’s должен выставить портрет на продажу и выплатить Кану либо цену молотка, либо изначальную стоимость с учетом специально рассчитываемого процента. Когда в 2016 году владелец решил продать полотно, Sotheby’s отказался выполнять обязательства, поставив под сомнение подлинность работы. При этом в аукционном каталоге дома за 2003 год в качестве доказательства подлинности приводилась выставочная история полотна, участвовавшего в ретроспективах Модильяни 1930-х годов.Предстоящие аукционы: Christie’s и Sotheby’s соревнуются в искусстве старых мастеров
В рамках намеченных на 5 февраля 2026 года нью-йоркских торгов Christie’s с молотка пустят считавшийся утраченным рисунок Микеланджело. Эскиз женской ноги считается наброском к изображению Сивиллы Ливийской с ватиканской Сикстинской капеллы. По словам аукционистов, это одна из всего десяти графических работ итальянского мастера, которые до сих пор хранятся в частных руках. Оценочная стоимость лота составляет $1–1,5 млн. Рисунок происходит из американского собрания, в котором хранится с 1700-х годов, но при этом публично никогда не выставлялся. Решению о продаже предшествовала экспертиза, проведенная специалистами аукционного дома.Одним из топ-лотов посвященных искусству старых мастеров торгов Sotheby’s, которые пройдут 3 декабря, станет картина Питера Брейгеля Младшего «Перепись в Вифлееме». Работа, повторяющая одноименную композицию отца художника, оценивается аукционистами в £5 млн. Исследователям известны как минимум три копии этой картины, выполненные Питером Брейгелем Младшим. Все они создавались примерно на 40 лет позднее отцовского оригинала и заметно отличаются от него, в первую очередь — более темной цветовой палитрой. Композиционные различия, включая отсутствие отдельных фигур, позволяют предположить, что художник не имел доступа к финальной версии картины своего отца, а работал по более ранним наброскам. В то время произведения Питера Брейгеля Старшего пользовались большим спросом и быстро находили новых владельцев, не задерживаясь у создателя.
Прошедшие аукционы: «Зимнее яйцо» Фаберже продано с мировым рекордом за £22,8 млн
За рекордные £22,8 млн в рамках лондонских торгов Christie’s 2 декабря продано «Зимнее яйцо» Фаберже. Торги начались со ставки в £17 млн. Цена молотка — £19,5 млн. С учетом комиссии, это нижний порог эстимейта, с которым лот выставлялся на продажу изначально. Тем не менее он установил новый рекорд на отдельные произведения Фаберже. В начале прошлого века «Зимнее яйцо» было создано по эскизам Альмы Пиль в мастерской Августа Холмстрема. Заказчиком был император Николай II, который подарил его своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1913 года.Чуть больше €1 млн собрали завершившиеся 27 ноября русские торги MacDougall’s. Их топ-лотом стало полотно Веры Рохлиной «Лежащая обнаженная», ушедшее с молотка за €198 108. Цена картины Филиппа Малявина «Поющие русские крестьяне» составила €158 624. Гималайский пейзаж Николая Рериха под названием «Пемаянгце» нашел своего нового владельца за €123 860.
На торгах Heritage в конце ноября был установлен ценовой рекорд на самый дорогой комикс в аукционной истории. Им оказался экземпляр выпущенного в 1939 году комикса, в котором впервые появился Супермен. Раритет ушел с молотка за $9,1 млн. Предыдущий рекорд составлял $6 млн. Он был также установлен на Heritage, когда в прошлом году за эту сумму ушел первый выпуск серии Action Comics.
По итогам прошедших 25 ноября парижских торгов Drouot за €1,8 млн (с учетом комиссии) была продана считавшаяся утраченной картина Пьера Огюста Ренуара. Работа 1910 года «Ребенок с игрушками (Габриэль и сын художника Жан)» более 100 лет хранилась в частном собрании и никогда не выставлялась. Все это время ее владельцами оставались наследники Жанны Бодо — ученицы и близкой подруги Ренуара, а также крестной матери его сына Жана, изображенного на полотне. Похожий по композиции двойной портрет хранится в парижском Музее Оранжери. Другая версия, принадлежавшая приемному сыну Бодо, Жану Грио, с 1985 года экспонируется в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Продажи четвертой ярмарки Catalog
В Москве с 28 по 30 ноября прошла четвертая по счету ярмарка современного искусства Catalog, инициатором которой выступает Ассоциация галерей (АГА). Площадкой на этот раз стала будущая торговая галерея жилого квартала «Золотой». 60 галерей-участников выставили работы более 200 современных художников. По данным галеристов, с которыми поговорил Forbes Life, отдельные произведения порядка 30 художников были сняты со стендов перед открытием ярмарки в результате трех уровней утверждения. Цены варьировались от десятков тысяч рублей за тиражную графику до нескольких миллионов за работы музейного уровня.Самой дорогой проданной работой на стенде галереи a-s-t-r-a стала «Менора» Олега Доу, ушедшая за 2 млн рублей. В первые часы ярмарки были проданы живописные полотна Михаила Крунова (от 500 000 рублей).
Нижегородская галерея «9Б» отчиталась о продаже 14 работ на общую сумму в 1,5 млн рублей. Самая дорогая из них — «Третье прибытие Такехе» Анны Бат (150 000 рублей). Владивостокская галерея Art Object продала в общей сложности девять работ, пять из них — картины дебютировавшего на ярмарке Артемия Потемкина. Галерея «Бизon» продала 20 работ.
Со стенда петербургской Anna Nova Gallery ушли восемь работ на общую сумму свыше 3,8 млн рублей. Большинство из них были проданы в день превью. Особым спросом пользовались работы Петра Дьякова: пять объектов ушли за общую сумму свыше 2 млн рублей. Новые работы Саши Кокачевой приобрела к себе в коллекцию Наталия Опалева, основательница Музея AZ и ЦСИ AZ/ART. На стенде Marina Gisich Gallery за три дня несколько раз полностью сменилась развеска. Несколько раз продала стенд и московская Sistema Gallery.
Самой дорогой продажей на стенде Grabar Gallery стала свежая работа Юлии Вирко Before It Happened (450 000 рублей). Михаил Крокин, основатель московский Krokin Gallery, сообщил, что если все отложенные сделки, договоренности о которых были заключены на ярмарке, состоятся, это позволит ему окупить стоимость стенда на ярмарке (600 000 рублей. — Forbes Life) в тройном размере. О том, что свое участие в ярмарке она уже окупила, Forbes Life рассказала петербургская KGallery. Галерея Shift продала несколько больших работ Марьи Дмитриевой в диапазоне от 200 00 до 600 000 рублей и фотографии Тима Парщикова из серии Suspense (550 000–750 000 рублей).
Удачным оказался показ на стенде pop/off/art работ Александра Мортаева, с которым галерея только начала сотрудничать. Две крупноформатные графические работы были проданы по 520 000 рублей каждая, еще две небольшие работы ушли по 80 000 рублей. Посвященный Китаю стенд представила на ярмарке Lumiere Gallery. По словам владелицы галереи Натальи Литвинской, были куплены две работы Чжана Боцзюна (еще две оставались на резерве на момент завершения ярмарки). В частные коллекции ушли два сделанных в Китае и Шри-Ланке отпечатка фотографий Стива Маккарри. Со стенда Syntax Gallery ушли две работы Валерия Чтака и четыре работы группы «Союз невозможных».
Музейные новости: Лувр поднимает цены на билеты, в Москве открылся музей «ЗИЛАРТ»
На 45% вырастут цены входных билетов в парижский Лувр для посетителей из стран, не входящих в Евросоюз. Изменения вступят в силу с 14 января 2026 года. Например, туристам из США, Великобритании и Китая придется платить €32. Это на €10 больше, чем для гостей из стран — членов ЕС, Исландии, Норвегии и Лихтенштейна. Повышение цен руководство музея объясняет необходимостью сбора средств на обновление инфраструктуры и улучшение системы безопасности.В открытом хранении Музея современного искусства «Гараж» появились новые работы из музейной коллекции. Среди 30 проектов есть инсталляции Константина Звездочетова, графика Нины Котел, фотосерия «НИИ» Анастасии Цайдер и очень смешной совместный проект Александра Петрелли и Бориса Матросова «Ди Папл под фанеру». К обновлению открытого хранения «Гараж» запустил специальный навигатор по экспозиции, получивший название «Словарный запас».
С 2 декабря открыл двери для посетителей новый музей, в основу которого легла коллекция миллиардера Андрея Молчанова и его жены Елизаветы. Масштабное здание музея общей площадью в 13 000 м² было спроектировано Сергеем Чобаном и бюро СПИЧ. Подготовкой трех премьерных выставок тоже занимались именитые архитекторы. Юрий Аввакумов отвечал за проект «Шаг с пьедестала», в рамках которого объекты преимущественно ленинградских скульпторов отца и сына Каминкеров соседствуют с яркими абстракциями и работами советских нонконформистов. Евгений Асс экспонировал 1500 африканских артефактов, которые Молчановы купили у наследников художника Михаила Звягина. Отдельный этаж полностью отдан под инсталляцию Гриши Брускина, архитектором которой выступил Игорь Чиркин. На крыше открыта инсталляция Александра Бродского.
Русское искусство в стране и мире: дар Дудакова в Нижнем Новгороде, Плисецкая в Пекине, новый центр в Дубае
27 ноября в Дубае, районе Аль-Куоз, музыкальным выступлением Петра Айду и перформансом Елены Ковылиной открылась площадка Dom Art Projects . Ее создали куратор и арт-менеджер, владелица галереи «Алиса» Алиса Багдонайте и галерист, коллекционер Анна Пумпянская, невестка миллиардера и коллекционера современного искусства Дмитрия Пумпянского. По словам организаторов, новая площадка будет проводить выставки и арт-резиденции, продюсировать арт-проекты и заниматься художественным образованием. «Dom Art Projects — это международная платформа, где найдется место как для российских художников, так и для авторов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также со всего мира», — говорится в пресс-релизе.С 3 декабря в Нижегородском государственном художественном музее идет выставка 39 произведений художников круга «Голубой розы», которые передал в дар музею коллекционер и меценат Валерий Дудаков. На пресс-конференции в Москве коллекционер рассказал, что дарения будут продолжены. Так, он планирует передать в музей часть собрания художников-шестидесятников, среди которого работы Немухина, Вечтомова, Зверева, Неизвестного, Попкова, Рабина.
3 декабря Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Фонд поддержки искусства и культуры семьи Шмотьевых открывают новый выставочный проект. Экспозиция, представленная в центральном зале главного здания музея, приурочена сразу к двум юбилейным датам в истории художественной обработки цветного камня на Урале, 300-летию камнерезного искусства Урала и 15-летию коллекции Шмотьевых. Показывают 60 произведений, созданных екатеринбургскими камнерезами в 2011–2025 годах.
До 9 января в Зарайске идут две выставки, открытые в рамках фестиваля современного искусства «Зарайск. Перезагрузка». В этом году программа готовилась совместно с Московской школой современного искусства (MSCA). В Доме Мачтета можно увидеть результаты первой городской арт-резиденции, в которой работали восемь художников. В арт-пространстве «ЦЕХЪ» (он находится в здании бывшего супермаркета «Ашан») открылся проект «Дом от погреба до чердака» (кураторы: Михаил Левин и Аксана Прутцкова).
В пространстве Федерации литераторов и художников Пекина до 12 января 2026 года проходит выставка «Майя Плисецкая — полюс магии». В экспозицию вошло более 80 цифровых копий фотографий, эскизов, афиш и литографий из фондов Бахрушинского музея. Все они поделены на два тематических раздела. Первый посвящен истории Большого театра, а второй рассказывает о Майе Плисецкой как о музе, вдохновлявшей Родиона Щедрина, Марка Шагала и Пьера Кардена.
До конца января 2026 года на площадке Serene Gallery в Лугано открыта персональная выставка современного художника Миши Никатина, который в 2024-м был резидентом Музея современного искусства «Гараж». Проект с поэтическим заголовком We’re Only Left to Watch the Moon and Quietly Wait («Нам остается только смотреть на луну и тихо ждать») объединил 18 новых работ Никатина, в которых живописные бытовые зарисовки дополнены емкими текстовыми фрагментами.
Читайте также
Самая старая женщина в России умерла в возрасте 114 лет
Из жизни
В Ярославской области не стало 114-летней Клавдии Гадючкиной, которая считалась самой старой женщиной в России. Об этом сообщает YarNews со ссылкой на ее внучку.
Дочь Трампа показала президента США с маленьким внуком
Из жизни
Младшая дочь президента Соединенных Штатов Дональда Трампа Тиффани показала американского лидера с внуком. Она опубликовала семейное фото в соцсети X. «Дедушка и Александр усердно работают», — подписала кадр родственница политика. На фото президент Соединенных Штатов сидит за столом с малышом на коленях и внимательно смотрит в экран своего телефона. На президенте красная кепка «Трамп был прав во всем» и белая футболка-поло. Ребенок держит своего дедушку за воротник и надувает губы. Ранее стало
Элтон Джон рассказал об ухудшающемся состоянии здоровья
Из жизни
В последние годы Элтон Джон столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем. В интервью изданию Variety музыкант рассказал подробности о своем состоянии и благотворительной деятельности, в том числе для помощи ВИЧ-положительным людям в борьбе со СПИДом. Летом 2024 года, отдыхая во Франции, Элтон Джон заразился глазной инфекцией, которая серьезно повлияла на его зрение. Она необратимо повлияла на состояние обоих глаз, один из которых пострадал серьезнее другого — музыкант ослеп на правый глаз.
Комментарии (0)
