Новостная лента о политике, спорте,
науке, культуре и др.
Новости в России и мире » Наука » Первые ученые новой страны: как женщины строили науку и образование в СССР


Первые ученые новой страны: как женщины строили науку и образование в СССР

26 декабрь 2025, Пятница
1
0
Первые ученые новой страны: как женщины строили науку и образование в СССР
Лина Штерн
DR

Лина Штерн

Лина Штерн родилась 14 августа 1878 года в городке Либава Курляндской губернии Российской империи. В 20 лет, не видя возможности учиться в России, она уехала в Швейцарию — поступать в Женевский университет. В воспоминаниях Штерн писала, что уже тогда хотела заниматься наукой: «Знала, что в мире много ученых женщин. Пришла как-то мысль — вот кто не умирает. Было желание жить долго — вечно жить». Медицину выбрала из желания «служить человечеству».  . В 1903 году Лина Штерн защитила диссертацию по исследованию двигательной функции мочеточников. Выпускнице предложили место ассистента на кафедре физиологии. В 1906-м Лина стала приват-доцентом, а в 1917-м — профессором, оказавшись первой женщиной, заслужившей подобное признание в Женевском университете. На медицинском факультете специально для нее создали кафедру физиологической химии, которую Штерн успешно возглавляла до 1925 года.. В 1925 году биохимик Алексей Бах, с которым Лина дружила в Женеве и который в 1917 году вернулся в Советский Союз, предложил Штерн возглавить кафедру физиологии при 2-м МГУ — так называли университет, созданный в 1918 году на базе медицинского факультета Московских высших женских курсов (сейчас — РНИМУ им. Н.И. Пирогова). Лина согласилась. Возвращение во многом было связано с политическими взглядами Штерн: она дружила с социалистами и верила в новую страну. По крайней мере, по прибытию в анкете в графе «национальность» Лина указала «СССР». Она переехала в Москву 31 марта 1925 года в возрасте 46 лет, планируя начать новую жизнь. . Ученой выделили комнату в Алтуфьевском переулке, недалеко от места работы. Штерн много и продуктивно работала. Добилась создания при 2-ом МГУ Института физиологии. Предложила заменить зарубежные командировки советских ученых приглашением, наоборот, зарубежных авторов в СССР, чтобы они могли читать лекции в Москве. Некоторых зарубежных коллег Штерн даже удалось переманить к себе. . В Советском Союзе Штерн продолжила свои исследования гематоэнцефалического барьера. Еще в Швейцарии она начала изучать физиологический механизм, обеспечивающий стабильность внутренней среды мозга и его защиту от внешних воздействий, прежде всего, веществ, содержащихся в крови. Собственно, именно Штерн и назвала этот механизм гематоэнцефалическим барьером — то есть барьером между кровью и центральной нервной системой. За вклад в научную деятельность Лину Штерн в 1939 году избрали действительным членом Академии наук СССР. В 1939-м ее приняли в Коммунистическую партию. В 1943-м она получила Сталинскую премию за достижения в изучении гематоэнцефалического барьера. . Кампания против Штерн началась летом 1947 года со статьи «Против универсализма и упрощенчества в медицине» Александра Бернштейна, заведующего кафедрой биохимии Ивановского государственного медицинского института, в которой он принижал значение ее исследований по гематоэнцефалическому барьеру. В 1949 году Штерн арестовали по делу ЕАК (Еврейского антифашистского комитета), обвинив в шпионаже и антисоветской деятельности. Почти всех обвиняемых по этому делу расстреляли, но Штерн приговорили к тюрьме и последующей ссылке. В 1953 году ее амнистировали, разрешили вернуться в Москву и восстановили в звании академика. В 1958-м, после профессиональной и научной реабилитации, вновь приняли в партию. Она стала заведующей Лабораторией физиологии Института биофизики АН СССР, где и проработала до самой смерти.
Ольга Добиаш-Рождественская
DR

Ольга Добиаш-Рождественская

Санкт-Петербургские высшие женские курсы, чаще всего называемые по фамилии основателя Бестужевскими, открылись в 1878 году. Ольга Добиаш, дочь статского советника, поступила туда в 1895 году — на историко-филологическое отделение. Она была хорошо образована и начитана, ни с кем близко не сходилась и все свободное время проводила за занятиями русской историей и греческим языком. С переходом на второй курс Добиаш определилась со специализацией — история Средних веков — и стала ученицей видного медиевиста Ивана Гревса. . В 1906 году Гревс стал на курсах деканом историко-филологического факультета. Он позвал Добиаш преподавать, и в 1907–1908 учебном году Ольга уже читала слушательницам свой первый курс — «Германия» Тацита как источник для истории раннего Средневековья». В феврале 1908 года Ольга вышла замуж за физика Дмитрия Рождественского и взяла двойную фамилию по бестужевской традиции сохранять девичью. . Гревс осознавал важность поездок в Европу для медиевиста и активно хлопотал об отправке Добиаш-Рождественской в Париж. Ольга вернулась в Россию в 1911 году после защиты в Парижском университете докторской диссертации. Возвращение не было ни вынужденным, ни специально обдуманным — в Европе Ольга и не планировала оставаться. Правда, в России ее диссертация засчитывалась лишь как диплом об окончании курсов. В 1918 году она защитила диссертацию теперь уже в Петроградском университете и стала первой в стране женщиной — доктором наук. Ее портрет с новостью о присуждении степени напечатали во всех ведущих газетах. . Добиаш-Рождественская преподавала и на Бестужевских курсах, и в Ленинградском университете. Работала консультантом в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки. Читала публичные лекции. Написала несколько научно-популярных книг: в 1918 году вышла «Эпоха Крестовых походов. Запад в крестоносном движении», в 1924-м — «Западные паломничества в Средние века», в 1925-м — «Крестом и мечом» о приключениях Ричарда Львиное Сердце.. И Ольга, и ее муж занимали довольно высокое положение в советской научной иерархии. Оба числились в Академии наук: Дмитрий Рождественский — академиком, Ольга — член-корреспондентом. Ей разрешали и зарубежные командировки, и переписку с коллегами-иностранцами. Рождественские верили в ту новую страну, которая строилась вокруг них. Дмитрий Рождественский писал: «Она [страна] начала планомерную, упорную и суровую борьбу за любовь людей друг к другу, за свободу — истинную свободу народов. Ольге Антоновне и мне как рядовым работникам дана была великая радость принять участие в этом устремлении и бросить на него наши усилия».. Ольга Добиаш умерла 30 августа 1939 года. Весной 1940-го года профессор Иван Гревс в памятной речи о своей ученице признал, что та превзошла своего учителя.
Сабина Шпильрейн
DR

Сабина Шпильрейн

Окончив в 1900 году медицинское училище, 25-летний Карл Юнг поступил на службу в клинику Бургхёльцли в Цюрихе, которая специализировалась прежде всего на лечении шизофрении и психозов. Большого опыта в лечении истерик у доктора Юнга тогда еще не было. Его первой пациенткой в этой сфере стала госпитализированная 17 августа 1904 года Сабина Шпильрейн, уроженка Ростова-на-Дону.. После лечения у Юнга и выписки из клиники, в 1905 году Сабина поступила на медицинский факультет Университета Цюриха. Позже она получила там докторскую степень и подготовила диссертацию — первую, написанную женщиной по психоаналитическому направлению. 11 октября 1911 года Шпильрейн приняли в Венское психоаналитическое общество. . В 1920-м в Гааге Шпильрейн выступила на шестом Международном психоаналитическом конгрессе. Она поделилась там своей теорией развития ребенка. Шпильрейн настаивала, что кормление грудью — важный для младенца и матери процесс, который оказывает прямое влияние на развитие ребенка.  . В 1923 году Шпильрейн вернулась в Россию. Ее возвращение было во многом связано с фигурой Льва Троцкого, в ту пору желавшего популяризовать психоанализ в СССР. Троцкий считал, что он сможет заменить для масс религию и активно приглашал из-за рубежа специалистов по психоанализу. Шпильрейн жила в Москве и работала в Государственном психоаналитическом институте и в детском доме «Международная солидарность» (так называлась лаборатория, в которой детей воспитывали на психоаналитических принципах отдельно от родителей). Сабина стала заведующей кафедрой детской психологии в Первом Московском государственном институте. . С опалой Троцкого в 1924 году положение психоанализа изменилось — его стали считать враждебным учением. В 1924 году Шпильрейн вернулась в Ростов-на-Дону. Она основала там ясли и преподавала в университете до 1936 года, пока Сталин вовсе не запретил психоанализ. В 1942 году вместе Шпильрейн с двумя дочерьми была расстреляна немцами, захватившими Ростов.
Людмила Мерварт
Архив В.А. Погадаева / Wikipedia

Людмила Мерварт

Людмила Левина тоже окончила Высшие женские курсы, а следом — и Восточный факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Любопытный факт: ее отец, доктор Александр Левин, в 1897 году был командирован в Индию для борьбы с бубонной чумой. Вернувшись, Александр, вероятно, делился с дочерью в том числе своими впечатлениями, поэтому она и выбрала изучение Востока. А вскоре — почти повторила путь отца.. Дело в том, что Музею антропологии и этнографии требовались музейные экспонаты для этнографической выставки про Индию. Возникла идея отправить ученых в первую экспедицию на Цейлон и в Индию, чтобы там они собрали коллекцию и провели исследования. Директор музея выбрал для командировки двух перспективных этнографов — доктора философии Гейдельбергского университета Густава Мерварта (он работал в Петербурге и там же познакомился с невестой, принял православие, а позднее и имя Александр) и его супругу Людмилу. Аналогичные экспедиции отправлялись по всему миру. В страны Африки, кстати, собирать этнографические ценности ездил в том числе поэт Николай Гумилев. . Мерварты прибыли на Цейлон 29 мая 1914 года. Они много путешествовали, местные аристократы охотно принимали их. В январе 1915 года супруги перебрались в южную Индию. Там Александр изучал тамильский, а Людмила — язык малаялам. В 1937 году, при приеме на работу, Людмила Мерварт даже не перечисляла до конца все доступные ей языки: «Владею английским, французским, немецким, голландским, малайским, скандинавскими, классическими и другими языками».. В 1916 году экспедицию продлили еще на два года. Работа была очень интересной, Мерварты радовались и научной свободе, и гармонии семейной жизни. Из-за Первой Мировой войны им редко удавалось получать жалованье из Петербурга, так что жили достаточно стесненно. В 1917 году Александр даже согласился занять должность помощника хранителя Индийского музея. . В июле 1918 года семья вернулась в Россию, причалив во Владивостоке. Там Мерварты организовали историко-филологический факультет Восточного университета (современный ДВФУ). Город переходил от красных к белым, в тяжелых условиях Гражданской войны Мерварты пытались сохранить собранную ими индийскую коллекцию. Они перебрались в Харбин, затем в Читу и в конце концов вернулись в Ленинград. Привезли с собой 11 ящиков с 5000 предметов и 3000 фотографий. Мерварты выступали с лекциями по радио, преподавали, описывали привезенное. Людмила ездила стажироваться за рубеж, а затем преподавала малайский язык в России. . В 1930 году Людмилу и Александра арестовали. Людмила Мерварт позже, при пересмотре дела в 1958 году рассказывала, что «называла себя шпионкой и изобличала в шпионаже» мужа «под диктовку следователя» и под «угрозой уничтожения в том числе двух малолетних детей». Александр умер в лагерях. Людмилу освободили досрочно, она вернулась в Ленинград. Преподавала в разных университетах, переводила, изучала малайские и индонезийские литературные памятники. Ей так и не удалось полноценно вернуться к академической карьере, хотя она писала в Институт истории Академии наук записки, в которых высказывала тревожные мысли о свертывании в Москве научной работы в области востоковедения.
Наталия Флиттнер
Wikipedia

Наталия Флиттнер

Наталия Флиттнер поступила на Бестужевские курсы в 1899 году, на словесно-историческое отделение, где изучала историю искусств. Она росла тихой, любящей уединение девочкой. Семья Флиттнеров жила в Коломне, где Наталия любила гулять по Египетскому мосту, а на лето обыкновенно уезжала в Стрельну — там она надолго уходила гулять и собирала цветы для гербария. Цветы она любила выращивать и рисовать всю жизнь. Акварельные наброски были ее хобби.. На Бестужевских курсах ей преподавали лучшие историки того времени: Борис Мелиоранский читал историю возникновения христианского догмата, Николай Веселовский — археологию, Михаил Ростовцев – классическую филологию, Андриан Прахов рассказывал о памятниках античного, византийского, древнерусского искусства. . Бестужевские курсы Наталия закончила в 1903 году и много лет боролась за право продолжить образование в Петербургском университете. Университетский диплом Флиттнер нужен был, чтобы вернуться преподавать бестужевкам — и стать профессиональным востоковедом. После революции 1905 года ограниченному количеству девушек разрешили получить университетское образование. В 1905 году Флиттнер зачислили вольнослушательницей на историко-филологический факультет Петербургского университета. . Учителя — в том числе Прахов, Веселовский и Лихачев — отправили Флиттнер учиться к Борису Тураеву. Он принял Наталию в свой домашний кружок изучения древнеегипетского. Тураев слыл большим знатоком древних текстов, одним из ведущих египтологов России. Уже прослушавший курсы зарубежных египтологов, он вернулся в Петербург, чтобы преподавать востоковедческие дисциплины в Петербургском университете. Одна из его ключевых заслуг — создание собственной научной школы. Частью этой школы была и Наталия.. В 1913 году ее допустили к государственным экзаменам. В 1917 году — Наталии было уже 38 лет — Флиттнер получила звание магистра истории, защитив диссертацию по исследованию цилиндрических печатей Древнего Египта из коллекции В.С. Голенищева. Длительность обучения во многом была связана как с негибкостью университета, так и с финансовым вопросом: Наталия много работала, чтобы помогать родителям. И, кроме того, Тураев убеждал ее, что нужно ехать в Берлинский университет, учиться там — на поездку тоже требовались деньги. Часто Флиттнер, чтобы сэкономить, добиралась до работы пешком. Она читала историю в Лесной женской гимназии принца Ольденбургского, в гимназии Оболенской, в Коммерческом училище Хворовой, давала публичные лекции для молодежи, работала в музейных кружках. В ней чувствовалось стремление к популяризации науки — Наталия «хотела каждую картину, каждую древнюю вещь сделать доступной, понятной, интересной и важной для всех и каждого». .  В 1909, 1912 и 1914 годах Наталия ездила в Берлинский университет на летние семестры. Там она занималась историей древнего мира, историей Передней Азии, египетской иероглификой, археологией и искусством Древнего Египта. Берлинская школа египтологии была одной из самых сильных в мире и занималась прежде всего дешифровкой древнеегипетского языка.  . После революции Наталия преподавала в Ленинградском университете. Согласилась работать над созданием Музейного отдела в Эрмитаже, где занималась экскурсионным направлением. Поначалу Флиттнер боялась принимать должность в Эрмитаже, но Тураев убедил: «Нет-нет, Наталия Давыдовна, — твердил он мне хилый, слабый, физически и душевно изможденный, — нам за границей делать нечего. Наше дело здесь, пока мы еще нужны». Флиттнер вела экскурсии, иногда по пять-шесть за день. Участвовала в создании первой большой постоянной экспозиции памятников древнеегипетской культуры и искусства. Вела кружки для подростков, которые посещал в том числе будущий египтолог Борис Пиотровский. Писала просветительские книги как для взрослых, так и для детей — «Как читать иероглифы», «В стране пирамид», «Путеводитель по залам Древнего Египта». .  В бомбоубежище, в подвалах Зимнего дворца, в блокадном Ленинграде она продолжала работать над своими исследованиями. Труд всей ее жизни — монография «Культура и искусство Двуречья и соседних стран» — вышел лишь через год после смерти Флиттнер. Он стал важным учебным пособием, которое переиздается до сих пор. О своем профессиональном выборе Наталия Давыдовна говорила: «Я стала историком, потому что история с моей точки зрения — самая широкая, самая всеобъемлющая наука, потому что история говорит глубже всего о человеке и о человечестве вообще».
Блюма Зейгарник
DR

Блюма Зейгарник

27 октября 1901 года в небольшом литовском городке Пренай родилась Блюма Герштейн (в замужестве — Зейгарник). В 1922 году девушка поступила на философский факультет Берлинского университета. Во время учебы там с большим интересом посещала занятия известных гештальт-психологов — Вольфганга Кёлера, Макса Вертхаймера. Однако, особый интерес для неё представляли лекции молодого приват-доцента Курта Левина. . В 1920-х годах Левин проводил серию экспериментов, призванных подтвердить его теорию поля (концепция взаимосвязи между индивидом и окружающей средой). Блюма Зейгарник работала с Левином над одним из таких проектов, результаты которого, впервые опубликованные в 1927 году, сделали ее всемирно известной. В статье «Запоминание выполненных и невыполненных задач» Блюма доказывала, что прерванные задачи запоминаются взрослыми лучше, чем полностью выполненные, и что дети, как правило, запоминают только прерванные задачи. Сегодня это свойство психики известно как «эффект Зейгарник». В 1925 году Блюма Зейгарник окончила университет, но продолжила там работать, а в 1927 году получила докторскую степень. До 1931 года она числилась внештатным научным сотрудником в Берлинском университете.. Решение Блюмы Зейгарник вернуться в Советскую Россию было во многом обусловлено влиянием ее мужа, верившего в коммунистические идеалы. Альберт Зейгарник получил должность в Министерстве внешней торговли СССР. В 1931 году семья перебралась в Москву, где Блюма Васильевна заняла место научного сотрудника в Институте высшей нервной деятельности, который в 1932 году реорганизовали в отделение Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИИЭМ). Там она познакомилась и начала работать со Львом Выготским. Зейгарник считала его и Левина одними из лучших психологов эпохи. . Летом 1936 года Центральный Комитет ВКП(б) принял постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Работы многих ученых, включая Выготского, подверглись резкой критике. В период с 1936-го по 1939 год Блюма не опубликовала ни одной научной работы. Лишь в 1940 году она наконец обнародовала результаты своего исследования посттравматической деменции, начатого ею еще в начале 1930-х годов.. Летом 1940 года мужа Блюмы арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Его приговорили к десяти годам лагерей без права переписки. Зейгарник осталась одна с двумя детьми, одному из которых не было и года. Сама она тоже попала под репрессии: в 1953 году осталась без работы. Но она ждала, когда политический курс изменится.. Со временем Зейгарник действительно восстановили в правах. В 1965 году ученой присвоили звание профессора психологии, а в 1967 году ее выбрали заведующей кафедрой психофизиологии и нейропсихологии Московского государственного университета. Вышли в свет монографии «Расстройство мышления у психически больных» (1958), «Патология мышления» (1962), «Введение в патопсихологию» (1969), «Личность и патология деятельности» (1971) и «Основы психопатологии» (1973). Некоторые из них были переведены на иностранные языки. В 1969 году Блюме Зейгарник разрешили посетить Международный психологический конгресс в Лондоне — это была ее первая за много лет (и не последняя) поездка за границу.
Елена Антипова
Fundação Helena Antipoff

Елена Антипова

Елена Антипова родилась в Гродно в 1892 году. Она получила образование в петербургской гимназии Таганцевой, где научилась играть на фортепиано и говорить по-французски, по-немецки и по-английски. В 1909 году мать Антиповой увезла трех своих дочерей в Париж. Елена продолжила обучение в Коллеж де Франс и в Сорбонне. Во время учебы познакомилась со швейцарским психологом Эдуардом Клапаредом, которого всегда называла своим наставником. Приняв его приглашение продолжить учебу в созданной Клапаредом Школе педагогических наук, Антипова уехала в Женеву. . В 1916 году из России пришли новости о ранении отца — генерал-майора императорской армии. Елена отправила его лечиться в Симферополь, а сама осталась в Петербурге. Город полнился сиротами и отказниками — детьми, потерявшими родственников сначала на войне, а потом и из-за революции. Чтобы дать им кров, правительство организовывало общежития и образовательные центры. В одном из таких центров Антипова и начала работать. . Ее коллеги наблюдали за поведением детей для диагностики их интеллектуального и психоэмоционального состояния. Именно благодаря этим исследованиям Антипова начала разработку концепции цивилизованного или приобретенного интеллекта. Дело в том, что хотя результаты детей, оставшихся без попечения родителей или живущих на улице, в тестах на интеллект были ниже, чем у детей в обычных условиях, на практике доктора наблюдали их невероятную способность справляться с конкретными жизненными проблемами. Антипова настаивала, что интеллект — это не только знание и образование, но и приспособленность к бытовым обстоятельствам.. В Петрограде Антипова вышла замуж за журналиста и писателя Виктора Гликмана. В декабре 1922 года его выслали из России. В конце 1924 года он прислал Елене деньги поездку в Германию. Антипова покинула Россию, получив на это разрешение под предлогом посещения центров воспитания брошенных детей в Германии. . Антипова пыталась обустроиться в Берлине, но получалось не слишком успешно: ей не нравился город, найти работу не получалось. Клапаред предложил своей ученице работу в Женевском университете. А в 1929 году она получила приглашение возглавить одну из первых лабораторий педагогической психологии  в Бразилии — при Педагогическом колледже в Белу-Оризонти. Там, в Бразилии, Антипова и осталась. Она прославилась созданием коррекционных школ и школ для одаренных детей, была награждена орденом Южного Креста. Бразильцы поставили Антиповой памятник — единственный в этой стране памятник женщине-ученому.
Читайте также
Елена Потемкина: «Ставки для крупных клиентов продолжат снижение»
Елена Потемкина: «Ставки для крупных клиентов продолжат снижение»
Наука
— Какой была динамика российского рынка корпоративного кредитования в последние три года? — Неоднородной. В самом начале 2022 года ключевая ставка оставалась низкой, кредитный портфель рос двузначными темпами. В марте ставка резко, в два раза, выросла до 20%, к третьему кварталу снова снизилась до 8%. Реагируя на скачки, рынок замедлился до 14% по итогам 2022 года. В 2023-2024 годах ключевая ставка двигалась по восходящей, но рынок оставался бодрым, сохраняя двузначные темпы роста кредитного
Акции в США обновили рекорд в первый день «ралли Санта-Клауса»
Акции в США обновили рекорд в первый день «ралли Санта-Клауса»
Наука
Индекс S&P 500 вырос на 0,3% по итогам укороченной торговой сессии 24 декабря, до 6932,05 пункта, что стало новым рекордом, следует из торговых данных. Ключевой индекс фондового рынка США рос пять дней подряд, что стало самой продолжительной серией с ноября, отмечает Bloomberg. Другие индексы завершили торги 24 декабря на следующих уровнях: Лидером роста на американском рынке стали акции Nike: к закрытию торгов они выросли на 4%, до $60, а в течение торговой сессии рост достигал 5,7%.
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив