Самозанятый может открыть ИП и при этом сохранить налог на профессиональный доход, если продолжает соответствовать условиям режима. Переход не обязательно означает рост налогов и отчетности. О том, как это сделать пошагово, 10 октября «Известиям» рассказала собственник, руководитель и профессиональный бухгалтер аутсорсинговой компании ООО КПК БЕНЕФИТ Наталья Гарина.
По словам Гариной, первая мысль при открытии ИП — что придется отказаться от самозанятости, платить больше налогов и сдавать отчетность. Но это не всегда так. ИП — это статус, а НПД — налоговый режим. Закон позволяет совмещать их, если индивидуальный предприниматель соответствует установленным требованиям.
«Я бы выделила пять основных шагов, как самозанятому открыть ИП и сохранить выгодный налоговый режим», — отметила эксперт.
Первый шаг — проверить, подходит ли вам НПД. До регистрации ИП нужно ответить не на вопрос, как сохранить ставку 4 или 6%, а на вопрос, сможет ли деятельность после регистрации по-прежнему соответствовать условиям НПД. Основные ограничения сохраняются: доход не более 2,4 млн рублей в год, нельзя иметь работников по трудовым договорам, есть ограничения по видам деятельности. Ставка остается прежней: 4% при расчетах с физлицами и 6% — с организациями и ИП.
«Если ИП открывается потому, что бизнес быстро растет и доход скоро превысит 2,4 млн рублей или понадобится первый сотрудник, сохранение НПД окажется лишь временным решением», — предупредила Гарина.
Второй шаг — зарегистрировать ИП. Подать документы можно электронно через сервис ФНС «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» с электронной подписью или приложением «Госключ». При выборе кодов ОКВЭД стоит учитывать не только текущую деятельность, но и ближайшие планы.
Эпоха реформации: как бизнес пережил первую волну налоговых изменений
Власти продолжают донастройку системы
«Сама запись в ЕГРИП не требует автоматически менять НПД на УСН или другой режим, если условия НПД продолжают выполняться», — пояснила эксперт.
Третий шаг — не регистрировать новый режим «на всякий случай». НПД нельзя совмещать с УСН, ЕСХН и другими специальными режимами. Идея «открою ИП, оставлю самозанятость и на всякий случай выберу еще УСН» неверна. ФНС отдельно напоминает о невозможности такого совмещения. Если человек остается на НПД, доходы отражаются через приложение «Мой налог».
Четвертый шаг — проверить вопрос со страховыми взносами. Обычно ИП обязан платить фиксированные страховые взносы за себя — в 2026 году их совокупный размер составляет 57 390 рублей. Однако ИП на НПД являются исключением: обязательных фиксированных взносов у них нет. Пенсионные взносы можно платить добровольно.
«Регистрация ИП сама по себе не должна превращать НПД в более дорогой режим», — подчеркнула Гарина.
Пятый шаг — заранее подготовить план следующего перехода. Самая важная ошибка происходит не при открытии ИП, а позже. Предприниматель регистрируется, сохраняет НПД и работает. Затем доход приближается к 2,4 млн рублей или бизнесу требуется сотрудник. В этот момент право на НПД может быть утрачено.
«Если ИП утратил право на НПД, в 2026 году предусмотрена возможность уведомить налоговый орган о переходе на УСН в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве плательщика НПД. Если этого не сделать, налоговые последствия могут оказаться совсем другими», — пояснила эксперт.
По ее словам, еще при открытии ИП полезно определить свою точку следующего налогового перехода: какой доход, найм сотрудника или изменение деятельности потребуют пересмотреть режим.
«Хорошая налоговая модель — не та, которая позволяет меньше заплатить сегодня. Это модель, в которой заранее понятно, что делать завтра, если клиентов, доходов и возможностей станет больше», — заключила Гарина.
В ФНС 1 апреля сообщили, что в России вступили в силу новые правила заполнения платежных поручений для переводов в бюджетную систему РФ, таких как налоги, сборы и штрафы, а также для платежей на казначейские счета. Теперь индивидуальные предприниматели должны указывать в поле «Плательщик» не только фамилию, имя и отчество, но и статус «ИП» в скобках.



Комментарии 0