Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Наука » Шавкат Каримов: «ИТ-рынок в Узбекистане растет сумасшедшими темпами»


Шавкат Каримов: «ИТ-рынок в Узбекистане растет сумасшедшими темпами»

25 ноябрь 2025, Вторник
0
0
Шавкат Каримов — cпециалист в сфере информационных технологий, предприниматель, инвестор и ментор. Работал в США, Бельгии, Швеции, во Франции, в России. Был руководителем департамента поисковой оптимизации в корпорации Microsoft, управлял одним из крупнейших в мире технических сообществ — Answers. Занимал должность вице-президента в глобальной компании BOLD, которая помогает людям готовить резюме, искать работу и развивать карьеру.
— Кто и когда придумал ИТ-сообщество в Узбекистане?
— Прожив 25 лет за границей, я вернулся в Узбекистан. Работал в том числе в международных ИТ-компаниях, занимался поддержкой сообществ. В Узбекистан я приехал для того, чтобы помогать развивать ИТ-индустрию. Три года назад меня пригласили коллеги из организации IT Park и задали вопрос: «Хотим создать ИТ-сообщество. Поможете?» Я ответил, что это классная идея и что я готов, но с одним условием: мы должны действовать независимо от государственных органов.
— Это условие было принято?
— Да. Представители IT Park сказали, что их это полностью устраивает, потому что проект должен быть привлекателен для молодежи и такого результата трудно добиться, если проектом будут руководить «люди в костюмах и галстуках».
— Вы единственный человек с подобной международной экспертизой в Ташкенте или есть и другие?
— Конечно, есть. В нашу команду входят люди, которые успешно работали в международных и российских компаниях, таких как PepsiCo, Alibaba, «Яндекс», Beeline, в авиакомпаниях, банках и торговых сетях — в ИТ-подразделениях, маркетинге и управлении проектами…
— Что сегодня представляет собой ИТ-сообщество, которое вы создали?
— Мы — самая быстрорастущая организация ИТ-отрасли в Узбекистане. Сегодня в сообществе 29 тыс. человек, в том числе школьники, студенты, специалисты, менеджеры и владельцы ИТ-компаний. Также я заметил, что к сообществу присоединился министр по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан Шерзод Шерматов.
— Как вы сформулировали миссию сообщества? Что вы предъявили стране и миру?
— У нас три основные цели. Главная — создать в Узбекистане ИТ-продукт мирового уровня. Я имею в виду продукт, которым пользуются не только на внутреннем рынке, но и во всем мире. Такие продукты есть не во многих странах. Они есть в России, США, Белоруссии (игра World of Tanks), Финляндии (игра Angry Birds), а в Узбекистане такого продукта пока нет.
Вторая цель — мы хотим, чтобы Узбекистан воспринимали в мире как ИТ-страну. На карте планеты есть много государств, которые успешно работают на рынке ИТ-аутсорсинга, — Индия, Пакистан, Бангладеш. Мы намерены быть в одном ряду с ними. Хотим, чтобы к нам обращались за созданием продуктов крупные международные компании. Сегодня Узбекистан зарабатывает на ИТ-продуктах больше $1 млрд в год. Мы планируем в 2030 году увеличить этот заработок до $5 млрд.
Третья — мы хотим выстроить мостики между теми, кто уже добился успеха, работая в таких компаниях, как Google, Microsoft, «Яндекс», и теми, кто находится в начале пути.
— Как стартовал проект?
— Мы начинали с того, что собрали команду волонтеров, которые были готовы работать бесплатно. На приглашение откликнулись 80 человек. Из них мы отобрали 30 Так стартовал проект. Через три месяца мы объявили второй волонтерский набор. Параллельно мы провели презентацию в Университете экономики, рассказали о себе в публикациях ведущих медиа. А недавно мы провели серию роадшоу — посетили 19 городов Узбекистана, причем везде помещение для встреч нам предоставляли бесплатно. Одновременно мы продолжали набор волонтеров — сегодня их уже 830, из которых 99 % работают бесплатно.
— Какие каналы приводят в сообщество новых участников?
— Главные каналы — публикации в основных СМИ Узбекистана, где мы рассказываем о своих проектах, и реферальный трафик — когда люди приводят своих друзей. Притоку людей в сообщество помогают роадшоу, которые мы проводим в городах страны.
— Какие мотивы приводят людей в сообщество?
— Люди реагируют на нашу миссию, о которой я уже рассказал. Они хотят вписаться в этот процесс. Это стремление, в свою очередь, состоит из нескольких мотивов. А еще нетворкинг: люди хотят общаться друг с другом.
Не менее важный мотив — люди хотят приобретать новые компетенции. Этот мотив очень важен для ИТ-компаний, которые заинтересованы в подготовке сотрудников. Поэтому компании готовы поддерживать наш проект.
— Вы сказали, что в сообществе есть и школьники, и состоявшиеся специалисты. Каково соотношение между представителями разных групп?
— Основная масса — молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. Медианный возраст — 18 лет. Иными словами, у нас преобладают школьники и студенты начальных курсов университетов. Такой состав отражает демографические реалии. Узбекистан — очень молодая страна. Доля населения до 18 лет составляет 38 %. При этом удельный вес молодежи в общей численности населения продолжает расти. В год здесь рождаются около 800 тыс. детей.
Мы помогаем молодым резидентам увидеть перспективы, сделать первые шаги в направлении к будущей профессии. Есть люди постарше, которые уже работают в ИТ-компаниях на позициях джуниоров. В Узбекистане остро не хватает специалистов среднего уровня. Одна из задач сообщества — помочь джуниорам вырасти до менеджеров среднего звена. Для этого мы транслируем через инструменты сообщества опыт «сеньоров», то есть старших менеджеров — успешных специалистов, сделавших карьеру в ИТ-отрасли.
— В каких форматах работает сообщество?
— Мы проводим мероприятия: хакатоны, конференции, митапы, роадшоу. Создаем много контента, в том числе обучающего, для СМИ и социальных сетей в разных форматах — в виде текстовых публикаций, видеороликов, подкастов, чатов… Но в первую очередь люди хотят общаться друг с другом. В этом и состоит суть комьюнити. Мы — площадка для общения.
Наша главная платформа — LinkedIn (запрещена в России. — Forbes Club). Мы верим в потенциал этой сети, потому что она объединяет больше 1 млрд пользователей, в том числе около 10 млн руководителей высокого уровня. Это профессиональная сеть, где существуют удобные инструменты для установления новых контактов, для общения. Там есть сервисы рекомендаций, там можно рас- сказывать о своих проектах, публиковать резюме, демонстрировать экспертизу.
— Чему посвящены ваши мероприятия?
— Четыре главных направления, в которых работает сообщество, — образование, карьера, фриланс, стартапы. В свою очередь, главные направления подразделяются на 35 тем, таких как лидерство, управление проектами, коммуникация, продуктивность и так далее. У каждой темы есть свой руководитель. На входе в тему есть тестирование, поскольку желающих всегда больше, чем мест в проекте. Это тестирование может быть выполнено, например, через сложную Google-форму, где от претендента требуются внимание, дисциплина, настойчивость.
— Насколько ИТ-сектор на рынке труда привлекателен для узбекистанской молодежи?
— Если раньше молодые люди в Узбекистане хотели получить профессию юриста, чтобы работать в силовых органах, то теперь они все чаще задумываются о профессии программиста. Это очень существенный сдвиг, который говорит о том, что цифровая экономика становится все более интересной для молодежи.
— Можете ли привести примеры, как сообщество помогает молодым людям интегрироваться в профессию и двигаться по карьерной лестнице?
— Например, мы проводим курсы с российским хедхантером, основателем TalentLAB, экспертом Forbes Club Аленой Владимирской. Работа идет в малых группах. Мы помогаем строить карьерные планы, анализируем навыки, в том числе гибкие. Организуем языковую подготовку: во многих компаниях требуется знание трех языков — узбекского, русского и английского. По итогам предусмотрены тесты и помощь в трудоустройстве.
У нас много примеров трудоустройства участников сообщества в ИТ-компании или в ИТ-подразделения банков, предприятия другого профиля — по итогам этих и других курсов. На хакатонах и конференциях мы оцениваем профессиональные возможности участников сообщества и готовы рекомендовать их на позиции, заявленные компаниями. В том числе у нас есть кейсы, когда наши резиденты поступали на работу в россий- ские компании, например в «Яндекс».
— А какая программа предусмотрена на ваших роадшоу?
 — Этот проект мы делали семь месяцев и семь дней. Главные темы, которые мы обсуждаем на этих встречах, — позиционирование на рынке труда, построение и продвижение личного бренда, создание и развитие стартапов. Также на роадшоу мыдемонстрируем успешные кейсы наших экспертов.
— Вы можете поделиться таким кейсом с читателями?
— На наших встречах выступает молодой парень, который живет в Бухаре и зарабатывает на программировании около $40 тыс. в год в качестве независимого фрилансера. Он рассказывает о своей карьере, об инструментах, которые использовал для продвижения личного бренда.
— Из ваших ответов я делаю предположение, что в фокусе работы сообщества не только цифровые компетенции, но и такие навыки, как коммуникации, взаимодействие с коллегами, маркетинг.
— Да. Эти навыки — поведение в социальном пространстве — очень большая проблема. Мы начинаем с мелочей, например не пускаем опоздавших в зал во время роадшоу и других наших мероприятий, потому что опоздания — это распространенная практика: люди опаздывают на встречу, на вебинары, на конференции. Мы объясняем, что пунктуальность и обязательность очень важны и что отношения с коллегами и партнерами надо строить на основе взаимного уважения, которое начинается с пунктуальности, с умения ценить свое и чужое время, с привычки соблюдать дедлайны.
— Как институционально выстроена эта работа? Как сообщество, оценивая профессиональные навыки кандидата, может способствовать карьерному росту человека?
— Этот трек в сообществе называется «Будущие лидеры».  Мы помогаем выстроить траекторию карьерного роста с помощью геймификации, игровой состязательности.
В перспективе эта деятельность будет оцифрована. Мы строим платформу для волонтеров, которая будет показывать участнику его собственный рост и рост других волонтеров. Это будет сообщество внутри сообщества. Пока эта платформа не распространяется на карьерную и стартаперскую деятельность участников. В перспективе будет распространяться.
— Какие еще платформы действуют внутри сообщества?
— Базовой платформой для нас является сеть LinkedIn (запрещена в России. — Forbes Club), об этом я уже говорил. Кроме того, у нас есть собственная платформа, которая представляет собой биржу фриланса, — UZITHUB, похожая на  Freelance.ru, где частный или корпоративный клиент может размещать заказы, а исполнитель — браться за их реализацию. Этот проект открыт не только для программистов, но и для дизайнеров, технических писателей, переводчиков.
Другой наш проект — «IT Жавоблар» (узб. «ИТ-ответы». — Forbes Club). Он представляет собой вариант Stack Overflow, где любой желающий может задать вопрос и получить помощь коллег. Подобный сервис есть также у Microsoft. Ценность проекта в том, что он на узбекском языке и помогает программистам, которым трудно разобраться в технических вопросах на русском или английском языке.
Третья платформа, которую мы используем, — мессенджер Telegram. Им пользуются 70 % населения Узбекистана. В Telegram у нас много чатов по конкретным направлениям и проектам. В этих чатах обсуждаются и технические аспекты, и карьерные вопросы. Участники консультируют друг друга, помогают в принятии решений.
— А есть ли в сообществе институт менторов? Может ли выпускник Ташкентского университета информационных технологий пригласить в наставники человека, который уже работает в компании и способен подсказать, какие шаги надо сделать, чтобы добиться успеха?
— Мы видим, как в чатах устанавливается партнерство между опытными и молодыми резидентами, но институт менторства еще не сложился. Мы думаем над этим и изучаем лучшие международные практики.
— Какие международные проекты есть у сообщества? Как на вас реагируют зарубежные ИТ-компании, которые представлены в стране?
— Из крупных ИТ-вендоров здесь действует SAP. Что касается Microsoft, Google, Meta (запрещена в России. — Forbes Club), у них есть здесь бизнес, они платят налоги на территории Узбекистана, но представительства еще не открыли. У Google здесь есть сообщество разработчиков. Компания проводит конференции Google DevFest, которые собирают по 5–7 тыс. человек.
Мы поддерживаем контакты с зарубежными ИТ- компаниями, действующими в стране, в частности с компаниями из России, Китая, США, Саудовской Аравии. Также у нас налажено сотрудничество с Women in Tech — это самая крупная международная женская организация в ИТ, она работает в 60 странах мира. Ее основательница Аюми Мур Аоки уже четыре раза приезжала в Узбекистан. Кроме того, у нас развивается сотрудничество с японской организацией Nippon Foundation.
— Можете ли вы оценить перспективы сообщества в цифрах? Какой, по вашим расчетам, будет численность сообщества через три года?
— Когда мы начинали проект, мы провели анализ рынка и пришли к выводу, что в ИТ-отрасли Узбекистана работают около 200 тыс. человек. Тогда мы планировали на горизонте трех лет собрать в сообществе 20 тыс. человек, но в реальности в составе сообщества 29 тыс. участников. Сейчас наши прогнозы составляют 100 тыс. человек — такой будет численность сообщества через три года. Мы будем рады видеть в своих рядах не только программистов, но и преподавателей информатики, студентов и школьников старших классов. ИТ-рынок в Узбекистане растет сумасшедшими темпами, и мы будем расти вместе с ним.
По оценке Госкомстата Узбекистана, вклад информационно-коммуникационного сектора в ВВП страны в 2024 году составил около 3%. По данным Бехзода Хошимова, доцента кафедры бизнеса, организаций и общества Отделения социальных наук Нью-Йоркского университета в Абу-Даби, добавленная стоимость в секторе информационно-коммуникационных технологий в экономике Узбекистана растет со скоростью до 42% в год. «Этому способствует «эффект низкой базы», — ответил на запрос Forbes Club Бехзод Хошимов.
Читайте также
Tom Tailor может закрыть франчайзинговые магазины в 15 городах
Tom Tailor может закрыть франчайзинговые магазины в 15 городах
Наука
О том, что сеть магазинов Tom Tailor может закрыть франчайзинговые точки в 15 городах, сообщила руководитель отдела по развитию бизнеса компании Елена Судакова, передает «РИА Недвижимость». По ее словам, на фоне налоговых изменений многие региональные партнеры компании обращаются с просьбой выкупить их магазины. Компания уже приобрела партнерские точки во Владивостоке и Иркутске, арендовавшие помещения по высокой ставке, и продолжает выкупать магазины. Но, подчеркивает Судакова, всю сеть
Дефицит бюджета сложился в 56 регионах России
Дефицит бюджета сложился в 56 регионах России
Наука
Расходы региональных бюджетов растут быстрее доходов — по итогам девяти месяцев 2025 года первые выросли на 14,6% (на 7,8% в 2024 году) относительно прошлого года, а вторые — на 6,9% год к году, до 16 трлн рублей, пишут «Ведомости» со ссылкой на обзор «Эксперт РА», посвященной динамике показателей регионов. Суммарный дефицит бюджетов регионов за обозреваемый период составил 169,2 млрд против профицита год назад в 849,1 млрд рублей, подсчитали эксперты. Дефицит бюджета сложился в 56 регионах,
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив