Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Наука » Завод в Roblox и охота на мерч: что делают бренды, чтобы привлечь внимание зумеров


Завод в Roblox и охота на мерч: что делают бренды, чтобы привлечь внимание зумеров

12 декабрь 2025, Пятница
0
0
Завод в Roblox и охота на мерч: что делают бренды, чтобы привлечь внимание зумеров
Бизнес ожидает, что в 2026 году себестоимость товаров и услуг вырастет, показал опрос сервиса «Актион Финансы». В ответ на это компании будут сокращать расходы. Половина респондентов, например, планирует урезать бюджеты на маркетинг.
Вместе с этим дорожают и становятся менее эффективными классические рекламные инструменты, отмечает Марат Юсупов, автор одноименного Telegram-канала о маркетинге. «Реально круто ими пользоваться смогут единицы — те, у кого есть опыт или умелая команда по настройке «[Яндекс] Директа» или таргетинга», — подчеркивает он. Малому бизнесу необходимы креативные решения — только так можно выделиться из толпы конкурентов, говорит Юсупов.
Необычный маркетинг — это рабочий инструмент в эпоху экономики внимания, когда баннеры не замечают, видеорекламу пролистывают, а традиционная «наружка» растворяется в бесконечном визуальном потоке, отмечает основатель digital-агентства bQ Group Дмитрий Бескромный. Причем малому и среднему бизнесу в этой ситуации даже проще, чем корпорациям. «Ограниченность ресурсов парадоксально становится окном возможностей: можно быстро тестировать вирусные истории, юмор, нестандартные форматы и находить ходы, которые крупным компаниям недоступны из-за их инертности и масштаба», — считает эксперт. Кроме этого, небольшие бренды умеют особенно чувствовать локальные мемы, контекст или смешные повседневные детали, которые корпорациям сложнее заметить. К примеру, недавно парфюмерный бренд Predubezhdai разместил на витрине магазина в Москве снеговика с уставшим лицом — он, как и многие, устал работать в ожидании новогодних праздников, полагает Бескромный. «Это великолепная иллюстрация элегантного ситуатива, который часто недоступен большим корпорациям», — объясняет он.
Другой пример — акция петербургского бара «Стоп-ка». В октябре 2025 года в соцсетях завирусилось видео, на котором посетителям, предъявившим грамоты со школьных олимпиад «Русский медвежонок» и «Кенгуру», предлагали бесплатные настойки. Ролик в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) бара набрал более 3 млн просмотров. Благодаря акции выручка заведения за месяц выросла в 2,5 раза, говорит основатель «Стоп-ки» Александр Кравец (точную сумму не раскрывает). После того, как хайп прошел, продажи снизились, но закрепились на уровне выше, чем до акции. Подобная механика ничего не стоит, при этом обращается к коллективной памяти поколения зумеров и миллениалов, которые учились в нулевых, объясняет Бескромный. Именно поэтому кампания разлетелась по соцсетям и превратилась в вирусную волну, считает он.
Forbes рассказывает о трех ярких маркетинговых кампаниях небольших брендов.

Коллаборация с фермером

В июне 2025 года бренд Ushatava сделал лицом своей рекламной кампании фермера-блогера из Астраханской области Тимура Далгатова. Популярность ему принесло видео с кошкой, которая перепутала чужих котят со своими, — у ролика более 35 млн просмотров. Далгатов продолжил снимать «суету в родильном отделении» — так он говорил о своих беременных кошках, а также показывал пастуха-корги, осла и других животных. Сейчас у фермера 1 млн подписчиков в Instagram. 
Бренд снял в своей новой коллекции блогера в его привычном окружении — на сеновале и на фоне стада коров. На одной из фотографий Далгатов стоит с веслом в руках рядом с бельевой веревкой, на которой сушатся трусы. Видео со съемки набрало 1,5 млн просмотров в Instagram.
Бывший главный редактор мужского журнала The Rake Александр Рымкевич в своем Telegram-канале назвал кампанию одной из лучших за последнее время и отметил, что это яркий пример «локальности». По словам основательницы агентства по масштабированию фешен-бизнеса «Штаб» Станиславы Нажмитдиновой, реклама с фермером — хороший пиар-повод, который принес бренду просмотры и новых подписчиков в соцсетях. Расходы Ushatava на маркетинг (съемку, выезд команды, возможный гонорар блогеру и услуги PR-агентства) не превышали 1 млн рублей, оценивает эксперт.
Это не первая такая «провокация» Ushatava, продолжает Нажмитдинова. В 2024 году компания выложила на «Авито» одежду из новой коллекции за несколько дней до старта продаж. В соцсетях бренд заявил, что объявления разместил сотрудник, имевший доступ к вещам, и пообещал разобраться с ситуацией. Позже компания призналась, что слив был пиар-ходом.

Промоквест

Необычные маркетинговые офлайн-кампании с лета 2022 года проводит творческое объединение ÖMANKÖ. Тогда к продаже готовилась партия кепок, которую ждали подписчики, рассказывает сооснователь компании Севада Восканян. В качестве промо бренд решил устроить офлайн-игру, которую назвали «Öхота»: в выбранный день в отдельном Telegram-канале публиковались локации в центре Москвы, где были размещены стикеры. Люди, которые находили их, получали в подарок кепки. В первой «Öхоте» участвовало около 400 человек. Среди них было много студентов на каникулах, поэтому активность аудитории была высокой, полагает Восканян.
Кампании обычно приурочены к выходу новых коллекций. Они продаются недалеко от места офлайн-игры, так что участники, которым не достались призы, могут купить их после «Öхоты». Часто игроки пользуются этой возможностью, утверждает Восканян. «В прошлом году на мероприятие в Санкт-Петербурге пришло много людей, и партия в 1000 худи была раскуплена почти полностью», — говорит он. Впрочем, коллекции бренда из-за ограниченного тиража обычно быстро распродаются и без офлайн-мероприятий, добавляет Восканян.
Позже у проекта появились партнеры: среди участников «Öхоты» разыгрывали технику от сети магазинов restore:, кроссовки от ресейл-проекта Sortage, футболки от бренда XSAI и пр. Активности также подсвечивал основной Telegram-канал ÖMANKÖ. По словам основателя Sortage Антона Трунова, с помощью такой кампании его бренд приобщился к уличной культуре и повысил узнаваемость.
В одном из мероприятий участвовала сеть «Золотое яблоко»: в ноябре 2023-го прошли игры в Москве и Санкт-Петербурге, суммарно в них участвовали не менее 4000 человек, вспоминает Восканян. Ретейлер организует совместные активности с брендами, чтобы развлечь и вовлечь клиентов, сообщили в пресс-служба «Золотого яблока». Последняя «Öхота» проходила осенью 2025-го с участием концепт-стора Studio Slow, аудитория мероприятия составила около 1500 человек.
Формат не стареет и по-прежнему нравится людям, отмечает Восканян. «Это фактически бесплатная вирусная маркетинговая активация, которая не требует огромного количества затрат — только предметы, которые мы даем в качестве приза, и сами стикеры», — говорит он.
Популярность формата подтверждает также основатель бренда .solutions Глеб Костин. По его словам, эмоции, которые можно получить в реальном мире, в эпоху онлайна становятся более ценными. В октябре 2024 года .solutions и киберспортивная команда AMKAL ESPORTS представили коллекцию одежды и аксессуаров на тему Counter-Strike. Мерч в Mystery Box (коробка со случайным набором предметов. — Forbes) продавался за 5000 рублей, а часть предметов могли выиграть участники офлайн-игры в Санкт-Петербурге: в городе были спрятаны ключи, которые можно было обменять на мерч. По словам Костина, за мероприятием следили 5000 человек.

Брендированная игра

В октябре 2025 года бренд подарочного мармелада «Мармеладыч» запустил два плейса (игры, созданные пользователями. — Forbes) на платформе Roblox. Идея появилась год назад, рассказывает основатель компании Григорий Соловьев. Присутствие в Roblox должно было привлечь новую, совсем молодую аудиторию, которая не пользуется YouTube, основной площадкой бренда. В плейсах нужно выполнять задания, например взобраться на самую высокую точку карты или найти кошку монтажера, и получать за это награды.
На разработку первого плейса «Завод Мармеладыча» ушло 5 млн рублей, рассказывает Соловьев. Сначала он обратился в агентство, которое пообещало сделать проект под ключ за 4 млн рублей, однако спустя девять месяцев он все еще не был готов. Тогда Соловьев собрал собственную команду, работа которой обошлась гораздо дешевле агентства. В доработку проекта он вложил 1 млн рублей. Сотрудники создали и второй плейс — JellyWorm DROP, где также нужно путешествовать по локациям и выполнять задания. Вложения в него составили всего 500 000 рублей. 
Осенью обе игры появились на Roblox. Среднее количество пользователей в день у первой игры достигало 100 человек, второй — 20 000 человек, рассказывает Соловьев. Разница связана с тем, что алгоритмы платформы не продвигают плейсы с прямым упоминанием бренда — такие как «Завод Мармеладыча», поэтому привлечь туда пользователей сложнее, объясняет предприниматель. «Плейс от бренда в Roblox — история не про заработать. Скорее просто повеселиться, добавить контакт с аудиторией», — рассказывает Соловьев. 
Окупить «Завод Мармеладыча» в Roblox он не планировал, а на втором проекте компания могла заработать, например за счет внутриигровых покупок, однако в декабре Роскомнадзор заблокировал платформу. Соловьев пока наблюдает за ситуацией. «Если русскоговорящая публика в Roblox сократится, то будем сворачивать все инвестиции и проект», — говорит он. 
Rоblox не единственная площадка, где бренды могут придумывать свои игры. Похожим образом работает Fortnite. В ней свои миры создают в основном крупные компании. В их числе, например, VK и «Яндекс».
Читайте также
Академик Сергей Иллариошкин — Forbes: «Самая большая беда — отсутствие чувства меры»
Академик Сергей Иллариошкин — Forbes: «Самая большая беда — отсутствие чувства меры»
Наука
— Сергей Николаевич, могли бы вы в двух словах рассказать об основных направлениях работы Российского центра неврологии и нейронаук? Какие проблемы он исследует, с какими болезнями борется? — Этот год для нас — особый: нам исполняется 80 лет, и как раз к празднованию этой знаменательный даты мы стали Российским центром неврологии и нейронаук. Произошедшее в юбилейный год преобразование в полной мере отражает и статус, и возможности нашего учреждения. Институт неврологии был создан в 1945 году,
ЦБ перечислил составляющие сумму ущерба факторы по иску к Euroclear
ЦБ перечислил составляющие сумму ущерба факторы по иску к Euroclear
Наука
Сумма ущерба, которую Банк России потребует взыскать с бельгийского депозитария Euroclear в Арбитражном суде Москвы, складывается из суммы заблокированных средств, принадлежащих регулятору, стоимости заблокированных ценных бумаг и упущенной выгоды, сообщила пресс-служба ЦБ в комментарии Forbes. Непосредственно заявленную сумму ущерба регулятор не раскрыл. ЦБ рассчитывает подать иск 12 декабря. О решении подать иск к Euroclear в российский суд ЦБ объявил утром 12 декабря. По версии регулятора,
ЦБ решил взыскать убытки с Euroclear в Арбитражном суде Москвы
ЦБ решил взыскать убытки с Euroclear в Арбитражном суде Москвы
Наука
Банк России решил подать иск к европейскому депозитарию Euroclear о взыскании убытков в Арбитражный суд Москвы, говорится в сообщении ЦБ. Такое решение ЦБ принял «в связи с незаконными действиями» Euroclear, а также с тем, что Еврокомиссия рассматривает варианты прямого или косвенного использования российских активов без согласия регулятора. «Действиями депозитария Euroclear Банку России был причинен вред, обусловленный невозможностью распоряжения принадлежащими Банку России денежными
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив