112 человек в каюте и кругосветка: спрос на зарубежные круизы бьет рекорды

В 2025 году спрос на круизы уже в полтора раза обогнал пиковый 2019-й, рассказывают эксперты. Прирост в продажах по сравнению с 2024-м составил 53%, как показала статистика туроператора PAC Group, пояснили Forbes в компании: «По итогам года показатель будет еще более впечатляющим: летом активно бронируются туры по Персидскому заливу — там сезон длится с ноября по март».
«У нас количество туристов, которые отправляются в морские круизы, выросло на 30% по сравнению с 2024 годом», — посчитали для Forbes в компании CruClub. На некоторые направлениях рост в разы — например, путешествующих в Японию стало в 2,25 раз больше.
Еще недавно единственным вариантом начать путешествие из «домашнего» порта за границу был круиз из Сочи в Турцию на лайнере Astoria Grandе, он открылся в 2024 году. Но появился и еще один вариант, совсем не круизный, но интересный: 6 августа возобновилось паромное сообщение из Владивостока в курортный город Сокчо в Южной Корее. Можно отправиться в путешествие в общей каюте на 112 человек — на татами, разложенном в огромном зале, поездка займет 22 часа. На судне для более взыскательных путешественников имеются еще 8-местные каюты с татами и обычные с кроватями, рассчитанные на двух, четырех или шестерых пассажиров.
Вокруг света за 141 день
В 2022-2023 годах наблюдался спад в продажах зарубежных круизов, весь фокус тогда сместился на внутренний туризм, рассказывают эксперты. «Зато продажи круизов по российским рекам три года подряд шли семимильными шагами», — вспоминает в беседе с Forbes генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский.В 2024 году интерес к путешествиям по воде за пределами России оживился. В начале сезона 2025-го туроператоры заметили резкий рост бронирований круизов на европейских и азиатских направлениях. Сработал отложенный спрос — путешественники соскучились по зарубежным турам, замечает Михайловский. Особенно заметный рост на лайнерах, где собираются группы россиян и туроператоры добавляют сервис на русском языке — сопровождающие туристов сотрудники, экскурсии, развлечения.
У круизной компании «Созвездие», партнера «Инфофлота», в 2024-м появился новый маршрут — круизы по Нилу. Они продавались так хорошо, что компания зафрахтовала целый теплоход Jaz Al Qassida. Впервые российская круизная компания арендует корабль (56 мест) целиком и делает собственный продукт за рубежом, уверяет Михайловский. На 2025-2027 годы запланировано 85 круизов. К турам добавляются по два дня экскурсий в Каире с посещением пирамид Сфинкса, а также пляжный отдых в Хургаде. Пятнадцатидневный круиз стартует в Каире и охватывает весь судоходный Нил. «Созвездие» продает и круизы по китайской реке Янцзы, недавно появился круиз по Дунаю на Новый год.
Морские путешествия из Турции в Грецию, которые запустила этим летом компания из Саудовской Аравии Aroya, стали хитом сезона, делится наблюдениями с Forbes Мария Романова, генеральный директор компании TOURisME. Сейчас цены стартуют от 44 162 рублей за пять ночей для одного путешественника в каюте без окна с питанием «все включено» (без перелета).
TOURisME начала продавать круизы полтора года назад, увидев в этом сегменте огромный потенциал. В июле 2025-го продажи выросли в четыре раза по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Всего же с 2019 года количество компаний, продающий круизы, выросло в 3-3,5 раза, по оценке Андрея Михайловского.
Самые востребованные — недельные круизы, но есть и кругосветки на 141 день. Цена вопроса — от 1,6 млн рублей за каюту без окна до 2,2 млн рублей за каюту с балконом. Круиз начинается в Италии, лайнер с пятизвездочным сервисом заходит в порты Неаполя, Сантьяго, на остров Пасхи, в Сидней, Токио, Сингапур, Куала-Лумпур — всего 44 остановки.
Лидером продаж у PAC Group по итогам 2025-го станет Персидский залив, на него приходится 45% бронирований. Всего уже есть 12 000 броней на лайнер MSC Euribia на 2025-2026 годы в этом регионе. Лайнеры выходят из Дубая, делают остановки в Дохе, Бахрейне и возвращаются в ОАЭ. На втором месте — Средиземное море (Италия, Испания, Франция, Греция), на него приходится 41% продаж.
PAC Group — генеральный представитель MSC Cruises с флотом из 23 лайнеров (принадлежит итальянской семье Апонте). Сейчас их все больше адаптируют под наших туристов: русский язык стал одним из основных в приложении MSC, появляются табло, информационные материалы, сотрудники, которые говорят на русском.
У компании «ЛаВояж-круизы & путешествия» самый большой рост продаж — на круизы из Шанхая и Гонконга по Японии, на которых для россиян действует безвизовый транзит. Популярен и Персидский залив. И все это благодаря тому, что из России есть прямые авиарейсы в Китай, ОАЭ и Катар, объяснили Forbes в компании. Маршрут «Китай — Япония — Южная Корея — Китай» стал абсолютным бестселлером в последние два сезона. Спрос обусловлен еще и тем, что компания организует русскоязычный сервис на борту в популярные у россиян даты.
Круизный оптимизм
В этом году круизный турпоток за пределы России составит около 130 000 туристов, по оценке основателя компании CruClub Михаила Алексеева. «У нас количество туристов, которые отправляются в морские круизы, выросло на 30% по сравнению с 2024 годом», — уточнил он. На некоторые направлениях рост в разы: например, путешествующих в Японию на круизных лайнерах стало в 2,25 раза больше.Круизерам стали нравится сложные и неспешные туры, когда к круизу добавляется экскурсионная программа на два-три дня в городе, откуда отплывает корабль — например, в Шанхае, Стамбуле или Барселоне, рассказывают туроператоры, с которыми поговорил Forbes. По их словам, у россиян растут запросы на новые стили путешествий, они готовы тратить больше на необычный опыт.
По соотношению цены и набора услуг круизы становятся более привлекательными, чем отдых в береговых отелях, уверяют туроператоры.
Но у путешественников могут быть сложности с планированием маршрутов. Например, с шенгенскими визами: чтобы успеть к летнему сезону, их надо начинать делать зимой. Если заказывать визы через посредника, обходятся они порой в 50 000 рублей на человека. «Если туристы делают визу Греции сами, им зачастую дают ее только на даты поездки, а если через туроператора под круиз — их делают быстрее и часто дают на год», — уточняет Романова.
Зарубежный круиз может обойтись дешевле путешествия по российским рекам, аналогичного по длительности и набору услуг. Например, круиз из Барселоны в Майами на 24 дня с 28 октября 2025 года на лайнере MSC SeaSide стоит 560 000 рублей за каюту на двоих с балконом, питание, безалкогольные напитки, сервисные и портовые сборы и Wi-Fi для одного устройства.
Все основные услуги, включая бассейн на борту, экскурсии и развлекательная программа, входят в этот тариф. В то же время круиз на 15 сентября на теплоходе «Лунная соната» из Москвы в Кижи и Петербург на 14 дней стоит 528 580 рублей на двоих в каюте полулюкс с балконом.
Однако в основном туры на иностранные лайнеры наши туроператоры продают без перелета. Иногда в цену не входят сервисные сборы, они могут составлять €15 в день на каюту.
К круизу из Барселоны в Майями надо добавить цену шенгенской и американской виз, авиабилетов и трансферов. Перелет Москва-Барселона на Pegasus Airlines в октябре обойдется примерно в 60 000 рублей на двоих без багажа. Из Майами в Москву цены у Turkish Airlines начинаются от 170 000 рублей на двоих. При этом перелеты с пересадками займут минимум 38 часов. Туроператоры предупреждают: лучше прилетать за два дня до старта круиза, чтобы успеть в случае задержек рейсов в России.
Читайте также

Бегом за долларами: почему в России вырос спрос на иностранную валюту
Наука
Спрос на валюту Инвесторы-физические лица в июле нарастили объем нетто-покупки иностранной валюты, сообщил ЦБ в своем ежемесячном «Обзоре рисков финансовых рынков». Покупки выросли на 53% по сравнению с июнем и составили 119,5 млрд рублей. Население покупало валюту как на бирже (юань) так и на внебиржевом рынке (доллары и евро). После того, как Мосбиржа в прошлом году попала под блокирующие американские санкции, торги долларом и евро там остановились. Тем не менее доллары и евро можно купить
Комментарии (0)