Азиатская здравница: Таиланд активно развивает медицинский туризм и фармотрасль

Во-первых, в населении Таиланда растет доля пожилых людей: сегодня около 20% населения старше 60 лет, а к 2030 году этот показатель может составить 33%, прогнозируют авторы исследования консалтинговой компании Dsight. Увеличение доли пожилых ведет к росту случаев хронических неинфекционных заболеваний, требующих длительного лечения и реабилитации.
В результате повышается спрос на оборудование для диагностики и мониторинга, на изделия для ухода за пациентами пожилого возраста, например, аппараты для дыхательной поддержки на дому, реабилитационный инвентарь. Сегодня рынок товаров и услуг для пожилых в Таиланде оценивается в $2,8 млрд.
Во-вторых, страна привлекает миллионы иностранных пациентов ежегодно. «После пандемии эта отрасль снова набирает обороты: прогнозируется, что объем рынка медицинского туризма вырастет с $9,9 млрд в 2023 году до $24,4 млрд к 2027 году, что стимулирует спрос на медицинское оборудование для оснащения клиник», — говорится в отчете Dsight.
Индустрия зависит от импорта
«В этой динамике рынок медицинского оборудования играет важнейшую роль, формируя технологическую основу для предоставления качественных и доступных медицинских услуг», — отмечают авторы отчета Dsight. Они оценивают текущий объем рынка медицинского оборудования Таиланда в $8 млрд. По оценке исследовательского центра Krungsri Bank в 2030 году объем рынка достигнуть порядка $11,4 млрд, среднегодовой темп роста составит 7,5%.Несмотря на усилия правительства, Таиланд по-прежнему импортирует значительную часть медицинского оборудования, особенно сложную и высокотехнологичную аппаратуру. В 2021 году импорт медицинских изделий составил порядка $3 млрд, значительную долю поставляют США, Германия, Япония и Китай, свидетельствуют данные Министерства торговли США.
Собственное производство Таиланда сконцентрировано на относительно простых расходных материалах, таких как перчатки, шприцы, катетеры, тест-наборы. Томографы, аппараты для УЗИ, рентгеновские установки, кардиостимуляторы и другие сложные приборы поступают из-за рубежа.
Аналитики Grand View Resarch оценивает объем фармрынка Таиланда в $8,93 млрд в 2024 году с потенциалом роста до $13,92 млрд к 20230 году. Сегмент переживает бурный рост, обусловленный растущим спросом на медицинские услуги, увеличением инвестиций в местное производство, развитой индустрией медицинского туризма и правительственными инициативами по развитию этого сектора.
«Страна укрепляет позиции в качестве регионального фармацевтического центра. Отрасль получает значительные инвестиции, в частности обеспечившие строительство нового завода ACG по производству капсул в Районге в январе 2025 года», — отмечают авторы отчета Grand View Resarch.
В стране наблюдается рост числа хронических заболеваний, таких как диабет, сердечно-сосудистые заболевания и рак, что приводит к росту спроса на отпускаемые по рецепту лекарства, биологические препараты и специальные лекарственные препараты, резюмируют в Grand View Resarch.
На фармацевтическом рынке доминирует госпитальный канал сбыта, при этом институциональные закупки составляют основную долю: около 80% всех лекарственных средств реализуется через государственные и частные больницы, что обусловлено развитой системой всеобщего здравоохранения, охватывающей более 99% населения. На этом рынке конкурируют международные компании, такие как Novartis, Pfizer, GSK и местные производители, включая Mega Lifesciences, отмечается в отчете компании Dsight.
Структуру спроса определяет старение нации и рост числа пациентов с хроническими заболеваниями, включая диабет и сердечно-сосудистые патологии. Это обеспечивает стабильное потребление рецептурных препаратов. Значимым дополнительным драйвером выступает медицинский туризм, а также розничные продажи через аптечные сети, где растет популярность безрецептурных препаратов, витаминов и традиционных тайских средств, востребованных у туристов, отмечают в Dsight.
Отрасль зависит от поставок сырья из-за рубежа. Местные производители обычно импортируют активные фармацевтические ингредиенты и на их основе выпускают готовые препараты (дженерики). В стране насчитывается порядка 150 заводов, сертифицированных по GMP (Good Manufacturing Practice, стандарт надлежащей производственной практики, который устанавливает требования к процессам производства лекарственных средств), однако лишь около 8% из них способны синтезировать ингредиенты самостоятельно.
«Это означает практически полную зависимость отрасли от ввоза сырья и субстанций. Разработка новых оригинальных молекул в Таиланде ограничена — исследования сконцентрированы в основном на вакцинах и биопрепаратах, тогда как новые формулы лекарств появляются крайне редко», — сообщается в отчете Disight.
В результате цепочка создания стоимости начинается, как правило, с импорта: действующие вещества и полуфабрикаты закупаются за рубежом, в Европе, Индии, или США, после чего в стране происходит производство таблеток и растворов, преимущественно дженериков.
Игра вдолгую
Фармрынок Таиланда для российского инвестора выглядит привлекательно, рассуждает партнер Dsight Сергей Канцеров. Это крупный рынок — около $8,9 млрд сейчас и почти $14 млрд к 2030 году, с ростом 7–8% в год. Спрос очень устойчивый благодаря тому, что практически все население охвачено системой медицинского страхования, поставки 60% лекарств идут через больницы, а доля пожилых к 2030 году превысит четверть населения.Государство активно поддерживает отрасль: через национальный совет по инвестициям можно получить налоговые каникулы по налогу на прибыль, нулевые пошлины на оборудование и возможность стопроцентного иностранного владения компанией в сегменте биофармы. При этом рынок насыщен, особенно в сегменте дешевых дженериков, маржа там достигает всего около 5–6%, а сырье почти полностью импортируется.
«Для российского инвестора это интересный рынок, но не для «быстрых денег», а для долгосрочных проектов в сложных сегментах — биопрепаратах, цифровом здравоохранении. Развивать проекты в Таиланде лучше в партнерстве с местными игроками», — рассуждает Канцеров.
Входной порог для инвестора зависит от формата. Для создания собственного производства нужны десятки или сотни миллионов батов на завод, соответствие строгим стандартам и длительная регистрация в Thailand's Food and Drug Administration (Управление по контролю за продуктами и лекарственными средствами). Для предприятия, созданного в партнерстве с местной компанией, капитал может быть меньше, но остаются те же регуляторные барьеры и необходимость побеждать в тендерах, говорит Сергей Канцеров.
В поисках взаимопонимания
«Сегодня примеров успешного выхода российских фармацевтических компаний на рынок Таиланда на наш взгляд немного. С одной стороны, рынок Таиланда открыт для импорта, что упрощает начальные этапы выхода. С другой стороны, он менее интересен, чем другие рынки Юго-Восточной Азии — Индонезия, Вьетнам и Филиппины — прежде всего из-за меньшей численности населения», — говорит генеральный директор «Биннофарм Групп» Рустем Муратов.В отличие от других стран региона, на рынке Таиланда большую роль играют мощные международные аптечные сети такие, как Watsons и Boots. Именно они доминируют в ретейле и фактически определяют правила игры. Это усложняет доступ для новых поставщиков и усиливает давление на маржинальность продаж. На тайском фармацевтическом рынке широко представлены западные бренды, здесь сложились исторически сильные связях страны с Соединенными Штатами, рассуждает Муратов.
«Все это создает дополнительную неопределенность для российских компаний. В качестве позитивного фактора можно отметить развитый сегмент платного здравоохранения и услуг эстетической косметологии, который открывает дополнительные нишевые возможности. Однако успешный выход на рынок в любом случае требует глубокого изучения местной специфики, поскольку деловые практики и потребительские привычки в Таиланде фундаментально отличаются от российских», — резюмирует глава «Биннофарм Групп».
Российский фармпроизводитель «Биокад» в 2015 году подписал долгосрочный контракт с таиландским партнером Biogenetech на поставку препаратов для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний. В сентябре 2019 года регулятор провел инспекцию на производственной площадке компании в Санкт-Петербурге. «Биокад» получил разрешительные документы на три препарата, ведется процедура регистрации еще нескольких. В ноябре 2024 года топ-менеджеры компании встретились с руководством государственной фармацевтической организации Таиланда, обсудили перспективы сотрудничества и подписали меморандум о взаимопонимании.
Фармкомпания «Герофарм» при поддержке торгпредства России начала переговоры с тайской Siam Bioscienc о различных моделях сотрудничества, в том числе обсуждаются розлив и упаковка на территории Таиланда. Российская компания «Рапид Био» в 2022 году получила регистрацию регулятора на экспресс-тесты на ковид и начала первые поставки. Компания продолжает работу по регистрации других своих продуктов и размышляет об открытии собственного производства в Таиланде.
Российские решения в области медицинских технологий и оборудования уже присутствуют на рынке Таиланда. Один из примеров — холдинг «Швабе» группы «Ростех», который официально сообщал, что поставляет свою медицинскую технику в ряд стран Юго-Восточной Азии, в том числе в Таиланд. Речь, как правило, идет об оборудовании для реанимации и выхаживания новорожденных, системах вентиляции легких и другом стационарном оборудовании, рассуждает Сергей Канцеров.
По его словам, российские решения могли бы быть востребованы в сегментах сложной диагностики, реабилитации, расходных материалов и цифрового здоровья — при условии конкурентного качества, цены и готовности пройти тайские регуляторные процедуры.
* Информационная поддержка
Читайте также
Окрошка по-тайски: российские инвесторы ищут свои ниши на ресторанном рынке Азии
Наука
Отраслевые аналитики позитивно оценивают ситуацию на таиландском рынке HoReCa, включающем гостиницы, рестораны, кафе. Компания Market Research Future оценивает общий объем рынка HoReCa в стране в $36,5 млрд. Эксперты этой компании указывают, что отрасль восстанавливается после пандемии ковида: «Туристический сектор Таиланда активно развивается, число международных туристов растет. В 2023 году страну посетили 28,4 млн иностранных туристов, что на 136% больше, чем в предыдущем году», — пишут
Цифровой Узбекистан: почему страна переходит к информационной экономике
Наука
Первый узбекистанский «единорог», ИТ-холдинг Uzum («виноград» — в переводе с узбекского) в августе 2025 года привлек $70 млн от китайской корпорации Tencent и американской VR Capital при участии FinSight Ventures. В результате оценка Uzum выросла с $1,1 млрд до $1,5 млрд. Uzum стал «единорогом» в марте 2024 года, когда инвестировал в развитие более $100 млн, сообщил Forbes. Одну половину вложили инвесторы, среди которых фонд FinSight Ventures, другую компания получила в виде займа. По итогам
Комментарии (0)
