Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Наука » Экономисты указали на недостатки механизма распределения дотаций регионам


Экономисты указали на недостатки механизма распределения дотаций регионам

10 декабрь 2025, Среда
0
0
В российской практике выравнивания бюджетной обеспеченности регионов сегодня наблюдается нарушение всех четырех принципов эффективного распределения. К такому выводу в исследовании «Федеральная политика выравнивания доходов региональных бюджетов: направления совершенствования» (опубликовано в научном журнале «Вопросы экономики») пришел научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Евгений Тимушев. К таким принципам относятся стабильность методики распределения, сохранение рангов регионов по уровню бюджетной обеспеченности после получения финансирования, учет объективных показателей, которые никак не зависят от действий власти субъектов, и, наконец, приоритет выравнивания доходов регионов над их стимулированием. 
Бюджетная обеспеченность рассчитывается как отношение индекса налогового потенциала к индексу бюджетных расходов. Дотации выделяются безвозмездно и без точной цели, но они должны использоваться в определенных направлениях (выплата долгов, поддержка производства, сдерживание цен и т.д.). За время работы механизма с 2005 года наблюдается тенденция к сокращению неравенства между десятью самыми богатыми регионами и десятью самыми бедными до распределения дотаций. Однако «если тренд на сокращение разрыва в результате выделения дотаций и есть, то очень слабый», говорится в исследовании. 
К одному из четырех правил эффективного распределения нецелевых трансфертов автор исследования относит стабильность этого механизма. Методика распределения не должна часто пересматриваться, как минимум на горизонте среднесрочного бюджетного планирования (хотя бы до пяти–семи лет), говорится в исследовании. Однако на практике такие изменения вводятся с перерывом менее чем в пять лет. Также имеет большое значение сохранение рангов регионов по бюджетной обеспеченности после распределения дотаций. По мнению автора, регион с большим уровнем налоговых доходов должен сохранять свою позицию в ранжированном ряду регионов и после распределения дотаций — так у регионов будут стимулы для наращивания налоговой базы. Целью такой политики должно быть сближение удельных налоговых доходов и обеспечение приблизительно одинаковых налоговых благ в субъектах, но на практике нередко изначально более обеспеченные территории оказываются по рангу ниже менее богатых после выделения средств. 
Кроме того, при распределении дотаций важно учитывать расчетные значения доходов бюджетов, а не фактические данные, указано в исследовании. Дело в том, что шаги региональных властей могут приводить к несбалансированности бюджета: например, они могут недостаточно использовать налоговый потенциал региона, или неэффективно исполнять обязательства по расходам. Если принимать во внимание последствия таких действий при распределении выравнивающих дотаций, у региональных властей появятся негативные стимулы — ведь политика, приводящая к разбалансировке бюджета, фактически поощряется. Сейчас же итоговые суммы дотаций зависят не только от объективных факторов бюджетной обеспеченности региона, но и от действий его властей, делает вывод автор работы. 
Наконец, важно, чтобы задача выравнивания расчетных налоговых доходов преобладала над задачей стимулировать их увеличение, подчеркивает Тимушев. При этом наблюдается тренд не просто на усложнение, а на ужесточение условий использования дотаций. Так, с 2024 года, если у региона нет соглашения с Минфином об обязанности увеличивать налоговые и неналоговые доходы, он не имеет права на нецелевые трансферты. 
«Дотации на выравнивание по своей природе должны компенсировать объективные ограничения развития и не превращаться в условную награду или инструмент «принуждения к росту», — говорит руководитель исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право», доцент ГАУГН (при РАН) Венера Шайдуллина. Автор показывает, что введение соглашений с обязательством увеличивать налоговые и неналоговые доходы и ужесточение условий использования дотаций приводит к тому, что выравнивающая функция дотаций заменяется стимулирующей, а сам характер трансферта превращается из нецелевого в целевой. Но стимулирование и выравнивание требуют разных инструментов и разной логики ответственности, говорит Шайдуллина. «Если смешивать их в одном канале финансирования, то регион перестает воспринимать дотацию как страховку от структурных дисбалансов и начинает воспринимать ее как «условный ресурс», который нужно заслужить или согласовать», — пояснила она. 
Система выравнивания, по сути, стала площадкой для решения сразу нескольких задач: сокращения разрыва, дисциплинирования и стимулирования регионов — но из-за этого потеряла цельность, считает ведущий научный сотрудник Финансового университета при правительстве России Кырлан Марчел. По его мнению, выводы исследования РАНХиГС говорят не только о технических дефектах формулы, но и о том, что федеральный центр пытается управлять поведением регионов через инструмент, который по природе должен быть нейтральным. Несовершенство инструмента тогда выглядит как следствие конфликтующих целей внутри одного механизма. Не потому что выравнивание «плохо», а потому что его сделали гибридом: часть параметров работает как социальная страховка, часть — как административный рычаг, считает он.
Безусловно позитивная сторона системы распределения дотаций — это само наличие формально утвержденной методики, говорит директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его мнению, распределение нецелевых трансфертов решает задачи выравнивания, сглаживает существующие гигантские диспропорции в бюджетной обеспеченности субъектов страны. Но в то же время «справедливая критика со стороны экспертов к методике распределения дотации заключается в том, что она ежегодно, иногда даже по несколько раз в год уточняется и пересматривается», признает Климанов. Это, по его словам, создает неопределенность в действиях финансовых органов, субъектов федерации. Сам механизм распределения стал в определенном смысле фетишем, совершенствование которого отражается ежегодно вначале как цель, а потом как достижение в реализации политики межбюджетного выравнивания, говорит эксперт. 
Властям стоит закрепить «коридор стабильности» методики распределения дотаций на пять-семь лет, чтобы регионы могли планировать бюджетную и налоговую политику, не ожидая ежегодных перенастроек ключевых параметров, добавила Венера Шайдуллина. Полезно развести каналы: базовое выравнивание должно быть максимально формульным и нейтральным, а стимулирование роста, эффективности расходов и проектов развития — вынесено в отдельные целевые инструменты с прозрачными KPI и конкурсной логикой, что снизит внутренние противоречия системы, заключила она. 
Читайте также
Премьер Бельгии допустил обращение в суд из-за использования российских активов
Премьер Бельгии допустил обращение в суд из-за использования российских активов
Наука
Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер заявил в интервью VTM NIEUWS, что депозитарий Euroclear, где хранятся российские активы, может подать в суд в случае использования денег России без разрешения от правительства Бельгии. Он считает, что Euroclear может подать иск в Генеральный суд, который является частью суда Евросоюза. Де Вевер задался вопросом, как Европейская комиссия планирует обосновать необходимость использования российских миллиардов для бюджета Украины. Это должно произойти в
Аналитики ждут роста франшиз продуктового ретейла в 2026 году
Аналитики ждут роста франшиз продуктового ретейла в 2026 году
Наука
В январе — сентябре 2025 года крупнейшие продуктовые сети России снизили темпы роста по сравнению с прошлым годом. Они открыли в общей сложности 5300 магазинов — на 30% меньше, чем в тот же период 2024-го, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование агентства INFOLine. Крупнейшие сети, входящие в топ-200 лидеров по выручке, за девять месяцев 2025 года открыли на 10% меньше магазинов год к году, что стало одним из самых низких показателей за последние пять лет. В этих условиях одной из
Россиянам покажут чондарг
Россиянам покажут чондарг
Наука
Ансамбль аутентичных инструментов «ОВЛА» представит на концерте в Санкт-Петербурге 14 декабря чондарг, который полностью исчез из культуры в XX веке и был воссоздан в наши дни. Об этом сообщили в правительстве Ингушетии. Мероприятие пройдет в рамках проекта «Калейдоскоп народностей». Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов заявил, что подобные проекты важны для сохранения национальной идентичности. «Наше наследие, такое как эпические сказания и уникальные инструменты, — это живая история, которую
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив