Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Спорт » Формула прорыва: как спортивное кино само ставит технические рекорды и развивает жанр


Формула прорыва: как спортивное кино само ставит технические рекорды и развивает жанр

27 июнь 2025, Пятница
1
0
Формула прорыва: как спортивное кино само ставит технические рекорды и развивает жанр
Спортивное кино в последние годы как никакое другое твердо настаивает — правила игры изменились. Художественные проекты заимствуют инновационный подход к трансляции спортивных состязаний, применяя новые технологии. Нововведения касаются не только проектов про гонки, в которых особенно важно суметь передать драйв и экстремальность набранных героями скоростей, чтобы подарить аудитории иммерсивный опыт восприятия. Эти же новаторские интеграции касаются фильмов про баскетбол и даже доков про скалолазание. Но обо всем по порядку.
«Формула-1» рассказывает про отправившегося на покой звездного гонщика Сонни Хейса (Брэд Питт), не справившегося с последствиями страшной аварии, произошедшей еще в 1990-х. Теперь же у него появляется шанс вернуться на гоночный трек, но в статусе наставника. Его пытается захантить владелец команды APXGP с просьбой присоединиться к ним в качестве второго пилота и тренера для вундеркинда Джошуа Пирса (Демсон Идрис). 
Один только съемочный процесс фильма Косински длился несколько лет, демонстрируя свой размах. Более того, создатели ленты сразу дали понять, что не станут мелочиться. Если локация, то во время настоящего Гран-при Великобритании сезонов 2023/2024. Если болиды, то модифицированные машины Mercedes из «Формула 2» и «Формула 3». Если консультант, то семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон, также выступивший сопродюсером картины (фильм в целом сделан не без активного участия «Формулы 1»). Если бюджет, то не менее $200 млн (изначально звучала сумма $300 млн, но сами продюсеры поспешили от нее откреститься), львиную долю которого вложил стриминг Apple TV+, после широкого проката забирающий ленту в свой эксклюзивный каталог.
Смелость и масштаб ощущались и в технической стороне вопроса: как сделать не только дорого-богато, но и захватывающе. Для достижения максимального эффекта от скорости, до которой разгоняются гонщики на экране, вдоль их автомобилей были установлены специальные камеры Sony разрешением 6K (в прокате картина, в том числе, будет идти в формате IMAX). Это технология лишь немного использовалась в том же «Топ Ган: Мэверик», но впервые в истории кино обретает подобный размах. Во многом это стало возможно из-за компактности самих камер нового поколения.
Вот как говорит о них Брэд Питт: «На каждый болид было установлено по 6 камер. Поверьте, вы еще никогда не воспринимали скорость на экране так, как ее передает наш фильм. Я не гонщик и не представлял, что такое — оказаться пилотом гоночного автомобиля, ощутить всю его мощь. В этом столько агрессии и ловкости. Мне кажется, нам удалось достичь полного эффекта зрительского погружения в салон автомобиля и от лица гонщиков».
Новаторским оказалось и промо фильма, в котором тоже задействованы технологии и пригодились возможности Apple TV+. Накануне премьеры стриминг выпустил необычный дополнительный трейлер, доступный только подписчикам внутри приложения. Это видео с тактильным откликом — смартфон при его просмотре вибрирует и трясется в такт динамичным сценам. Все благодаря вибромоторчику, которым снабжены айфоны — с его помощью ролик удалось синхронизировать с тряской машины и ревом мотора в кадре. Не сказать, что это какой-то революционный метод промо фильма, способный изменить индустрию, но точно оригинальный и аутентичный в контексте тематики «Формулы 1».
Картина Косински — не первый гоночный проект, замахнувшийся на сложные технологии съемок. Еще байопик «Гонка» Рона Ховарда 2013 года хотел стать новым словом в жанре. Лента была посвящена непримиримому соперничеству двух реальных гонщиков «Формула 1»: плейбоя-англичанина Джеймса Ханта (Крис Хемсворт) и перфекциониста-австрийца Ники Лауда (Даниэль Брюль). Съемки частично проходили на оригинальных гоночных аэродромах с использованием настоящих болидов команд «Хескет», «Феррари», «Макларен» или их точных реплик (в том числе можно заметить уникальный шестиколесный болид Tyrrell P34). А оператор Энтони Дод Мэнтл стремился максимально передать драйв сцен гонок также установив с внешней стороны автомобилей специальные камеры. Но их разрешение тогда достигало лишь 2K.
Давно наше восприятие спортивных фильмов стараются изменить проекты про баскетбол, в которых также важна внутренняя динамика и скорость фиксации всего происходящего на корте. В картине 2022 года «Прорваться в НБА» с Адамом Сэндлером в роли баскетбольного скаута постановщик Джеремайя Сагар применил новый подход к съемкам, добиваясь субъективного взгляда на матч как бы от первого лица. «Обычно вы смотрите баскетбольные фильмы извне — как показывают игры по телевизору. Но мы решили снять наш проект изнутри, как часто происходит в лентах про бокс — изнутри ринга», — объяснял свой подход режиссер.
Для достижения нужного эффекта он вместе с оператором Заком Маллиганом придумали новаторский метод использования камер. Некоторые из них были совсем крошечными экшен-камерами GoPro — их закреплял на руках актеров, игравших баскетболистов. Другие камеры — побольше, но все еще компактные — были установлены на специальные движущиеся платформы, что позволяло им перемещаться между ног артистов, носящихся по корту.
Не менее значимым для жанра является оскароносный экстремальный док «Фри-соло» 2018 года. Картина посвящена достижению Алекса Хоннольда — первого человека, сумевшего без какой-либо помощи подняться на вертикальную 900-метровую гору «Эль-Капитан», расположенную в национальном парке Йосемити (Калифорния). Техническая подкованность режиссеров Джимми Чина и Элизабет Чай Васархели, а также операторов Клэр Попкин и Мики Шефера была важна в первую очередь для того, чтобы суметь продолжить съемку на немыслимой высоте, с непригодных для этого точек и ракурсов. 
Чтобы воплотить свой замысел, создатели ленты не только использовали миниатюрные GoPro, но и профессиональные камеры с разрешением 4K, широкой линзой и мощным зумом. Съемка во всех деталях была продумана заранее, потому что во время выполнения подъема альпиниста ничего невозможно было переснять с нескольких дублей. При этом для съемок общих сцен авторы наотрез отказались использовать дроны, чтобы те не отвлекали и не мешали Алексу взбираться на вершину.
Всего же нынешние картины о спорте с технической точки зрения держатся на четырех китах. Слоу-мо эпизоды снимаются с помощью высокоскоростных камер. Они используются для создания эффекта замедленного движения (рапид) и захвата динамичных сцен, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Такие камеры способны снимать с частотой, значительно превышающей стандартные 24 кадра в секунду, что в свою очередь позволяет при просмотре в обычном режиме получить плавное и детализированное замедленное изображение. 
Все чаще применяется технология захвата движения, пришедшая в кино из гейминга и профессионального спорта, где датчиками измеряются физические показатели атлетов. Технология визуальных спецэффектов CGI и в пока еще редких случаях технология дополненной реальности (AR), которую тоже активно используют в тренировочном процессе настоящие спортсмены, моделируя игровую ситуацию. Или задействуют в трансляциях — так, УЕФА уже внедрило AR как дополнительную опцию в своем приложении: ею можно воспользоваться при анализе матчей, игровой статистики и так далее.
Помимо этого художественные проекты о спорте учатся заимствовать наработки реальных спортивных трансляций, в которых технологии уже давно играют важнейшую роль. А потому уже сейчас, исходя из их достижений можно предположить, каким будет следующий шаг в создании игрового спортивного кино. Например, во время показа матчей нередко применяются 360-градусные камеры. Они позволяют зрителям в реальном времени видеть изображение в любом направлении, достигая эффекта полного присутствия. Это возможно благодаря одновременной съемке видео со всех сторон и последующему объединению изображений в единую панораму.
Многие эксперты предсказывают, что внедрение подобных технических эффектов в художественное спортивное кино только увеличит его ценность. Все потому что это позволит создать уникальный симбиоз глубокой истории, понятной аудитории на чувственном уровне, и технологических решений для ее воплощения — в том виде и с таким невероятным зрительским опытом, каких еще не бывало.
Читайте также
«Витязь» исключён из КХЛ до 2030 года
«Витязь» исключён из КХЛ до 2030 года
Спорт
Пресс-служба Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) объявила об исключении подмосковного «Витязя» из лиги до сезона-2029/30. «Команда «Витязь» исключена из состава участников чемпионата КХЛ сезонов 2025/2026–2029/2030, а команда «Русские Витязи» исключена из состава участников чемпионата МХЛ сезона-2025/2026», — говорится в заявлении КХЛ. Совет директоров также принял решение присвоить статус «Неограниченно свободный агент» игрокам «Витязя» с 15 июля 2025 года, если до указанной даты спортивные
Минспорт обновил стандарт физподготовки для киберспортсменов
Минспорт обновил стандарт физподготовки для киберспортсменов
Спорт
Минспорт разработал новый федеральный стандарт спортивной подготовки по киберспорту. Соответствующий приказ опубликован на портале правовой информации. В документе перечислены нормативы общей и специальной физической подготовки киберспортсменов. Среди нормативов физической подготовки по виду спорта «компьютерный спорт» — бег на 30/60 метров, отжимания, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, поднимание туловища из положения лежа на спине, выполнение теста на оценку простой
Определились все участники плей-офф клубного чемпионата мира
Определились все участники плей-офф клубного чемпионата мира
Спорт
В ночь на 27 июня прошли заключительные матчи группового этапа клубного чемпионата мира, по итогам которых определились последние участники плей-офф. В заключительном туре группового этапа мадридский «Реал» разгромил австрийский «Зальцбург» (3:0), а саудовский «Аль-Хиляль» нанес поражение мексиканской «Пачуке» (2:0). В 1/8 финала «Реал» сыграет против итальянского «Ювентуса», а «Аль-Хиляль» встретится с английским «Манчестер Сити». Среди других пар 1/8 финала: «Палмейрас» (Бразилия) —
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив